Некоторые приемы обучению произношению на начальном этапе. Из опыта работы

23.05.2011

Первый год обучения иностранному языку особенно труден для учащихся. Как один из приемов облегчения усвоения материала на этом этапе становится игра. Для учащегося младшего школьного возраста игра – привычный вид деятельности, основной способ взаимодействия ребенка с миром: она помогает лучше запомнить большее количество пройденного материала и делает его для ребенка более понятным и доступным. Возникающие в игре трудности преодолеваются ребенком легко, в игре включается механизм соревнования, соперничества, учащимся движет желание победить.

О важности игрового элемента в учебном процессе говорит значительное количество публикаций по этому вопросу. В моей статье затронут аспект обучения произношению на начальном этапе изучения иностранного языка. Это сложный и кропотливый процесс. Игровая деятельность позволяет закрепить изученный материал легче и в большем объеме, навыки и умения формируются быстрее. Этот прием – обучение с удовольствием – является краеугольным камнем фундамента прочных знаний ребенка, делая познавательную деятельность доступной и понятной любому ученику.

Положительное влияние на учебный процесс игровых приемов способствует увеличению словарного запаса, закреплению ранее полученных знаний и умений. Этот прием позволяет достаточно легко отработать интонацию, произношение, одновременно развивая фантазию и творческие способности ребенка.

Основываясь на собственном опыте, мне кажется заслуживающим внимания следующие рекомендации:

  • При проведении подобных уроков учитель отбирает содержательный компонент с учетом накопленного лексического материала:
  • Используются персонажи сказок, понятные для детей образы.
  • Готовится наглядный материал (таблицы, рисунки, игрушки, транскрипционные значки и т.д.), что позволяет ребенку включаться в игру с большим удовольствием, это способствует гуманизации педагогического процесса, столь актуального в последнее время.

Следующие приемы работы над произношением на начальном этапе обучения английскому языку мне показались интересными: когда вводится буква или буквосочетание, учащиеся должны уметь произносить букву (буквосочетание ), знать транскрипцию и уметь назвать слова, в которых эта буква или буквосочетание встречается.

Для себя я сделала список слов, в которых встречается тот или иной звук, и при изучении букв я просила учащихся назвать букву и звук (или звуки), которые дает эта буква. Для убыстрения процесса использовалась наглядность.

Например, буква А a.

Я показываю учащимся эту букву и прошу:

Children, name the letter – А а.

Sound the letter [ei], [?], Затем я показываю транскрипционные значки: сначала [ei], потом [?] What words with this letter do you know?
Можно прикрепить транскрипционный значок к магнитной доске и ниже – картинки со словами, в которых этот звук встречается:

[ei]   [ᴂ]  
baby
Kate
plate
plane
table
lazy
cake
Jane
name
apron
May
tasty
take
snake
cage
Попутно можно задать вопросы:
“Ребята, а каким бывает пирог?” Учащиеся отвечают: “Tasty”.
“ А каким может быть нерадивый ученик?”– “Lazy.”
“ Что надевают на кухне, когда готовят, чтобы не испачкаться?”– “Apron.”

 

apple
cap
sad
parrot
man
rabbit
lamp
salad
hat
tram
van
black
Попутно можно задать вопросы: “А какой это цвет?” (показывается карточка ) – “Black .”
Показывается картинка печального человека – “Скажите, какое у него настроение?” – “He is sad.”

Буква Е е.

Name the letter. Sound the letter [e], [i:]. What words with this letter do you know?
На доску прикрепляются транскрипционные значки и картинки со словами, в которых эти звуки встречаются.

[e]   [i:]  
egg
bed
kettle
neck
dress
red
egg
hen
pet
desk
pen
pencil
wet
Показывается картинка веселого человека: “Ребята, как мы называем этого человека?”– “A merry man.”

“ Какой бывает погода, когда идет дождь?”– “Wet.”

tea
eat
sleep
green
sweet
teeth
three
tree
cream
tea-spoon
tea-pot
bee
Pete
meet
keep
pea
Показывается карточка:
“А какой это цвет?” – “Green.”

Показывается конфета: “Ребята, а какой обычно бывает конфета?” – “Sweet.”

“А если каждый день есть много конфет, что можно испортить?”– “Teeth.”

Такие занятия носят не только образовательную, но и воспитательную функцию, они заставляют ребенка практически применять имеющиеся знания, задания заставляют ребенка задуматься над тем, что и как он делает.

Буква I i.

Name the letter.
Sound the letter [ai], [i]. What words with this letter do you know?

[ai]   [i]  
bike
tie
fine
kite
tiger
pie
Mike
Hi!
I
“Что дети любят есть, приходя в гости к бабушке?”– “Pies.” big
Tim
Bill
little
kitten
pig
slipper
ship
milk
picture
fish
dish
“Что надевают, когда приходят домой?” – “Slippers.”

Буква О о.

Name the letter – O o.
Sound the letter – [ ou ], [ ? ]. What words with this letter do you know?

[ ou ]   [?]  
boat
coat
soap
crow
goat
snow
note
rose
nose
sofa
soldier
“Из чего дети любят лепить снежки зимой?” – “Snow.” cock
box
sock
doll
bottle
pot
clock
block
frog
dog
pond
forest
“Какой человек вызывает уважение?” – “Honest.”

Буква U u.

Name the letter – U u.
Sound the letter – [ju:] , [?] , [?]. What words with this letter do you know?

