Урок литературного чтения. Сказка С.Козлова "Ежик в тумане". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: познакомить с необычной сказкой С.Г. Козлова.

Задачи:

  • помочь увидеть обыденность и привычные явления глазами главного героя сказки;
  • учить, используя сказку, составлять характеристику героя;
  • развивать умения замечать и ценить то, что незаметно с первого взгляда;
  • учить понимать важность добра и красоты;
  • совершенствовать технику чтения;
  • познакомить с разными видами искусства и их возможностью раскрыть идею сказки;
  • воспитывать добрые качества: сочувствие, умение наслаждаться красотой, данную нам природой.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь – поделитесь своей радостью. От наших улыбок в классе стало так тепло, светло и уютно.

2. Мотивация учебной деятельности

На уроке мы познакомимся с очень необычной сказкой московского писателя Сергея Григорьевича Козлова «Ежик в тумане». В чем же необычность сказки, вы постараетесь ответить в конце урока.

3. Первичное усвоение новых знаний

Ребята дома подготовили рассказ об авторе, давайте послушаем. (Презентация)

I ученик: Сергей Козлов – автор современных детских сказок. Его герои – Ежик, Медвежонок, Львенок, Черепаха стали персонажами мультфильмов и пьес.
С.Козлов родился в 1939 году в Москве, где и сейчас проживает. С детских лет сочинял стихи и рассказы. В 1965 году окончил Литературный институт, тогда молодого писателя привлек жанр сказки. В 1967 году появились знаменитые Львенок и Черепаха и их не менее знаменитая песенка «Я на солнышке лежу».

II ученик: Сказки С.Козлова необычны. Его герои – Ежик, Медвежонок, Филин, Лошадь, Лиса, Ворон – не похожи на зверей из народных сказок. Зло, горе, смерть не проникают в их сказочный мир. Их  мир – зачарован, всё, что может встретиться к нем, наполнено загадочной красотой и прелестью. Обыденные и привычные явления – лес, река, поле, трава, деревья, звезды – преображаются, когда мы видим их глазами Ежика или Медвежонка. Герои сказок С.Козлова обладают даром удивляться и видеть прекрасное.

Учитель: Кто из вас видел мультфильм «Ежик в тумане»?
Послушайте об этом мультфильме. (Рассказ ученика).

Ученик: В 1975 году появился отечественный мультфильм «Ежик в тумане» режиссера Юрия Борисовича Нордштейна. Автор знаменитого мультфильма стал кавалером Ордена Восходящего Солнца. На мультипликационном фестивале, проводившемся в Токио, по мнению критиков, он стал лучшим из 150 анимационных лент.
Мультфильм Юрия Нордштейна «Ежик в тумане» получил от специалистов пальму абсолютного первенства среди мультфильмов всех времен и народов. Успех этого мультфильма «Ежик в тумане» для многих так и остался загадкой.

Учитель: Может мы с вами, поймем, в чем секрет мультфильма?
Сказка Сергея Козлова «Ежик в тумане» расскажет о желании главного героя видеть в мире красоту, подмечать в нем то, что незаметно на первый взгляд, а затем найти друга и поделиться с ним своим открытием. Мы и станем с вами тоже друзьями Ежика и увидим его открытие.

Сказка перед вами, а мультфильм вы хотите еще раз посмотреть? Мы устроим просмотр после прочтения сказки.

4. Первичное чтение сказки С.Козлова «Ежик в тумане»

Дети читают сказку вслух по цепочке.

5. Первичная проверка понимания прочитанного

Беседа на основе эмоционального восприятия текста. Выборочное чтение.

– Выскажите свои впечатления.
– Какие вопросы у вас возникли?
– Кто главный герой сказки?
– Почему?
– Как мы встречаемся с ежиком? Прочитайте.
– В чем его необычное поведение? (Ежик сидел на горке и смотрел на освещенную лунным светом долину, заполненную туманом.)
– Кто из вас видел туман? А чем здесь туман необычен? (Лунный свет, затоплен).
– Какое состояние Ежика? (вздрагивал).
– А когда человек или животное может вздрагивать? (Когда его пугают)
– А здесь от чего вздрагивал Ежик? Найдите в тексте. (От красоты)
Когда мы видим что-то красивое, затрагивающее вас, нам хочется с кем-то поделиться с этим чувством, показать это или рассказать другим.
– Найдите слова Ежика подтверждающие это. («Расскажу – не поверят. Стал смотреть внимательней, чтобы запомнить до последней травинки всю красоту»).
– А что еще увидел Ежик? (Упала звезда).
– Ежик начинает размышлять, сам себе задавать вопрос – ему интересно, для него все это становится тайной «Что будет с лошадью?»  И он отправляется за тайной, спрятанной в тумане.
Найдите в тексте отрывок, прочитайте. («Стал медленно спускаться с горы, чтобы не упасть в туман и посмотреть, что там внутри».)
– Что он видит в тумане? Прочитайте.
– Вдруг Ежику стало страшно, он совсем один. Он мечтает отыскать  белую лошадь в тумане, и вдруг он почувствовал… Что? Прочитайте.
– Предложение заканчивается словом «Бултых» и многоточие. Почему?
– Ежик теряет ориентир и куда-то летит. Вода. Прочитайте его слова. («Я в воде! – …»).
– Ежику страшно, холодно. Темно, не знает, где берег – и со всем этим он старается сначала бороться, а потом что Ежик решает для себя? Прочитайте.
– Он одинок, промок, пусть все так и будет, течет само собой, и я буду плыть по течению, ничего, не делая. Но ведь так не должно быть, чтобы тайна, которую он хотел узнать, была не раскрыта, не поделиться тем, что видел.
– С каких слов начинается следующий эпизод? (со слов «Вдруг…»).
– Почему? Что происходит? (Помощь неизвестного существа, спасение Ежика).
– Кто-то беззвучно помог и пропал, сделав добро.
– Прочитайте последнее предложение.
– Почему Ежик так говорит? (Он не верит, что это произошло с ним, целая история, разве, кто поверит. И размышляя, Ежик не откажется от своей мечты «Узнать тайну, что там – в тумане», поэтому он снова отправляется в туман. И слова автора «И заковылял в туман» помогают нам это понять.)
– Мы прочитали сказку. Почему автор назвал это произведение сказкой?
– В этом произведении есть элементы сказки и жизненная правда. Понравилась вам эта сказка? Чем? Почему?

6. Физминутка

Только в лес мы вошли,
Появились комары. (Отмахиваемся от комаров.)
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем. (Руки за голову, идём вразвалочку.)
Вдруг мы видим:
У куста птенчик выпал из гнезда. (Взмахи руками.)
Тихо птенчика берём (Наклон.)
И в гнездо его кладём. (Подняться на носочках.)
Чтобы хитрая лиса
Не достала до птенца. (Погрозить пальцем.)

7. Первичное закрепление

Работа над образом главного героя. Работа в парах.

– Главный герой Ёжик – необыкновенное существо.
Я предлагаю поработать в парах и выяснить особенности характера Ёжика.
Вот Ежик – лесной житель, а у нас Ежик сказочный.

РОМАНТИЧНЫЙ
МЕЧТАТЕЛЬНЫЙ
ОДИНОКИЙ
ГРУСТНЫЙ
СОЗЕРЦАТЕЛЬ пассивный, погруженный в бездеятельное наблюдение, ВЕРИТ В ДОБРО И КРАСОТУ
ХОЧЕТ ПОДЕЛИТЬСЯ С КЕМ-ТО СВОИМИ ОТКРЫТИЯМИ

– Зная особенности нашего героя, прочитаем текст по ролям.

Чтение по ролям: автор, Ежик, неизвестное существо.
За Ежика будут читать 2 ученика – стр. 6 и стр 7. Сравним, кто лучше представляет героя сказки.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

– А были ли у вас в жизни такие события, что-то такое красивое или необычайно красивое вы увидели, что вас поразило, вы замерли, не удержались от возгласа, затаили дыхание, и вам тут же очень захотелось рассказать об этом? (Как опускается за деревьями солнце, как ложится на землю тьма, а над верхушками деревьев, выплывает золотая долька луны или….).
А мы с вами живем в Мурманской области, где наша северная природа необычайно красива во все времена года, и кто приезжает к нам изумляется этой красотой. Я сейчас покажу только небольшую часть этой красоты.
Слайды с природой Мурманской области.
– Своей сказкой и героем Ежиком Сергей Козлов хотел донести до нас, читателей, свою главную авторскую идею: в жизни важнее всего – добро и красота, понимание и умение замечать и ценить то, что незаметно с первого взгляда, так же – цель, к которой стремишь.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Задание вы можете выбрать сами. Я предлагаю варианты:

– Найти рассказ, в котором автор описывает красоту нашей природы (А.Чехов «Рассказы для детей), 
– Описать в мини-сочинении, что вы видели красивое,
– Найти  картинку, фотографию, на которой запечатлено что-то необычно красивое.

10. Просмотр мультипликационного фильма «Ёжик в тумане