Индивидуальный маршрут ребенка, требующего специальной педагогической поддержки

Разделы: Социальная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: соматогенное происхождение, церебрально-органическое происхождение, дисгармоничность, индивидуальное развитие обучающегося


Во всем мире отмечается увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями, поэтому проблема трудности в обучении детей, имеющих задержку психического развития, стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. По данным Министерства образования РФ, к 2010 году (за последние 10 лет) количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14–15%, а количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза, из года в год статистика продолжает неумолимо расти. Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла.

Обучающиеся с задержкой психического развития – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Задержка психического развития – это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. В целом ряде исследований выявлено, что дети с ЗПР с трудом адаптируются в социальной среде, особенно в среде сверстников. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции, отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР:

- Конституционального и соматогенного происхождения – ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

- Психогенного происхождения – обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

- Церебрально-органического происхождения – самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

В нашей школе есть ученик с диагнозом ЗПР. Обучающийся А. поступил в 1 класс 1 сентября 2019 года. Заключение ПМПК от 15.05.2019: диагноз – ЗПР. Рекомендовано обучение по АООП НОО для обучающихся с ЗПР вариант 7.2.

По результатам психолого-педагогической диагностики, проведенной педагогом-психологом, А. показал очень низкий уровень сформированности компонентов учебной работы, завышенный уровень самооценки, дошкольный (игровой) тип психического развития, низкий уровень развития наглядно-образного мышления, низкий уровень развития произвольного внимания, игровой мотив учения. Очень плохо развита память, мышление наглядно-действенное, внимание неустойчивое. Восприятие нового материала затруднено.

До школы ребёнок детский сад посещал. Воспитывается в неполной семье. Наблюдается благоприятный психологический климат в семье (доверительные отношения между всеми членами семьи). Мама и бабушка уделяют должное внимание внешнему виду и одежде ребёнка. Мама постоянно интересуется учёбой и поведением сына в школе.

Внешний вид ребёнка опрятный. Достаточно развит физически, гиперактивный. С детьми в классе старается установить контакт. Реакция на одобрение и замечания не всегда адекватная. Наблюдается недостаточная речевая активность.

У ребёнка положительное отношение к школе, ему очень нравится общаться с ребятами. Мальчик быстро утомляется, что сказывается на ухудшении качества работы. Способен работать лишь при наличии пошаговой инструкции. Мальчик слабо удерживает цель деятельности, не способен самостоятельно её спланировать. В процессе деятельности трудности преодолевает только при психологической поддержке. Для преодоления трудностей в обучении А. необходимы помощь логопеда, психолога, социального педагога и индивидуальный подход.

А. были выделены часы для работы с социальным педагогом, направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся. Коррекционно-развивающие занятия проводятся во внеурочное время, 1 раз в неделю. При составлении занятий учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.

Занятия построены с учетом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

1. Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.

2. Принцип единства диагностики и коррекции реализуется в двух аспектах: началу коррекционной работы предшествует этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития.

3. Принципы обще дидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

4. Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию обучающегося, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание проходит ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

5. Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащегося развивался навык переноса обработки информации, следовательно, механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

6. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

Методы и приемы работы с ребенком ЗПР:

В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:

- использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей);

- пошаговость предъявления материала,

- использование заданий в наглядно-действенном и наглядно-образном плане,

- речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения,

- учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей,

- эмоционально окрашенная подача материала.

Для А., мной был разработан индивидуальный маршрут, включающий в себя индивидуальную работу с А. в виде бесед и тренингов, как индивидуальных, так и групповых (Приложение 1); организация коллективной деятельности и общения; организация воспитывающей среды; организация повседневного школьного быта обучающегося; координация действий по помощи в развитии личности школьника; в сотрудничестве с другими педагогами, родителями, внешкольными педагогами.

При разработке индивидуального маршрута для обучающегося с задержкой психического развития, я использую следующую нормативно-правовую базу:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (п.22), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа НОО, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с задержкой психического развития;
  • Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Учебный план специального (коррекционного) обучения.

Цель маршрута: создать оптимальные условия для развития ребенка с ЗПР.

Задачи:

1) Создать условия для освоения АООП НОО:

- организация в классе безбарьерной, развивающей предметной среды;

- создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого;

- формирование у ребенка позитивной, социально направленной учебной мотивации;

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

- адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;

- адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др.

2) Создать условия для адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

Ожидаемые результаты:

- положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;

- положительная динамика развития когнитивной сферы;

- отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащейся с ЗПР;

- эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и обучающейся с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.

Средства контроля коррекционно-развивающих занятий:

В целях отслеживания результатов работы, с обучающейся проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой.

Результаты исследований отмечаются в «Карте индивидуального развития обучающегося».

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.

Эффективная динамика развития ребенка с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности.