Цели:
- в игровой форме проверить знания по истории Татарстана в годы Великой Отечественной войны;
- дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность;
- заинтересовать школьников в изучении литературы, посвященной данной теме;
- воспитывать уважение к славному прошлому нашей республики, формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Оборудование
- Выставка книги плакатов, посвященных Великой Отечественной войне;
- Историческая карта “Великая Отечественная война 1941-1045 гг.”;
- Портреты героев с временно закрытыми фамилиями;
- Игровая карта для жюри и задания для участников.
Игра состоит из пяти этапов, содержательно соответствующих теме Республика в годы Великой отечественной войны.
1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап |
Культура республики в годы войны | |||
Экономика республики на службе фронту Всенародная помощь армии и флоту | |||
За свободу и независимость Родины | |||
Жизнь республики перестраивается на военный лад. |
Каждому этапу игры соответствует своя группа заданий, которые выполняют участники команд и болельщики (“группы поддержки”).
План игры.
1. Вступительная часть. Учитель разъясняет цели, последовательность и формы проведения конкурсов, представляет команды, жюри.
2. Основная (игровая) часть. Конкурс состоит из нескольких туров. Участники и болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивает это, начисляя баллы.
3. Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд – победительниц или выставление оценок.
Ход игры
Ведущий.
Наш урок посвящен одной из самых трагических, но одновременно наиболее славных страниц нашей страны – Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков 1941 – 1945 гг.
1 ЭТАП. Жизнь республики перестраивается на военный лад.
Ведущий.
22 июня 1941 г. население республики, как и всей страны, узнало о нападении фашистской Германии на Советский Союз. В этот же день прозвучало суровое слово “мобилизация”. Республика начала жить в условиях военного времени. Десятки тысяч жителей по призыву и добровольцами ушли на фронт. Формировались новые боевые соединения и части. Было развернуто массовое обучение боевых резервов. Население и территория ТАССР готовились к возможным военным действиям.
Как же сложились для советского народа эти тяжелые дни?
Команды поочередно отвечают на вопросы ведущего (30 секунд для ответа на один вопрос).
- Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название “Барбаросса”. Как назывался второй? (Ост).
- Уже в июне 1941 г. появилось стихотворение вскоре ставшее словами известной советской песни, посвященной Великой Отечественной войны. Какая это песня? (“Священная война”).
- Судьба Казани по плану “Барбаросса” Казань. (входила в зону оккупации СССР гитлеровскими войсками);
- Сколько жителей Татарстана сражалось в годы Великой Отечественной войны в рядах действующей армии (около 700 тысяч жителей Татарстана);
- Одним из героев обороны Брестской крепости был из ТАССР. Как его фамилия? (майор П.М. Гаврилов);
- На фронтах войны сражались не только люди, но и “яки”, “тигры”, “пантеры”, “леопарды”. Что это было? (Боевая техника – танки, самолеты).
- Уже в июне 1941 г. из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как это называлось? (Эвакуация).
- Лозунг “Все для фронта! Все для победы!” был выдвинут: (в Директиве СНК и ЦК ВКП(б) партийным организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г.);
- Главным оборонительным рубежом в Приказанском регионе согласно постановлению ГКО должен был стать______ (Казанский обвод)
- Строительство “Казанского обвода” завершилось: (к лету 1942 г.)
- После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение? (Московская битва).
2 ЭТАП. 1942 год. За свободу и независимость Родины
Ведущий.
Уроженцы республики героически сражались за свободу и независимость Родины на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу врага. Их ратные подвиги – яркая страница советской истории 1941-1945 гг.
Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы ведущего. (30 секунд для ответа на вопрос).
- Гвардии старший лейтенант, лётчик-истребитель, Герой Советского Союза. Совершил побег из немецкого концлагеря на угнанном им бомбардировщике Хейнкель-111. (3 Девятаев М.П.)
