«Слева, справа, вверху, внизу» проект по ФЭМП (ориентировка в пространстве) для детей 5–6 лет

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный.

Продолжительность: долгосрочный (октябрь 2019 – апрель 2020).

Участники: воспитатели, дети, родители воспитанников.

Актуальность темы.

Детям дошкольного возраста часто бывает трудно правильно ориентироваться в пространстве. Многие дети часто путают правую и левую руку, а также направление – налево, направо. Но ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом (слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др.) Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.

Ориентировка в пространстве является неотъемлемой частью подготовки ребенка к школе и к жизни в целом. Благодаря формированию пространственных отношений у детей активизируется речь, пополняется словарный запас, ребенку легче ориентироваться на улице, проезжей части. А ориентировка на листе бумаги готовит ребенка к обучению в школе, развивается логическое мышление, воображение, глазомер.

Поэтому в детском саду необходимо много внимания уделять формированию у детей умения ориентироваться в окружающем пространстве.

Цель проекта: Формирование у детей пространственных представлений.

Задачи:

Образовательные:

  • Дать понятие о пространственных отношениях
  • Формировать умение ориентироваться в окружающем мире, на листе бумаги

Развивающие:

  • Развиватьпознавательную активность,воображение, мышление, коммуникативные навыки, познавательно-исследовательскую деятельность детей
  • Пополнять и обогащать словарный запас детей:
    • наречиями: слева, справа, вверху, внизу, между, около; высоко, низко и т.д.)
    • существительными:лабиринт, координата, клетка,направление, диагональ.
  • Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях.

Воспитательные:

  • воспитывать любознательность, умение внимательно слушать;
  • дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие:

  • совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве,
  • понимать смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, между, рядом с, около;
  • двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а так же в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперёд, назад, налево, направо и т.д.)
  • определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов;
  • учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху – внизу, в середине, в углу; верхний левый угол, нижний правый угол и т.д.)

Речевое развитие:

  • продолжать развивать речь как средство общения;
  • обогащать речь детей наречиями;
  • обозначать в речи взаимное расположение предметов

Социально-коммуникативное развитие:

  • развитие эмоциональной отзывчивости, доброжелательного отношения к окружающим,
  • формировать готовность детей к совместной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Способствовать формированию умения передавать в изображении соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга; передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги
  • Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учётом его пропорций
  • Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу

Физическое развитие:

  • при приобщении к спортивным и подвижным играм  формировать умение ориентироваться в пространстве;
  • сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; предупреждение утомления

Предполагаемый результат.

Для детей:

  • уверенно выделяет ведущую руку;
  • обозначает словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;
  • развит навык перекрёстного ориентирования в схеме собственного тела;
  • без затруднений определяет направления движения в пространстве в процессе собственного передвижения, передвижения других детей и различных объектов; сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниямипедагога, с учетом ориентира;
  • свободно ориентируется в микро пространстве: за столом, на поверхности листа бумаги, в книге, на фланелеграфе (самостоятельно находит верхний правый-левый угол, середину; знает направления слева - направо, снизу-вверх, наискосок, и т.д.);
  • активно использует в своей речи термины, обозначающие направление и
  • время (вправо, влево, вверх, вниз, по диагонали и др.)
  • умеет переносить полученные знания и умения в другие виды деятельности.

Для родителей: родители - активные участники образовательного процесса, могут дома грамотно формировать у детей навыки пространственного ориентирования.

Для педагогов:

  • обобщение педагогического опыта;
  • повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение методом проекта в работе с детьми.

Этапы работы над проектом

I ЭТАП - Подготовительный

Создание условий, необходимых для реализации проекта. Обогащение предметно-развивающей среды, сбор и анализ литературы по данной теме.

