Общая характеристика работы.
Обращаясь к теме детей и детства, К.Д.Воробьёв продолжает традицию русской классической литературы, имеющей богатейший опыт философско-художественного осмысления особого мира ребёнка, являющегося началом всякой "взрослой" жизни. Поставив в основу поэтического постижения мира ДЕТСТВО, автор создаёт поэтику наибольшей выразительности, той образной ёмкости, которая гармонирует с чувствами, переживаниями и коллизиями.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью более объективного и целостного подхода к осмыслению творчества К.Воробьёва, вызванного изменившимися социально-политическими условиями в России. Имеющаяся литература несколько однобоко отражает творческую концепцию писателя, недостаточно глубоко проникая в художественный мир писателя.
Цель предлагаемой исследовательской работы в попытке рассмотреть тему детства в художественной прозе К.Д. Воробьёва через определение понятия "детскость", в качестве основы формирования принципов социально-этического моделирования личности; через отношение к детям раскрыть образ души - мировидения - писателя.
Исходя из названных целей, формулируются следующие задачи исследования:
- рассмотреть произведения о детстве и о детях в системе нравственно-этических и эстетических представлений К.Д. Воробьёва;
- раскрыть истоки детскости в мировидении писателя;
- проанализировать, как раскрывается образ автора, свойства характеров героев и писателя в процессе взаимодействия взрослых и детей на страницах произведений К. Воробьёва;
- определить многообразие тем, мотивов, образов в художественном мире писателя, проявляющихся в произведениях о детях;
- доказать, что детство, в понимании К.Д.Воробьёва, - источник духовно-нравственного становления литературных героев писателя и личности человека.
В последние десятилетия XX века имя К. Д. Воробьёва стало всё чаще появляться на страницах критических сборников и журналов. Вышел в свет пятитомник произведений К.Д.Воробьёва.
Современные литературоведы видят в нём яркого и своеобразного художника, который прочно занял место именно в "обойме военных писателей". Но, ассоциируя имя К. Воробьёва прежде всего с литературой о войне, литературная критика тем самым как бы вполне оправданно, заранее сужает границы своих исследований. С этим трудно согласиться, так как К. Воробьёв принадлежит к числу таких писателей, чьи произведения основаны на беспощадной и бескомпромиссной памяти, проверенной не только собственной жизнью, собственными страданиями, но и временем. В них отразились и неизбывная боль сиротства, выпавшего на годы гражданской войны и коллективизации, и связанные со стержневыми историческими событиями такие всеобъемлющие понятия, как "детство" и "любовь" (любовь к Родине, любовь к родной природе, любовь к отчему дому, любовь к матери, любовь к женщине). Эта память генерирует мощное нравственное пространство.
Следуя традициям великого Л. Толстого, К. Воробьёв считает, что война действительно является продолжением мира и на неё люди шли со взглядами, убеждениями и опытом мирного времени. Генезис такого опыта главным образом восходит к предвоенному детству. Отсюда устойчивый, вполне оправданный и прослеживаемый в художественной концепции интерес писателя к истокам характера, высокому человеческому началу.
Очевидность взаимосвязей, событий военного и довоенного времени, истоками которых была и личная судьба К. Воробьёва, позволяет в качестве самостоятельной темы в его творчестве выделить и тему детей и детства, которая крайне важна для понимания идейного замысла и приёмов художественного решения отдельных воробьёвских произведений. Она становится основой формирования принципов социально-этического моделирования личности" (Л. Гинзбург), под знаком которой существует всё его творчество.
Критики, исследуя творчество Воробьёва, отмечают многогранность трактовки данной темы. В художественном мире писателя тема детства складывается из многообразия тем, мотивов, образов, проявляющихся почти в каждом его произведении. Как способ мировосприятия, детство проявляется в рассказах "Первое письмо", "У кого поселяются аисты", "Настя", "Трое в челне", "Костяника"; как истоки нравственности и патриотизма - в повестях и рассказах "Убиты под Москвой", "Крик", "Чёртов палец", "Ермак"; психологически достоверно выписаны детские типы в повестях "Сказание о моём ровеснике", "Друг мой Момич", "Синель", как образ-символ - в рассказах "Подснежник", "Хи Вон", как душа и совесть "взрослых" героев писателя - в повестях "Генка, брат мой", "Вот пришёл великан", "Почём в Ракитном радости".
