Ход урока
Звучит фрагмент песни: «Я сегодня до зари встану, По широкому пройду полю…».
Вступительное слово учителя истории.
Наш урок проводится в дни, когда 65 лет назад под Москвой шли кровопролитные бои, когда решалась судьба не только города, но и всей страны.
Сегодня мы с вами собрались, чтобы продолжить разговор не только о ходе сражений, но, прежде всего, о подвиге, Великом подвиге нашего народа в дни грозного лихолетья.
Говорят: «Жив народ, пока жива его память. Жива страна, пока жив её народ».
Мы с вами часть этого народа, должны хранить эту память, пронести и передать следующим поколениям.
Мы все родом из войны. И те, кто воевал, и те, кто никогда не видел собственными глазами её ужасов. Поэтому она была, есть и останется одна на всех, но каждому своя.
Ещё живы участники тех событий, но время уносит их, уже написано много исторических книг и художественных произведений и будет написано ещё. Каждая секунда, прожитая нами – это метроном памяти: «Живые ,помните…». Не дайте этому повториться!
Десятки тысяч страниц насчитывает литература о Великой Отечественной войне. В художественных и документальных произведениях есть всё: героизм бойцов и командиров, самоотверженность тыла, бесстрашие партизан, горечь поражения и радость побед. Есть главы в истории войны, которые пишете вы.
На нашем уроке будут использованы и видеоматериалы, хроника тех событий, чтобы вы могли ярче себе представить те события, о которых пойдёт разговор.
Учитель литературы
Нам, внукам и правнукам тех, кто победил в этой войне, она известна больше по фильмам, рассказам участников тех трагических событий, но больше всего литературе. К.Симонов, М.Шолохов, В.Некрасов, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, Василь Быков, Л.Леонов, В.Распутин, П.Жилин и этот список можно долго продолжать. Вот те люди, глазами которых мы видим войну.
Вы, ребята, сегодня много будете говорить о трагических событиях, называть конкретные имена, смотреть хронику тех лет, обратите свои взоры на карту .А вот что испытали солдаты, их мысли, чувства, поступки, переживания, ощущения, зрительно представить картины боя – это может только литература. Поэтому в один ряд мы ставим факты жизненные и литературные. Литература тех лет и называется литературой подвига, потому что её творцы разделили судьбу и подвиг народа.
- Свыше 1000 писателей участвовало в Великой Отечественной войне.
- Свыше 400 не вернулось.
Они сражались и штыком, и пером, даже эпитеты находили «в воронке под огнём». 20 писателям было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Иные ушли на фронт уже широко известными писателями, иные только – только начинали свой путь в литературе и их первые стихи, рассказы, очерки, корреспонденции увидели свет на страницах армейских, флотских, дивизионных многотиражек, партизанских газет. А к широкому читателю пришли годы спустя.
Учитель истории
Война длилась 1418 дней, она развивалась в три этапа. Об этом идёт рассказ в первом сообщении: «Московская битва в историческом контексте Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.
Ученик.
( Показ – презентация мультимедийного проекта).
-
план «Барбаросса»
-
краткая характеристика основных этапов войны
-
Московская битва.(Ход сражения)
-
Персоналии (Г.К. Жуков)
Учитель: 5-6 декабря 1941 года, когда враг стоял у стен Москвы, на её защиту поднялся весь народ. Армии, находящейся в окопах, нужна была поддержка. И как в тяжёлые времена Смуты 1612 года, в 1812 года в Отечественной войне, так и теперь в 1941 такой поддержкой стало ополчение.
Второе сообщение: «Ополчение и ополченцы в дни Московского сражения. Роль ополчения в битве под Москвой ( декабрь 1941 года)»
-Историческая связь ополчений 1612,1812,1941 годов. Патриотизм и народный характер Отечественной войны.
-Формирование ополчения. Мобилизация сил на защиту Москвы. Москва на осадном положении. Добровольцы- ополченцы в боях под Москвой,
-Высокий патриотизм ( «Значит можем их бить»). Мужество и героизм ополченцев.
-Воспоминания участников ополчения:
«На войне мы не думали о себе,- говорил А.С. Куц- участник ополчения,- но знаете ,о чем мы мечтали в окопах? Хотелось посмотреть хотя бы одним глазком , какая будет жизнь после войны?».
-Высокая благодарность потомков ополченцам.
Учитель: Потерпев поражение, впоследствии германские генералы объясняли его причины, ссылались на суровость русской зимы, разрушительной для техники и гибельной для солдат. Возможно это и так, но это лишь малая толика из того, что помогло нашим воинам одержать победу и провалить немецкое наступление под Москвой.
Третье сообщение: «Источники победы и итоги Московского сражения».
Учитель: Провал немецкого наступления на Москву развеял миф о непобедимости германской армии. План «Барбаросса» потерпел полное крушение. В чём же состоит историческое значение этого сражения?
Четвёртое сообщение: «Историческое значение Московской битвы».
Учитель: 65 лет со дня Победы под Москвой. Мы вспоминаем, мы помним, мы не забыли…
О героях слагают песни, стихи.
Литературный блок
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
1. Краткий обзор художественной литературы о Великой Отечественной войне:
- публицистика;
- эпический жанр;
- поэзия .
2. «Лейтенантская проза» (О битве за Москву). К. Воробьев « Убиты под Москвой» .
3. Подвиг Зои Космодемьянской.
Учитель
Я повторюсь, когда скажу, что литература тех лет называлась литературой подвига, потому что её творцы разделили судьбу и подвиг народа. Ведущей темой – была, конечно, защита Отечества. Большая роль отводилась публицистике. Это оперативный, актуальный, эмоциональный жанр. Хорошо были известны очерки Ильи Эренбурга, М.Шолохова, А.Толстого, К.Симонова, В.Гроссмана и других писателей , видевших войну своими глазами. Они говорили правду о войне, героями их произведений были не полководцы, а простые люди, такие же, как любой из читателей газеты.
По свидетельству Виктора Некрасова, командовавшего полковыми сапёрами на передовой в Сталинграде, газеты с корреспонденциями Гроссмана и Эренбурга зачитывались до дыр. Они показывали войну «без блеска, угрюмую, тяжёлую, честную войну». Их публицистика лаконична, выразительна, лирична.
Вот как писал Эренбург: «Стоят яркие осенние дни. Вокруг блиндажей берёзы как бы истекают кровью. Зловещая пестрота осенних листьев сродни войне. А многие деревья обломаны осколками мин… Вместо деревни – трубы, да и лица не те, кажется, что война их заново вылепила. Была в них мягкость, как в русском пейзаже, который так легко воспеть и так изобразить, - бескрайний, лиричный, едва очерченный. Такими были и люди. Теперь лица высечены из камня». Статьи Эренбурга военных лет составили 3 тома под общим названием «Война».
Сквозная тема публицистики Алексея Толстого – историческое прошлое. Он постоянно обращался к истории страны, к патриотическим и ратным традициям, которые служили опорой сопротивления фашистским захватчикам. В очерке «Родина» мы читаем: «Смертельный враг загораживает нашей родине путь в будущее. На нас всей тяжестью легла ответственность перед историей нашей родины… Так неужели же можно даже помыслить, что мы не победим!». Рефреном проходит простая, выразительная, сильная фраза – знаменитое «Ничего, мы сдюжим!».
Большое место принадлежало и жанру рассказа. Рассказы писали К.Симонов, М.Шолохов, Л.Соболев. У А.Толстого есть рассказ с многозначительным названием «Русский характер». Его герой Егор Дремов помнит наказ отца «Русским званием – гордись!». Это человек простой, тихий, обыкновенный, он не любит разглагольствовать про военные подвиги, но он настоящий герой. В горящем танке у него обгорело лицо, но своего «лица» он не потерял. Толстой пишет о настоящей, а не о внешней красоте. Герои рассказа его мать, отец, его невеста красавица Катя и он сам – настоящие русские люди, умеющие воевать, терпеть, ждать, любить. «Да, вот они, русские характеры. Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».
