Некоторые приемы обучению произношению на начальном этапе. Из опыта работы
Первый год обучения иностранному языку особенно труден для учащихся. Как один из приемов облегчения усвоения материала на этом этапе становится игра. Для учащегося младшего школьного возраста игра – привычный вид деятельности, основной способ взаимодействия ребенка с миром: она помогает лучше запомнить большее количество пройденного материала и делает его для ребенка более понятным и доступным. Возникающие в игре трудности преодолеваются ребенком легко, в игре включается механизм соревнования, соперничества, учащимся движет желание победить.
О важности игрового элемента в учебном процессе говорит значительное количество публикаций по этому вопросу. В моей статье затронут аспект обучения произношению на начальном этапе изучения иностранного языка. Это сложный и кропотливый процесс. Игровая деятельность позволяет закрепить изученный материал легче и в большем объеме, навыки и умения формируются быстрее. Этот прием – обучение с удовольствием – является краеугольным камнем фундамента прочных знаний ребенка, делая познавательную деятельность доступной и понятной любому ученику.
Положительное влияние на учебный процесс игровых приемов способствует увеличению словарного запаса, закреплению ранее полученных знаний и умений. Этот прием позволяет достаточно легко отработать интонацию, произношение, одновременно развивая фантазию и творческие способности ребенка.
Основываясь на собственном опыте, мне кажется заслуживающим внимания следующие рекомендации:
- При проведении подобных уроков учитель отбирает содержательный компонент с учетом накопленного лексического материала:
- Используются персонажи сказок, понятные для детей образы.
- Готовится наглядный материал (таблицы, рисунки, игрушки, транскрипционные значки и т.д.), что позволяет ребенку включаться в игру с большим удовольствием, это способствует гуманизации педагогического процесса, столь актуального в последнее время.
Следующие приемы работы над произношением на начальном этапе обучения английскому языку мне показались интересными: когда вводится буква или буквосочетание, учащиеся должны уметь произносить букву (буквосочетание ), знать транскрипцию и уметь назвать слова, в которых эта буква или буквосочетание встречается.
Для себя я сделала список слов, в которых встречается тот или иной звук, и при изучении букв я просила учащихся назвать букву и звук (или звуки), которые дает эта буква. Для убыстрения процесса использовалась наглядность.
Например, буква А a.
Я показываю учащимся эту букву и прошу:
Children, name the letter – А а.
Sound the letter [ei], [?], Затем я показываю транскрипционные значки:
сначала [ei], потом [?] What words with this letter do you know?
Можно прикрепить транскрипционный значок к магнитной доске и ниже – картинки со
словами, в которых этот звук встречается:
| [ei] | [ᴂ] | ||
| baby Kate plate plane table lazy cake Jane name apron May tasty take snake cage |
Попутно можно задать вопросы: “Ребята, а каким бывает пирог?” Учащиеся отвечают: “Tasty”. “ А каким может быть нерадивый ученик?”– “Lazy.” “ Что надевают на кухне, когда готовят, чтобы не испачкаться?”– “Apron.”
|
apple cap sad parrot man rabbit lamp salad hat tram van black |
Попутно можно задать вопросы: “А какой это цвет?”
(показывается карточка ) – “Black .” Показывается картинка печального человека – “Скажите, какое у него настроение?” – “He is sad.” |
Буква Е е.
Name the letter. Sound the letter [e], [i:]. What words with this letter do
you know?
На доску прикрепляются транскрипционные значки и картинки со словами, в которых
эти звуки встречаются.
| [e] | [i:] | ||
| egg bed kettle neck dress red egg hen pet desk pen pencil wet |
Показывается картинка веселого человека: “Ребята, как
мы называем этого человека?”– “A merry man.” “ Какой бывает погода, когда идет дождь?”– “Wet.” |
tea eat sleep green sweet teeth three tree cream tea-spoon tea-pot bee Pete meet keep pea |
Показывается карточка: “А какой это цвет?” – “Green.” Показывается конфета: “Ребята, а какой обычно бывает конфета?” – “Sweet.” “А если каждый день есть много конфет, что можно испортить?”– “Teeth.” |
Такие занятия носят не только образовательную, но и воспитательную функцию, они заставляют ребенка практически применять имеющиеся знания, задания заставляют ребенка задуматься над тем, что и как он делает.
Буква I i.
Name the letter.
Sound the letter [ai], [i]. What words with this letter do you know?
| [ai] | [i] | ||
| bike tie fine kite tiger pie Mike Hi! I |
“Что дети любят есть, приходя в гости к бабушке?”– “Pies.” | big Tim Bill little kitten pig slipper ship milk picture fish dish |
“Что надевают, когда приходят домой?” – “Slippers.” |
Буква О о.
Name the letter – O o.
Sound the letter – [ ou ], [ ? ]. What words with this letter do you know?
| [ ou ] | [?] | ||
| boat coat soap crow goat snow note rose nose sofa soldier |
“Из чего дети любят лепить снежки зимой?” – “Snow.” | cock box sock doll bottle pot clock block frog dog pond forest |
“Какой человек вызывает уважение?” – “Honest.” |
Буква U u.
Name the letter – U u.
Sound the letter – [ju:] , [?] , [?]. What words with this letter do you know?
| [ju:] | [?] | [?] | |||
| tulip cucumber duty music suit Tuesday |
“Какой цветок очень популярен в Голландии?” – “A tulip.” | put pull push full |
“Как перевести на английский язык “ Тяни – толкай ”? – “Pull and Push.” | bus bun cup butter nut funny sunny sunflower puzzle puppy duck gun drum plum |
(Показывается картинка маленького пушистого щенка). “Как можно назвать этот маленький пушистый комочек?” – “A funny puppy.” |
Буква Yy.