В них писатель обращается не просто к изображению детских характеров, детской психологии, но и показывает, как активно ребёнок влияет на поведение взрослого человека и пробуждает в нём совершенно особое мировидение, восходящее к детству, близости к природе, постоянной потребности родства с миром, людьми. Своеобразие этого мировидения можно определить понятием "детскость", как синоним душевной чистоты, искренности, непосредственности мировосприятия. Образ души - мировидения - писателя раскрывается через его отношение к детям.
Так в рассказе " Настя" определился психологический аспект темы детства. Сюжет прост, автор знакомится с пятилетней девочкой Настей. Он не просто описывает её, а высвечивает целый внутренний мир. Основное средство создания характера ребенка в прозе К. Д. Воробьева- портрет. " Маленькие черные глаза, будто созревшие зерна смородины", "лицо:круглое и смуглое, как ржаная коврижка; нос удивительно крохотный, с прозрачными крыльями", "прямые тонкие, как свечки, ноги". Автор подчеркивает в Насте искренность, непосредственность ("Она не осиливала восторга, не справлялась с неистовой и трепетной радостью, настигавшей её сердце). Когда рассказчик и Настя видят бессмысленную жестокость браконьера, у Насти "странно косили глаза, и вся она превращалась в пронзительный безгласный крик". В рассказе появляется образ белой лошади с жеребенком. И это не случайно, белый цвет - это цвет чистоты, обновления. Глядя на девочку, писателю кажется, что он весь наполняется ощущениями счастья и радости. И когда Настя наблюдала за животным, "начинала смеяться тем счастливым и бездумно-ликующим смехом детей, от которого взрослым всегда бывает очень хорошо и почему-то немножко грустно". Вот, наверное, здесь и начинаются истоки детскости в мироощущении писателя. Совместное восприятие окружающего мира ребенком и взрослым приобретает для писателя какой-то сокровенный смысл, умение понимать детей, быть похожими на них .
Рассказ "Первое письмо" знакомит нас с Василием Трофимычем, "коренастым мальчуганом в длинном, не своём, видать, пиджаке", крепким и сильным, на щеках которого "лежал здоровый деревенский румянец", имевшем "оттопыренные лопушки ушей". Не случайно зародилась крепкая дружба у столь разных по возрасту и социальному положению людей. Их роднит нетерпимость ко всякой несправедливости, вместе с тем ранимость и восприятие беды ближнего, как своей собственной. Сойдясь поначалу на своём интересе к грибной охоте, они к концу рассказа всё больше и крепче привязываются друг к другу. "Дело дошло до того, что без него мне не думалось, не писалось, не жилось", - говорит автор. Этот по-детски открытый взгляд на мир вместе с детьми и глазами детей является характерным для многих рассказов Константина Воробьёва .
Детскость как свойство характера и мировидения писателя раскрывается и во взаимоотношениях с окружающими в рассказе " Ермак". В образной системе рассказа варьируется мотив сложности человеческой судьбы. Автор использует прием изображения персонажа через восприятие героя-повествователя Петра Выходова, вспоминающего свое детство. Отметим умение писателя сохранить в деталях психологическую и художественную достоверность образа: детские впечатления и переживания рассказчика не заслоняются и не "исправляются" его взрослым опытом. Все происходящее с мальчиком открывает новые для него истины. "Растрогался я - близок и дорог был мне этот человек, большой и нужной ношей лежала в моем сердце мужская бессловесная любовь к нему...", показывает его взросление, но через призму детских впечатлений.
Тема единения, тема родства человеческих душ - взрослой и детской - прослеживается в рассказе "Сказание о моём ровеснике". Психологически достоверно выписан образ Алексея Ястребова. Он с самого рождения в пулеметной тачанке оказывается причастным к сложным событиям времени, к радостям и трагедиям взрослых. Судьба маленького Алексея начинается с уничтожения кровных, родственных связей. Матвей Егорович, прожив в эти мгновения все свое прошлое, постигает смысл самого главного в жизни.
И начинается процесс с обретения ими друг друга, каждый из них осознанно, как Матвей Егорович или пока нет, как Алешка, чувствуют свою нужность для другого. С приходом в жизнь Матвея Егоровича ребенка происходит обновление и очищение его души. Он по-детски удивляется и восторгается всему" И чего только нетути на белом свете! И хорошего и плохого, А все же хорошего куда-а больше, ежели нутром видеть его...." (К. Воробьев)
Вот и К. Д. Воробьев главным содержанием всякой человеческой жизни считает способность "нутром видеть" хорошее. Такая способность, по его мнению, закладывается в детстве. И в этом смысле детство является ориентиром человечества.
Исследователи творчества Воробьёва подчёркивают, что " поставив в основу поэтического постижения мира детство, автор создал поэтику наибольшей выразительности, той образной емкости, которая гармонирует с чувствами, переживаниями и коллизиями. Детство давало ему ощущение истоков своей родины. А незатухающая память о детстве - это обязательное условие внутренней красоты человека".
Решающим фактором в формировании характера человека в этот период являются люди, которые его окружают. Среди тех, кто идёт по жизни рядом с детьми, безусловно, это и тётка Егориха, и Момич из повести "Друг мой Момич". Бережное отношение к корням, роду с особым драматизмом проявляется в рассказе "Тётка Егориха" .
Передавая право вести повествование ребёнку, К.Д.Воробьёв тем самым утверждает право на то, что детское чувство, детский взгляд на вещи так же полновесен, как и авторский взгляд. "То лето было для меня самым большим и длинным во всём детстве, - я многое тогда подглядел и подслушал". В сложном переплетении судеб мальчика, тётки Егорихи и Момича автор подчеркивает, что главное во взаимоотношениях людей - это уважение, доброта, сострадание, участие. "Смешная она у меня, тетка Егориха!.. Нам с нею нравится все одинаковое - звезды, гармошка, карагоды, наступающие праздники, запах кадила в церкви, богородицина трава на полу хаты и чтобы на дворе всегда было лето. Тетка, наверное, уже старая, но лучше и красивее её других людей на селе нету! Я крепко люблю её, и она меня тоже": Есть в ней что-то детское - особенно в той радости, с которой она воспринимает чудеса окружающего мира.
Особенно трагично показана автором-повествователем сцена гибели тетки Егорихи. Как все это пережить маленькому Саньке, оставшемуся впоследствии совсем одному. Санька-сирота, и мотив сиротства раскрыт писателем во всем своем драматизме как мотив одиночества. Уход из села - не стремление героя отказаться от своего прошлого, а преодоление последствий зла, стремление определить свою судьбу, сохранив память обо всем. Страдания укрепляют и возвышают сильных: понятней мука, переживаемая другим, по-особенному ценны участие, дружба, любовь, семейные узы. И не отсюда ли та неизменная и глубокая сердечность, которой дышат рассказы К. Д.Воробьева, обращенные к детям. Ещё раз хочется подчеркнуть, что детство давало писателю ощущение своего начала, своих истоков, своей родины.
"Подснежник" - так называется рассказ, представивший нам образ-символ сироты, так обнажённо и по-разному раскрывающий суть души взрослого человека. Из содержания произведения мы знаем, что ребёнок, родившийся в партизанском отряде, был не просто нежданным или непредвиденным осложнением военных будней бойцов. Он явился своего рода "лакмусовой бумажкой", мерилом всего светлого, тёплого и чистого, что сохранила ещё или утратила уже душа человека, прошедшего горнило военных лихолетий. Образы-символы из военного прошлого К.Воробьёва как всегда являются наиболее весомым мерилом того "объёма гуманности", который мог быть заложен в душу человека в период его опалённой юности.
Возвращаясь памятью в детство, писатель анализирует и свое настоящее. Так, в рассказе "Синель" мы отмечаем, что, обладая большой эмоциональной культурой, Синель и Санька Письменов, как главные герои произведений о детстве, открыты всему современному миру, доброму и злому. Судьбы Синели и Сергея оказываются включёнными в поток социально-исторических событий сложных тридцатых годов. Синель стремится сохранить человеческое достоинство, отстоять право на веру в себя со стороны других людей. Поэтому ответственность человека за всё в своей жизни раскрывается писателем как чёткость и постоянство нравственных ориентиров, которые на протяжении всей жизни были присущи самому автору.
Повесть "Почем в Ракитном радости" некоторые исследователи считают повествованием Воробьева о собственной жизни. Казалось бы, фабульная основа повести проста: писатель Константин Останков едет в родное село, которое он покинул 25 лет назад, оказавшись невольным виновником трагической судьбы своего дяди Мирона Останкова ("В Ракитное еду как на суд"). Герой изображен в один из решающих, этапных моментов его жизни - наступило время итогов. Напряженно думая о жизни, он понял, что " ничто не исчезает из мира" Проблема памяти трактуется К. Д. Воробьевым как способность и стремление героя к осознанному восприятию жизни. " Возвращение в детство" снимает непереносимость душевной боли, накопившиеся стрессы, смягчает потрясения. Возвращение к родным истокам обогащает Останкова как личность и как писателя. После встречи с девочками на Кобыльем логу Останков, вернувшись на время к радостным забавам детства, глядя " в раскрасневшиеся лукавые рожицы и блестевшие глаза девочек", хочет писать " повесть, но не ту, дракой начатую, а другую. Совсем другую... Герой преодолел духовный и творческий кризис; он сохранил в качестве главных нравственных ориентиров своей жизни такие понятия, как совесть, долг, честь. " Я сидел и как начало радостного стиха мысленно твердил: "Жизнь благо, и бремя её легко". Легко и свободно на душе у героя. "Мне хотелось рассыпать тут на черной пахучей дороге скорлупу,- ничего не будет радостнее этой находки для завтрашнего пешехода, ничего! Увидит и обязательно подумает, что это дети насорили. И куда это они шли? В гости, что ли? Или из гостей?..".
В его рассказе "Картины души" рисуется образ автора, дающего оценку всему происходящему и произошедшему с ним в жизни. Бескорыстие, любовь, внимание, взаимопонимание, сочувствие, умение прощать, стойкость, тепло души, нежное, трепетное отношение к детям, открытость, сила характера - вот что характеризует писателя, его мировосприятие. Вопреки всему, а может, благодаря, трудное детство сформировало душу художника слова, явившуюся прочной преградой, через которую не могут пробиться в память "чёрные пятна" воспоминаний о прожитых годах. Он сумел сохранить эту чистоту души. Детство - одна из самых любимых "картин души" писателя, которую, как он считал, "надо рисовать розовым, синим и золотым" в противовес взрослому, - наносному, искусственному.
"Детство - посох, с которым человек входит в жизнь" - повторенная многократно и выраженная в многообразных формах, тема детей и детства убеждает в том, что оно (детство) становится для К. Воробьёва "одной из ключевых опор, придающих прочность существованию, мировосприятию, сутью и основанием жизни" (К. Воробьёв). Детство для него, безусловно, не только поэтический образ прошлого и предмет изображения, но и особая нравственно-зрячая духовная память, средство проникновения в самую суть человеческих взаимоотношений, тот фундамент, на котором строятся образы и сюжеты. Писатель своим личным опытом и памятью - прямо или косвенно - как бы удостоверяет правду рассказанного. Именно в детстве далось ему чувство рода и родины, как и тем мальчишкам - сиротам, безотцовщине, - которые вырастали в книгах К. Воробьёва в людей совершенно определённого стиля или образа жизни, в людей действия.
Читая произведения писателя, мы понимаем, что жестокость и недобро сами собой не рождаются в человеческом сердце. Поэтому так важно прислушаться к словам писателя, призывавшего жить и "никогда, ни на один день, ни на час и ни на миг не становится довольным".
Список использованной литературы:
- Воробьёв К.Д. Жизнь на тему: // Курские тетради: Курск и куряне глазами учёных: тетрадь четвёртая. - Курск: КГПУ, 2002. - С.123-133.
- Воробьёв К.Д. И всему роду твоему. //Вильнюс, изд.Вага, 1978.
- Воробьёв К.Д. Сказание о моём ровеснике. //М., Советская Россия, 1973. / Вступительная статья Сурганова Вс. - С.3-15/.
- Детство и природа в творчестве К.Д.Воробьёва // Писатель, творчество: современное прочтение. - Курск. КГПУ, 2000. - С.79-94.
- Детство как социокультурный ориентир (по творчеству К.Д.Воробьёва // История и культура: прошлое и современность. - Курск, 1999. - С.27-33.
- Кедровский А.Е. Земляки: творчество К.Д.Воробьёва и Е.Носова. //Курск: Изд-во КГПУ, 1999. - С.2-74
- Носов Е. Он любил эту землю //в кн. К.Д.Воробьёва "И всему роду твоему". - Вильнюс, изд. Вага, 1978. - С.5-8.
- Нравственные истоки прозы К.Д.Воробьёва // Труды СГУ. Выпуск 15. - Москва: СГУ, 1999. - С.124-131.
- Томашевский Ю. Вчера и сегодня.//Критико - публицистические сюжеты. Москва, Советский писатель, 1986.