- Писатель, автор сборников рассказов для детей, стихотворений, драматических произведений. С начала войны находился на фронте. В октябре 1941 года под Брянском был взят в плен и брошен в концлагерь, где встретился с Мусой Джалилем; попал в легион “Идель-Урал”. За участие в подпольной организации казнён на гильотине 25 августа 1944 в военной тюрьме Плётцензее в Берлине. (2 Абдулла Алиш)
- Татарский советский поэт, Герой Советского Союза (1956), Лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957). Член ВКП(б) с 1929 года. В 1941 году был призван в Красную Армию. В звании старшего политрука воевал на Ленинградском и Волховском фронтах, был корреспондентом газеты “Отвага”. Был казнён на гильотине 25 августа 1944 года в тюрьме Плётцензее в Берлине.(1Муса Джалиль)
- Советский военачальник, Герой Советского Союза, генерал-полковник. Родился в селе Матвеевка Уфимской губернии, ныне Мензелинский район Республики Татарстан.(5 Гордов В.Н.)
- Гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков, Герой Советского Союза, совершила 782 боевых вылета.(4 Сыртланова М.Х.)
- Татарка по национальности, командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии2-го Белорусского фронта, гвардии капитан. Герой Советского Союза.(6 Санфирова О.А.)
- Участник Великой Отечественной войны, капитан Рабоче-крестьянской Красной Армии, уроженец деревни Новые Мелькени,Герой Советского Союза (1945). В честь него названа улица в Мензелинске. (8Тапиков С.М.)
- Татарин по национальности, повторил подвиг Александра Матросова, грудью закрыв амбразуру противника и получил звание Героя Советского Союза посмертно.(7 Гафиатуллин Г.)
- Первым из уроженцев Татарстана звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны было присвоено. В ноябре-декабре 1943 года полк под его командованием охранял встречу “Большой тройки” в Тегеране. (9 Кайманов Н.Ф.)
- Татарский советский поэт. Войну встретил на западной границе, артиллеристом – наводчиком. Оказавшись в тылу, участвовал в организации партизанского движения в лесах Белоруссии, в соединении Константина Заслонова. Обо всем пережитом в годы войны поведал в поэме “Путь славы” и в сборнике рассказов “И мертвые мстили”.(10 Заки Нури)
3 ЭТАП. Экономика республики на службе фронту Всенародная помощь армии и флоту
Ведущий.
В годы Великой Отечественной войны республика была одним из арсеналов армии и флота, важной тыловой базой страны. Ее труженики внесли весомый вклад в создание экономического фундамента победы. В годы войны возникло и приняло огромный размах всенародное патриотическое движение в помощь фронту. Активное участие в нем приняли жители республики.
Пришло время проявить себя и нашим капитанам (командирам) команд.
Капитаны получают листы с заданиями.
Отметьте правильный вариант ответа и сдайте лист жюри (3 минуты на выполнение задания)
1. Появление известной часовой марки “Восток” связано с эвакуацией в Чистополь в годы Великой Отечественной войны:
а) Первого Московского часового завода;
б) Второго Московского часового завода;
в) Петродворцового часового завода;
г) Гомельской обувной фабрики “Труд”.
2. Двухсотники - это:
а) более двухсот уроженцев Татарстана, удостоенных по итогам Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза;
б) татарстанские колхозники, обрабатывавшие ежедневно до 200 гектаров пашни;
в) труженики тыла, выполнявшие ежедневную норму выработки на 200 процентов;
г) двести работниц казанского обувного комбината “Спартак”, вставшие к производственному конвейеру взамен ушедших на фронт мужей.
3. С именем А.ВЛ. Вишневского связана (-о):
а) разработка метода местного обезболивания и новокаинового блока;
б) улучшение качества синтетического каучука;
в) создание республиканского отделения Фонда обороны;
г) руководство Казанским кетгутным заводом.
4. Активное участие в разработке советского ядерного оружия в рамках программы “Уран”, находясь в эвакуации в Казани, принимал:
а) М.В. Келдыш;
б) А.П. Александров;
в П.Л. Капица;
г) Л.Д. Ландау.
5. Первый фонтан татарстанской нефти забил:
а) в 1942 г.;
б) в 1943 г.;
в) в 1944 г.;
г) в 1945 г.
6. Хирургические шовные материалы в годы Великой Отечественной войны выпускал:
а) Казанский химкомбинат им.Вахитова;
б) Казанский кетгутный завод;
в) Казанский оптико-механический завод;
г) Бондюжский химический завод.