Особое место принадлежит роману А.Фадеева «Молодая гвардия», о подвиге юношей и девушек Краснодона. С первых дней оккупации Краснодона вчерашние школьники организовали подпольную организацию «Молодая гвардия», которая подрывала составы, уничтожала предателей, поджигала биржи труда, где находились списки тех, кого должны были угнать в Германию, освобождали пленных. Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Сергей Тюленин и многие , многие другие.
Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Михаил Кульчицкий, Павел Коган, Николай Майоров, Всеволод Багрицкий – в их стихах мотив жертвенности. На третий день войны на стихи Лебедева-Кумача была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом «Священная война».
(Звучит песня и мелькают кадры военной хроники).
Эта песня пробудила дух патриотизма, её торжественные, исполненные энергией слова поднимали народ на защиту родины, призывала каждого к ответственности за судьбу страны.
В стихах Владислава Занадворова – не прикрашенная война.
Ученик
Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.
Стихотворение написано в 1942 году. В этом же году поэта не стало.
Учитель
Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К.Симонова «Жди меня». Оно звучало как заклинание, как молитва.
(Ученик читает стихотворение )
- Стихотворение «ты помнишь Алёша, дороги Смоленщины», посвящённое другу Симонова, поэту Алексею Суркову передает боль, горечь, стыд бойцов, вынужденных отступать. И хотя стихотворение об отступлении, вера в то, что это не навсегда, сильна.
- «Убей». Даже по прошествии многих лет мы можем ужаснуться постоянно повторяющемуся призыву, но без этой жажды отомстить возможна ли была победа?
Образ России в её единстве по-новому зазвучали в стихах Михаила Исаковского (хотя и написаны были в 30-е годы). «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Ох, туманы мои, растуманы», «Огонёк», «До свиданья, города и хаты». В этих стихах поэт передал всеобщее чувство – желание сберечь свою землю, своё гнездо. Это чувство обыкновенного человека, понятное всем и близкое каждому. В военные годы известны были имена Анны Ахматовой, её стихотворение «Мужество», Ольги Берггольц, её голос звучал в блокадном Ленинграде, Юлии Друниной и др.
Стихотворение К.Симонова «Родина» выражает чувства каждого человека:
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
1941г.
Ученик
Широко была представлена так называемая «Лейтенанта проза» -В. Некрасова, В.Кондратьева, К. Воробьёва.
Автором повести «Убиты под Москвой» является Константин Дмитриевич Воробьёв. Родился в Курской области в крестьянской семье. В 1940 году был направлен на учёбу в высшее пехотное училище. А в 1941 году вместе с другими кремлёвскими курсантами ,защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 году бежал, организовал партизанскую группу, которая позднее вошла в состав крупного партизанского соединения. Тогда же им была написана повесть «Дорога в отчий дом», опубликованная позднее под названием «Это мы, Господи». Повесть «Убиты под Москвой» написана в 1963 году. В ней Константин Воробьёв рассказал о той невероятной яви войны, которой сам стал свидетелем во время боёв под Москвой зимой 1941 года. После военного парада зимой 41 года сразу на фронт – держать оборону Москвы. «Учебная рота кремлёвских курсантов шла на фронт» - так начинается самая известная повесть Константина Воробьёва «Убиты под Москвой». Гибнут все, кроме лейтенанта Алексея Ястребова. Алексей Ястребов за несколько дней на передовой множество раз подвергался риску быть убитым. Он
- выдерживает шквал миномётного огня, хоронит погибших товарищей,
- участвует в дерзкой атаке кремлёвских курсантов на занятое немцами село,
- убивает в рукопашной своего первого фашиста,
- попадает в лесу под бомбы,
- в конце концов, на его глазах гибнет вся рота и любимый командир,
- но, пережив невыносимое, герой простой бутылкой с горючим поджигает вражеский танк, становится опытным и беспощадным воином.
