Пособия-макеты в образовательной деятельности по изобразительному искусству в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Вряд ли найдется человек, который не любит смотреть, как едет поезд по игрушечной железной дороге. Это зрелище не только возвращает нас в детство, но окунает в интересный, волшебный, микро-мир. Нам нравиться смотреть не только, как стуча колесами, по рельсам торопиться паровоз, но и изучать, рассматривать мельчайшие детали. Вот паровозик проехал сигнальный светофор, заехал в туннель и взобрался на мостик над маленькой речушкой, а мимо его окон мелькают миниатюрные березки, ели и кустики с крохотными ягодками. Все это завораживает нас, а воображение помогает представить, кто мог бы жить в домиках, ходить по узким улочкам, мы бы с легкостью могли бы представить себя в этом микро-мире. Человек, преследуя те или иные цели, постоянно пытается воссоздать реальный мир в миниатюрном виде, такова сущность макета.

В художественной энциклопедии, дано следующее определение слова макет – в переводе с франц. maquette, от итал. Macchietta – набросок, объёмно-пространственное изображение (из гипса, дерева, пластмассы, картона и других материалов) уже построенного или проектируемого здания, архитектурного ансамбля, города. Макеты выполняются в различных масштабах. Макет воспроизводит оригинал либо во всех деталях (модель), либо приблизительно. Макет служит для проверки и совершенствования архитектурного проекта. Макет – также важный элемент экспозиции архитектурных музеев.

Конечно же, такое определение понятия “макет”, трудно применить к игровым макетам используемых в детских садах, но задачи макета не меняются, а наоборот расширяют его возможности при работе с детьми.

Цель макета: создать условия для развития творческого воображения детей и эффективного проведения образовательной деятельности.

Общие задачи:

  • Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания, человека, животного.
  • Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
  • Развитие пространственного мышления ребенка.

Частные задачи: (решаемые в образовательной деятельности по изобразительному искусству).

  • Развитие творческого воображения детей,
  • Повышение интереса к образовательной деятельности,
  • Четкое определение требуемых заданий, (слепить морских обитателей, животных южных стран и т.д.)
  • Совершенствование техники и приемов лепки, аппликации и рисования.
  • Использование в качестве иллюстративного или демонстрационного материала.

Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как-бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Во время образовательной деятельности на занятиях ИЗО, бывают такие ситуации когда, детям тяжело начинать выполнять задание без опоры на рисунок педагога, или на схемы последовательного выполнения. Очень часто такое происходит, когда детям предоставляется возможность нарисовать, слепить, или выполнить аппликацию на свободную тему, или когда педагог предлагает свободное творчество в рамках заданной темы. Обычно, более творческие воспитанники первыми определяют для себя тему, остальные же подхватывают эту идею и воплощают ее. В такой ситуации макет, служит темой и направлением для ребенка, он сразу понимает и определяет для себя, что будет делать, как дополнить среду макета, как его оживить.

Несмотря на то, что макет служит основой для детских художественных работ, он должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе качественного, реалистичного макета воспитанники могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно это привлекает детей. Так же, макет действует как демонстрационный материал, педагог в начале занятия на его основе может продемонстрировать варианты выполнения работы, или разыграть какой-либо сюжет или действие.

Несомненным преимуществом макета, является его использование по нескольким темам образовательной деятельности и с различными возрастными группами. Например: макет “Зима”, может быть использован, с детьми старшего возраста, для лепки животных в зимнем лесу, тогда как с детьми раннего возраста можно слепить снежные комки (зимние забавы). Макет “Горы” служит для занятий подготовительной группы “Туристы в горах”, “Орлы на горных кручах” (И.В. Лыкова) и др., с детьми среднего возраста можно сделать орлят в гнездах и.т.д. Наиболее востребованным на занятиях по лепке, является макет интерьера. Он используется по широкому спектру тем: мебель, комнатные растения, живой уголок, домик какого-либо сказочного героя. Поэтому интерьер макета должен быть, достаточно нейтрален, с минимальным количеством деталей.

Макет не ограничивают фантазию, как педагога, так и ребенка, а наоборот позволяют творчески подойти к занятию. В некоторых ситуациях, макет может выступать как кульминация занятия. Например: макет “Концертный зал” оснащен подсветкой, раздвигающимися кулисами, после выполнения задания (создание артистов русского народного хора) дети, под музыку открывают кулисы и включают свет, тем самым оживляя русский народный хор. Возможность поучаствовать в таком действии оставляет у детей массу впечатления, и является ярким итогом образовательной деятельности.

Макеты требуют определенного ухода, и условий хранения, обычно они создаются на бумажной основе, и занимаю достаточно много места. Как один из вариантов решения, можно предложить мобильные макеты, сделанные на основе коробок от конфет с откидывающейся крышкой (например: Alpen Gold). Такие макеты удобно хранить, они не занимают много места, благодаря крышке, которая в свою очередь служит фоном, все детали элемента находятся внутри самой коробки.

Опыт работы с макетами в художественно-творческой деятельности показывает, что интерес детей на занятиях значительно повышается, их творческое воображение рисует образы будущих работ, тем самым подталкивая детей к художественной деятельности. Юным художникам не терпится создать нечто новое, чудесное, для этого маленького мира.

Используемые источники:

“Популярная художественная энциклопедия.” Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.

Приложение