7. Явление электронного парамагнитного резонанса было открыто:
а) А.Б. Арбузовым;
б) Г.Х. Камаем;
в) В.А. Котельниковым;
г) Е.К. Завойским.
8. Славные дочери татарского народа Герои Советского Союза О. Санфирова и М. Сыртланова совершали свои боевые вылеты на самолетах конструкторского бюро:
а) Поликарпова;
б) Петляков;
в) Туполева;
г) Ильюшина.
9. За годы Великой Отечественной войны в госпиталях республики прошли курс лечения:
а) 334 тысячи чел.;
б) 518 тысяч чел.;
в) 650 тысяч чел.;
г) около 1 миллиона чел.
10. Над созданием новых типов самолетов и реактивной техники, будучи в эвакуации в Казани, работал, в частности:
а) И.В. Курчатов;
б) А.И. Иоффе;
в) В.П. Глушко;
г) Л.А. Орбели.
Ответы: 1. б; 2. в; 3.а; 4.б; 5.б; 6.б; 7.г; 8.а; 9.а; 10.в.
4 ЭТАП. Культура республики в годы войны
Ведущий.
В годы войны духовный потенциал республики был обращен на службу интересам достижения победы над врагом. В этот период были выполнены научные исследования, имевшие важное оборонное значение, созданы многие произведения высокого гражданского звучания в области художественной культуры.
Командам предлагается в ходе брейн-ринга (быстро и правильно) ответить на вопросы ведущего.(30 секунд для ответа на вопрос).
1. Какой жанр появился в татарской музыке в годы Великой Отечественной войны: музыкальной комедии;
2. Автором “Моабитской тетради” является татарский поэт Муса Джалиль.
3. Размещение в Казани в годы Великой Отечественной войны трети институтов Академии наук СССР и ее Президиума стало поводом для организации в 1945 г. Казанского филиала АН СССР.
4. Автором “Суворовского марша” для духового оркестра и марша “Родина” для симфонического оркестра является: С. Сайдашев
5. Автором опер “Алтынчеч”, “Ияьдар”, “Качкын” является: Н.Жиганов.
6.
“На сильной и ветреной Каме
Вдали от привычных дорог
Мы стали с тобой земляками,
Далекий родной городок”, — эти строки Л.Ошанина посвятил городу:
Чистополю;
7. Звание народного артиста Татарской АССР в годы Великой Отечественной войны получил: X. Абжалилов;
8. Автором рассказов “единство”, “Сильнее смерти”, “Солдат Хайрулла”, где показана тема Родины и патриотизма, является: А. Абсалямов;
9. Татарский композитор автор балета “Шурале”, в годы войны командир стрелкового взвода, лейтенант, пал смертью храбрых в октябре 1943 года. Фарит Яруллин.
Игра со зрителями: Самый активный зритель.
Ведущий.
Задание: за 2 минуты должны дать как можно больше правильных ответов на вопросы ведущего. Жюри начисляет по 1 баллу за каждый правильный ответ.
- В начале 1944 г. была окончательно ликвидирована блокада одного из крупнейших советских городов. Сколько дней она длилась? (900 дней, блокада Ленинграда)
- В июне 1944 г. союзники СССР осуществили операцию “Оверлорд”, что она означала? (Открытие второго фронта в Европе).
- В честь этого полководца Отечественной войны 1812 г. была названа операция советских войск по освобождению Белоруссии в 1944 г. Кто этот полководец? (Багратион).
- По-испански она означает “череп”, эта вещь спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это? (Каска).
- Второй фронт был открыт только в 1944 г., но многим советским воинам удавалось “открывать” его лично ещё раньше, причем они это с большим удовольствием. Что называли солдаты “вторым фронтом”? (Американские консервы).
- Фашистские войска в 1941 -1942 гг. на захват этого города потратили 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идет речь? (Севастополь).
- К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944г. они имели более 1000 отделений. Их называли “фабриками смерти”. Что это такое? (Фашистские концентрационные лагеря).
- В 1944 г. советские войска сумели в основном освободить территорию СССР от врага. К государственной границе, с какой страной раньше всего вышли части Красной армии? (С Румынией).
- Эта страна в годы Второй мировой войны была союзницей Германии и воевала против Англии и США, но против СССР она своих войск не посылала. В 1944 г. она была освобождена советской армией. Какая это страна? (Болгария).