Name the letter.
Sound the letter [i], [ai], [j]. What words with this letter do you know?
| [i] | [ai] | [j] | |||
| merry berry teddy baby Granny pony Betty |
“Кто лучше всех в семье печет пирожки?” – “Granny.” | my butterfly dry bye |
“Какое насекомое носит название “Адмирал”, “Павлиний глаз”? – “A butterfly.” | yard yes yellow young |
“Какого цвета солнце?” – “Yellow.” |
Учитель показывает буквосочетание sh.
Name it.
Sound it [ʃ].
What words with this combination of letters do you know?
Dish, fish, radish, ship, shoe , mushroom, brush, eyelashes.
Учитель показывает буквосочетание ch .
Name it.
Sound it [ʧ].
What words with this combination of letters do you know?
Chicken, chess, China, chips, cheese, cheek.
Учитель показывает буквосочетание th.
Name it.
Sound it [ð] , [ϴ].
What words with this combination of letters do you know?
| [ ð ] | [ ϴ ] | |||
| they then their the |
Определенный артикль в английском языке. The. | thin thick three Thursday thorn think |
“У писателя Чехова есть рассказ “Толстый и тонкий”. Переведите его на английский язык.”– “Thick and Thin” | |
Учитель показывает буквосочетание сk.
Name it.
Sound it [k].
What words with this combination of letters do you know?
Nick, Jack, clock, block , brick, duck, lock, pick, lick, cricket, sick, и т. д.
Учитель показывает буквосочетание ar [a:].
What words with this combination of letters do you know?
| (а + r) [а:] | |
| March mark farm car star park |
“Назовите первый месяц весны”. – “March.” |
Учитель показывает буквосочетание ir [з:].
What words with this combination of letters do you know?
| (i + r) [з:] | |
| girl bird circus dirty shirt skirt |
“Где выступают клоуны?” – “A circus.” |
Учитель показывает буквосочетание or [o:].
What words with this combination of letters do you know?
| o + r) [o:]( | |
| horse shore short corn bore more |
“Без чего нельзя себе представить ковбоя?” – “A horse.” |
Таким образом можно отработать любые буквы и буквосочетания.
Знание слов расширяет словарный запас учащихся, помогает им построить четкую систему взаимосвязи букв и звуков и проассоциировать слова с транскрипционными значками.
Чтобы разнообразить и оживить урок, можно воспользоваться таким заданием:
из цветного картона, размером А4, вырезаются облака. На каждое облако наклеиваются буквы, например, на синее B – L L, на красное – P – N Y , на желтое – K – T E, на черное – – G G, на зеленое – B – B Y, и т.д. Вместо одной из букв – отверстие, куда учащиеся должны вставить нужную одну или две буквы. Учащимся дается на парту 4 таких облака и 4 или более букв (в редком случае –по две, для слова B – – , например), которые нужно вставить по одной в отверстие в каждом облаке, чтобы получилось задуманное слово.
Белый лист в наборе цветной бумаги используется для того, чтобы вырезать из него буквы E, A, O, I, U на ножке и затем вставить одну или две буквы в нужное отверстие.
Слова берутся такие: <Рисунок1>
1 парта –
| P – N Y , K – T E , – G G , B – B Y | Буквы O I E A на ножке |
2 парта -
| B – X , – P P L E , N – M E , T – B L E | Буквы O A A A на ножке |
<Рисунок2> 3 парта –
| M – LK , C – K E , C – T , F – S H | Буквы I A A I на ножке |
4 парта –
| F – N E , P – P P Y , B – – , L – M P | Буквы I U E E A на ножке |
<Рисунок3> 5 парта –
| D – L L , B – L L , W – L L , N – T | Буквы O A A E на ножке |
6 парта –
| T – D D Y , L – M O N , K – T T E N , B – S | Буквы E E I U на ножке |
Так как в группе 10–12 учащихся, такого количества слов достаточно для
эффективной работы.
Учащимся дается 5–7 минут, чтобы вставить в отверстие нужную букву. Побеждают те
учащиеся, кто правильно и быстрее всех сделает задание.
Этот вид работы можно предварить шуточным объявлением:
Ребята, посмотрите!
Розыск!
W A N T E D!
Разыскивается нужная буква.
Или:
Do you like puzzles, children? I think you do.
Let’s solve these puzzles.
LOOK! CLOUDS!
Work in pairs.
Fill in the letters into the clouds to create words. Read the words.
И в качестве завершения: безусловно, игровой момент вызывает большой интерес у учащихся, они с удовольствием включаются в игру, у учителя есть замечательная возможность задействовать в работе т.н. “фактор успеха”, который позволит поощрить лидеров и воодушевить ребят со слабым вниманием, памятью или непосед, которым трудно и 5 минут усидеть на месте. Поощрение минимальных успехов поможет учителю поддержать интерес к предмету, его доброжелательность, терпение, помощь ученику в трудных ситуациях, ориентация на успех – очень мощный психологический фактор, позволяющий в итоге достичь важного для каждого учителя результата – его предмет становится любимым и нужным ученикам.
Используемая литература:
- Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке//Иностр. языки в школе. – 2008. – № 4, стр. 52– 57.
- Архангельская Е.С. Изучаем английский язык. 0 М.:Эксмо, 2003.
- Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе//Газета “Первое сентября”.№ 21.01–15 ноября. 2009, стр. 22–28.