Повествование ведётся автором неторопливо. Автор подробно рассказывает о подготовке курсантов к бою, о рытье окопов, о разных насущных бытовых нуждах вроде обеда.
Атмосфера сгущается: после первой бомбёжки и встречи с вышедшими из окружения раскачиваться уже некогда, а потом первый бой и первая смерть окончательно срывают тормоза… Вообще в военных повестях всё происходит с ужасающей быстротой, передающей темп атаки, боя.
Рота курсантов погибла. Остался один. Потери в битве за Москву были огромны
Ученик
(На экран высвечивается портрет Зои Космодемьянской и ее последняя фотография из газеты «Правда»)
«В период оккупации Верейского района, немецкими солдатами в деревне Петрищево была повешена девушка, назвавшая себя Таней. После оказалось, что это была девушка, партизанка из Москвы – Зоя Анатольевна Космодемьянская с 1923 года рождения. Ушла добровольцем на войну, была зачислена в разведшколу. Немецкие солдаты поймали её в то время, когда она выполняла боевое задание, поджигала конюшню, в которой находилось более 300 лошадей. Немецкий часовой обхватил её сзади, и она не успела выстрелить. Её допрашивали. Но получить какие-либо сведения от неё не пришлось. После допроса у Седовой, разутую и раздетую, её повели в дом Ворониной, где находился штаб. Там продолжали допрашивать, но она на все вопросы отвечала: «Нет! Не знаю!». Не добившись ничего, офицер приказал, чтобы начали бить её ремнями. Хозяйка, которую загнали на печь, насчитала около 200 ударов. Она не кричала и даже не произносила ни одного стона. И после этой пытки снова отвечала «Нет! Не скажу! Не знаю!». Её вывели из дома Ворониной; она шла, ступая голыми ногами по снегу, привели в дом Кулика. Измученная и истерзанная, она находилась в кругу врагов. Немецкие солдаты всячески издевались над ней. Она попросила пить – немец поднёс ей зажжённую лампу. И кто-то провёл по её спине пилой. Потом все солдаты ушли, остался один часовой. Руки её были связаны назад. Ноги обморожены. Часовой велел ей подняться и под винтовкой вывел на улицу. И опять она шла, ступая босыми ногами по снегу, и водил до тех пор, пока не замёрз сам. Часовые менялись через 15 минут. И так продолжали водить её по улице целую ночь. Утром построили виселицу, собрали население и публично повесили. Но и над повешенной продолжали издеваться. Ей отрезали левую грудь, ноги изрезали ножами. Когда наши войска погнали немцев от Москвы, они поспешили снять тело Зои и схоронить за деревней, ночью спалили виселицу, как бы желая скрыть следы своего преступления. Повесили её в первых числах декабря 1941 года. На что и составлен настоящий акт»
I ученик: от Москвы до Берлина были ещё долгих три с половиной года. Каждые шесть секунд уносили одну жизнь. Каждую минуту – 10 человек. Каждый час погибало 588 соотечественников. Каждый день мы теряли 14104 человека. И этого, наверное, ещё не совсем точные цифры.
II ученик: мы предлагаем всем участникам конференции минутой молчания почтить память тех, кто не вернулся с полей сражений, тех, кто защитил мир от фашизма.
(Минута молчания).
Учитель: подводя итоги нашего разговора, мы должны знать и помнить, что
Фашизм – это человеконенавистничество.
Фашизм – это презрение к другим народам.
Фашизм – это культ грубой силы.
Фашизм – это уничтожение человеческой личности.
«Фашизм существует до сих пор, существует в разных формах, открытых и скрытых, и эта болезнь не из тех, которая излечивается просто солнцем и свежим воздухом» - так писал К.Симонов ещё в мае 1946 года.
Так, давайте же всегда помнить тех, кто не сдал фашистам Москвы, Ленинграда, Сталинграда. Кто как мог, на фронте и в тылу, приближал Великую Победу (звучит песня «День Победы»).