- В теплое время года советские солдаты свёртывали её в трубку и носили через плечо, на привалах её использовали как подушку, и как одеяло. Её называли “скаткой”. Что это такое? (Шинель).
- Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г? (Битва за Берлин)
- Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое? (Генералиссимус)
- Героями на войне становились не только люди, но и целые города и даже один оборонительный объект. Какой? (Брестская крепость).
- В наступлении на Берлин в 1945 г. 1-м Белорусским фронтом командовал Г.К.Жуков, а кто был командующим 1-м Украинским? (И.С.Конев).
- До войны в СССР их было только 5, а в годы войны появилось ещё 11, все они находили своих героев. Что это такое? (Ордена).
- Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария? (Они водрузили знамя Победы над рейхстагом).
- “Александр Невский”, “Кутузов”, “Суворов” тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде ....Чего? (В виде наград).
- Союзные или советские войска брали столицу Германии в 1945 г.? (Советские войска).
- Название советского танка КВ расшифровывается как Климентий Ворошилов. А в честь кого был назван танк ИС? (в честь Иосифа Сталина).
- Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии? (8 мая 1945 г).
- Кто был первым награжден главным советским военным орденом “Победа”? (Г.К.Жуков)
- В каком советском городе состоялся первый парад Победы? (В Москве).
- Дважды орденом “Победа” были награждены три человека – Жуков, Василевский .. Кто третий? (И.В.Сталин).
- В этот союз борьбы против агрессоров в годы Второй мировой войны входило более 50 государств. Как он назывался? (Антигитлеровская (антифашистская) коалиция).
- В 1945 г. состоялись две конференции союзников по антигитлеровской коалиции. Вторая – в пригороде Берлина. А где проходила первая? (Крым, Ялта).
- Сколько дней шла Великая Отечественная война? (1418 дней).
- Каковы общие потери СССР в Великой Отечественной войне? (Около 27 млн. человек).
- Что завершилось раньше – Великая Отечественная или Вторая мировая война? (Великая Отечественная).
- Она началась 1 сентября, завершилась 2 сентября, а сколько лет она продолжалась? (6 лет длилась Вторая мировая война).
- С этой страной СССР в период Великой Отечественной войны имел договор о нейтралитете, а в 1945 г. объявил ей войну. (Япония).
- За годы войны их количество составило в Красной армии 12 млн., а в германской – 7 млн. человек? О ком идет речь? (Потери убитыми).
- Кто из советских военачальников за годы Великой Отечественной войны не проиграл ни одного сражения? (Г.К.Жуков).
- Кто кроме У.Черчилля и Ф.Рузвельта на Крымской конференции представлял “большую тройку”? (И.В.Сталин).
- С кем СССР воевал дольше – с Германией или Японией в годы Второй мировой войны? (С Германией).
- За годы войны ими стали 11600 человек, 96 из них – женщины. Кто это? (Герои Советского Союза).
- В годы войны в Красной армии их называли “младшие командиры”. А как их стали называть вскоре после войны? (Сержанты).
- В Берлине 30 апреля 1945 г. произошло два исторических события: водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе? (Самоубийство Гитлера).
- Какое название получила международная организация для поддержания мира, созданная по решению Крымской конференции? (ООН).
- Какую европейскую страну советские войска освободили от фашизма последней? (Чехословакия).
- До войны этот город назывался Кёнигсберг и принадлежал Германии, а после войны он отошел СССР. Как он стал называться? (Калининград).
Подведение итогов. Награждение по номинациям.
Литература.
- Султанбеков Б.Ф., Иванов А.А., Галлямова А.Г. История Татарстана 20- начало 21 века: Учебное пособие для 9 класса основной школы. – Казань: Тат.респ. изд-во “Хэтер”, 2006.-319 с.
- Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. 9 класс: учеб. Для общеобразоват.учреждений (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. – М.: Просвещение, 2011.-382 с.
- Прокофьев А.М. Тестовые задания по истории Татарстана. Для учащихся 6-9 классов средней школы. – Казань: Татарстанское республиканское издательство “Хэтер” (ТаРИХ), 2003 г.
- Массово-политическое издание. Книга Героев. Казань: Татарское книжное издательство, 2000 г.