Урок изобразительного искусства по теме "Сопереживание – великая тема искусства". 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Класс 4
Соответствие программе “Изобразительное искусство” (Неменский Б.М.)
Цель урока Создание сюжетной композиции на тему “Сопереживание”
Задачи:
Образовательные Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности композиционные навыки
Развивающие Создание условий для развития образного мышления, индивидуальных творческих способностей, навыков общения с произведениями искусства
Воспитательные Создание условий для проявления и развития способности сочувствовать, сопереживать
Тип урока Комбинированный
Форма урока Урок творчества
Оборудование к уроку Мультимедиа-проектор, экран, презентация
Материалы для работы Бумага формата А-5, фломастеры, гелевые ручки, корректоры, маркеры, простые карандаши, ластик

Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие

2. Постановка цели и задач, включение в деятельность

<Слайд 1>

Чтение эпиграфа <Cлайд 2>:

“Мы согреваем душу от души,
Когда кому-то горя очень много.
Быть может это качество от Бога,
Длиною в человеческую жизнь...
Мы согреваем душу от души-
Глаза в глаза, как будто застывая.
Одну секунду СО-переживая,
Мы лучшее возможно совершим!”

Тема нашего  урока – “Сопереживание”

Давайте вместе попробуем определить, что такое “сопереживание”: Игра “Синоним по цепочке”: детям предлагается написать на листе бумаги синоним слова “сопереживать”, затем завернуть лист так, чтобы закрыть написанное слово и передать лист следующему ученику (если количество учеников в классе большое - класс делится на группы.) По окончании – зачитываем и обобщаем написанное.

Совместно с учащимися выводим определение понятия “сопереживание” <Слайд 3>: это понимание, что чувствует другой, ощущение того, что происходит во внутреннем мире другого человека. Сопереживание учит нас совершать добрые и нужные поступки, объединяет людей.

Сегодня на уроке мы прикоснёмся к теме сопереживания в изобразительном искусстве – посмотрим, как и зачем к этой теме обращаются художники и попробуем сами создать изобразительное сочинение на тему “Сопереживание”!

3. Введение новых знаний

Актуализация собственных знаний

<Слайд 4> Перед тем как мы перейдём к практической работе, посмотрим как в искусстве человек стремится выразить свои чувства и переживания , своё отношение к самым разным событиям жизни и тем самым передаёт свои чувства и делит их с другими людьми. <Слайд 5 >

Работа с презентацией:

<Слайд 6> Например, художник К. Брюллов в своей картине “Последний день Помпеи”, изображающей трагическое событие истории, вызывает у нас-зрителей какие чувства? - Ответы учащихся....Что и как художник изобразил, что вызвал у нас такие чувства? – Ответы учащихся... (обратить внимание на мимику, движение людей, композиционное и цветовое решение)

<Слайд 7>: А ситуация, изображённая на картине Ф.Решетникова знакома ли вам? (ответ учащихся ) Можем ли мы сказать, что узнаЁм свои чувства на картине? Какие чувства вызывает у нас главный герой? Почему?

<Слайд 8>: Как вы думаете, кто главный герой этой картины (“Неравный брак” В. Пукирев)? Почему? (ответы учащихся – акцент на изобразительные средства-контраст, освещение) Как вам кажется, что чувствует героиня картины? Как художник передал её чувства? Передал ли он эти чувства нам?

(ответы учащихся....)

<Слайд 9>: Глядя на эту картину, предположите – зачем художник обращает нас к теме чужого горя и страдания? Ведь нам всем приятнее смотреть на картину с изображением природы или корзины с цветами.... Ответы учащихся и подведение учителем учащихся к выводу о том, что художник учит нас сопереживать, а искусство помогает нам развивать свои чувства, передавая опыт переживаний других людей.

<Слайд 10> <Слайд 11>: причём сопереживание касается всех чувств - и грустных, и радостных

<Слайд 12>: ведь грусть и радость, горе и счастье всегда живут рядом

<Слайд 13>: пожалуйста, расскажите, какая из увиденных картин запомнилась вам больше? Какие чувства она вызвала?

4. Релаксационная пауза

Дадим отдохнуть глазам :

Упражнение “Шапка-невидимка”: это упражнение улучшает микроциркуляцию крови, улучшает внимание, ясность восприятия и речь. Выполнить упражнение надо 3 раза:  Ребята, вы устали, но у нас есть волшебная шапка, которая поможет нам избавиться от усталости. Для того чтобы её надеть надо размять ладошки, разогреть их, а потом надеть волшебную шапку на голову. Расправляйте шапку осторожно от макушки до ушей, аккуратно потрите уши, покрутите мочки ушей

5. Творческое применение знаний и навыков в новой ситуации

Давайте обобщим - какими выразительными средствами пользовались художники для передачи чувств? Давайте вернёмся к некоторым произведениям <Cлайд 15>

Ответы учащихся и обобщение <Слайд 16>: выбор темы (сюжет), выражение лиц (мимика), движение, освещение, контраст и др.

5.1 Определение темы задания

А теперь вам самим предстоит стать художниками !Прошу вас создать изобразительное сочинение не тему “Сопереживание” - т.е. без слов, используя названные ранее выразительные средства, рассказать в рисунке о событии из своей жизни или наблюдений, вызвавшем ваше сочувственное понимание. Ваша задача - попытаться вызвать сопереживание зрителя.

5.2  Планирование деятельности:

- Самоопределение в рамках темы - проговаривание возможных сюжетов, размышление

- Выбор материалов

- Продумывание композиции

- Отбор выразительных средств и работа над осуществлением замысла

5.3 Формулирование способов действий , необходимых для реализации поставленной цели

Секреты успешной работы:

  • Правило №1: работаем КРУПНО, чтобы не пришлось рассматривать рисунок под микроскопом .
  • Правило №2: зрителю должно быть ИНТЕРЕСНО, поэтому уделяем внимание деталям, но без излишеств.
  • Правило №3: рисунок должен быть ЧЁТКИМ, понятным для зрителя.

Итак: ЧЁТКО, КРУПНО, ИНТЕРЕСНО

Требования к рисунку: соблюдение законов композиции и рисунка, графической грамоты

5.4 Творческое применение знаний и навыков в новой ситуации

Самостоятельная работа учащихся под музыку (см. презентацию).

Сопровождение работы учащихся – по необходимости. Регулирование творческого процесса в направлении композиционного построения, соблюдения пропорций и увлечения излишними деталями.

В конце работы наклеиваем  учащихся на лист ватмана с заголовком “Изобразительное сочинение “Я сопереживаю...”. Лист прикреплён к магнитной доске. Таким образом, объединяем работы в общее панно.

6. Рефлексия Рассматривание и анализ общей работы

Что вам помогло выполнить такие замечательные работы? – какие ваши качества, умения или моменты урока Что вам помешало выполнить работу так как хотелось бы?
Ответы учащихся:

- “Мы старались”

- “Мы были внимательны”

- “Мы хотели, чтобы всем понравилось” и т.д.

Ответы учащихся:

- “Я боялся, что не хватит времени”

- “Я боялся, что не хватит умения рисовать”

- “Мы боялись, что рисунки не понравятся” и т.д.

Итог урока: соотнесение цели и результата, фиксация степени их соответствия, соотнесение своей части работы с общим результатом

7. Завершение урока

Благодарю детей и прошу убрать рабочее место.