Дидактические и настольно-печатные игры (ФОТО 1, ФОТО 2)

  • «Шашки»
  • «Ходилки»
  • «Лабиринты»

Фото 1

Фото 2

Дидактические игры на листе бумаги: «Найди картинку и назови ее», «Кто, где живет», «Найди каждой карточке сове место»

  • «Футбол»
  • «Графический диктант»
  • «Чудесные картинки»
  • «Раскрась картинки» (ориентировка на листе бумаги)
  • «Найди такую же цифру»
  • «Проведи дорожку»
  • «Кто правильно назовет?»
  • Подвижные игры:
  • Игра «Жмурки с колокольчиком»
  • Игра «Бездомный заяц»
  • Игра «Кот и мыши»
  • Игра «У медведя во бору»
  • Игра «Цветные автомобили»
  • Игра «Найди свой домик»
  • Игра «Прятки»
  • Игра «Найди свое место»
  • Игра «Найди, где спрятано»
  • Игра «Мы веселые ребята»
  • Игра «Мышеловка»
  • Игра «Караси и щука»
  • Игра «Хитрая лиса»
  • Игра «Гуси-лебеди»
  • Игра «Ловишки»

Наглядно-дидактические пособия (ФОТО 3)

  • Подборка стихов, загадок, пословиц, поговорок с математическим содержанием
  • Картотека «Графические диктанты»
  • Картотека «Ориентирование»
  • «Картотека игр на развитие пространственной ориентировки»
  • Физминутки «Клоун», «Ветер», «Насос» и др.
  • Разработка ОД по ознакомлению с окружающим, рисованию, аппликации.

Фото 3

II ЭТАП - Основной

Деятельность с детьми:

  • Наблюдение: «Наш участок», «Наша группа», «Территория детского сада»
  • Составление плана группы, плана участка, маршрута от группы до участка
  • Дидактические игры
  • Разучивание стихотворений
  • Разгадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций
  • НОД:
    • Интегрированное занятие «Малыш и Карлсон»
    • Интегрированное занятие «Путешествие в королевство математики»
    • Интегрированное занятие «Помоги принцессе»
    • Квест-игра «Поиски подарка»
    • Лепка «Снеговик», «Налепленные украшения»,  «Чайный сервиз», «Космос», «Аквариум», «Лето»
    • Аппликация «Составь узор », «Укрась платье», «Красивый ковер»,
    • Рисование «Укрась салфетку»

Взаимодействие с родителями

  • Изготовление игр на ориентировку в пространстве и на листе бумаги
  • Консультации (ФОТО 4):
  • «Дидактические игры и упражнения на ориентировку в пространстве»
  • «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
  • "Правое и левое"
  • «Как научить ребёнка не путать стороны?"
  • «Учим ребёнка ориентироваться в пространстве"

Фото 4

III ЭТАП - Заключительный

Обобщение материалов проекта, анализ деятельности детей.

Публикация материала на сайте ДОУ, в электронных СМИ.

Результаты проекта

В результате реализации проекта дети значительно лучше стали:

  • определять пространственные направления от себя,
  • двигаться в заданном направлении (вперёд-назад, направо-налево, вверх-вниз);
  • обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева - на полках игрушки, сзади- окно);
  • определять и называть пространственные отношения «далеко – близко» (дом стоит далеко, а берёзка растёт близко)

Дети уверенно выделяют правую и левую руку; ориентируются в планах, схемах, на листе бумаги.

Спокойно переносят полученные знания в свободную деятельность.

Родители активно включились в совместную деятельность с детьми, стали больше уделять внимания математическому развитию своих детей, стали полноправными участниками образовательного процесса.

Презентация проекта: Представление проекта на педагогическом совете, на муниципальном мероприятии «Панорама педагогических достижений»

Приложения:

  • Конспекты занятий
  • Картотеки
  • Консультации для родителей
  • Физминутки
  • Подборка стихов и загадок
  • Фото наблюдений, с разных занятий, продуктивной деятельности и т.д.

Методическая литература

1. Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ. Под ред. З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой. Пермь. 2007.

2. Т.И.Ерофеева. Знакомство с математикой. М., 2007.

3. Е.С.Евдокимова. Технология проектирования. М.2008.

4. Учимся ориентироваться в пространстве. Материал для развития пространственного восприятия у дошкольников. Т.А.Шорыгина. М. 2004.

5. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа. Автор-составитель Н.В.Лободина. Волгоград: Учитель, 2012.

6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И.Цеханская. М.: Просвещение, 1989.

7. Методические рекомендации к пособию «Учусь ориентироваться в пространстве». М.: школьная Пресса, 2010.