[ju:]   [?]   [?]  
tulip
cucumber
duty
music
suit
Tuesday
“Какой цветок очень популярен в Голландии?” – “A tulip.” put
pull
push
full
“Как перевести на английский язык “ Тяни – толкай ”? – “Pull and Push.” bus
bun
cup
butter
nut
funny
sunny
sunflower
puzzle
puppy
duck
gun
drum
plum
(Показывается картинка маленького пушистого щенка). “Как можно назвать этот маленький пушистый комочек?” – “A funny puppy.”

Буква Yy.

Name the letter.
Sound the letter [i], [ai], [j]. What words with this letter do you know?

[i]   [ai]   [j]  
merry
berry
teddy
baby
Granny
pony
Betty
“Кто лучше всех в семье печет пирожки?” – “Granny.” my
butterfly
dry
bye
“Какое насекомое носит название “Адмирал”, “Павлиний глаз”? – “A butterfly.” yard
yes
yellow
young
“Какого цвета солнце?” – “Yellow.”

Учитель показывает буквосочетание sh.

Name it.
Sound it [ʃ].
What words with this combination of letters do you know?
Dish, fish, radish, ship, shoe , mushroom, brush, eyelashes.

Учитель показывает буквосочетание ch .

Name it.
Sound it [ʧ].
What words with this combination of letters do you know?
Chicken, chess, China, chips, cheese, cheek.

Учитель показывает буквосочетание th.

Name it.
Sound it [ð] , [ϴ].
What words with this combination of letters do you know?

[ ð ]   [ ϴ ]  
they
then
their
the
Определенный артикль в английском языке. The. thin
thick
three
Thursday
thorn
think
“У писателя Чехова есть рассказ “Толстый и тонкий”. Переведите его на английский язык.”– “Thick and Thin”

Учитель показывает буквосочетание сk.

Name it.
Sound it [k].
What words with this combination of letters do you know?
Nick, Jack, clock, block , brick, duck, lock, pick, lick, cricket, sick, и т. д.

Учитель показывает буквосочетание ar [a:].

What words with this combination of letters do you know?

(а + r) [а:]  
March
mark
farm
car
star
park
“Назовите первый месяц весны”. – “March.”

Учитель показывает буквосочетание ir [з:].

What words with this combination of letters do you know?

(i + r) [з:]  
girl
bird
circus
dirty
shirt
skirt
“Где выступают клоуны?” – “A circus.”

Учитель показывает буквосочетание or [o:].

What words with this combination of letters do you know?

o + r) [o:](  
horse
shore
short
corn
bore
more
“Без чего нельзя себе представить ковбоя?” – “A horse.”

Таким образом можно отработать любые буквы и буквосочетания.

Знание слов расширяет словарный запас учащихся, помогает им построить четкую систему взаимосвязи букв и звуков и проассоциировать слова с транскрипционными значками.

Чтобы разнообразить и оживить урок, можно воспользоваться таким заданием:

из цветного картона, размером А4, вырезаются облака. На каждое облако наклеиваются буквы, например, на синее B – L L, на красное – P – N Y , на желтое – K – T E, на черное – – G G, на зеленое – B – B Y, и т.д. Вместо одной из букв – отверстие, куда учащиеся должны вставить нужную одну или две буквы. Учащимся дается на парту 4 таких облака и 4 или более букв (в редком случае –по две, для слова B – – , например), которые нужно вставить по одной в отверстие в каждом облаке, чтобы получилось задуманное слово.

Белый лист в наборе цветной бумаги используется для того, чтобы вырезать из него буквы E, A, O, I, U на ножке и затем вставить одну или две буквы в нужное отверстие.

Слова берутся такие: <Рисунок1>

1 парта –

P – N Y , K – T E , – G G , B – B Y Буквы O I E A на ножке

2 парта -

B – X , – P P L E , N – M E , T – B L E Буквы O A A A на ножке

<Рисунок2> 3 парта –

M – LK , C – K E , C – T , F – S H Буквы I A A I на ножке

4 парта –

F – N E , P – P P Y , B – – , L – M P Буквы I U E E A на ножке

<Рисунок3> 5 парта –

D – L L , B – L L , W – L L , N – T Буквы O A A E на ножке

6 парта –

T – D D Y , L – M O N , K – T T E N , B – S Буквы E E I U на ножке

Так как в группе 10–12 учащихся, такого количества слов достаточно для эффективной работы.
Учащимся дается 5–7 минут, чтобы вставить в отверстие нужную букву. Побеждают те учащиеся, кто правильно и быстрее всех сделает задание.
Этот вид работы можно предварить шуточным объявлением:
Ребята, посмотрите!
Розыск!
W A N T E D!
Разыскивается нужная буква.
Или:
Do you like puzzles, children? I think you do.
Let’s solve these puzzles.
LOOK! CLOUDS!
Work in pairs.
Fill in the letters into the clouds to create words. Read the words.

И в качестве завершения: безусловно, игровой момент вызывает большой интерес у учащихся, они с удовольствием включаются в игру, у учителя есть замечательная возможность задействовать в работе т.н. “фактор успеха”, который позволит поощрить лидеров и воодушевить ребят со слабым вниманием, памятью или непосед, которым трудно и 5 минут усидеть на месте. Поощрение минимальных успехов поможет учителю поддержать интерес к предмету, его доброжелательность, терпение, помощь ученику в трудных ситуациях, ориентация на успех – очень мощный психологический фактор, позволяющий в итоге достичь важного для каждого учителя результата – его предмет становится любимым и нужным ученикам.

Используемая литература:

  1. Иванцова Т.Ю. Игры на английском языке//Иностр. языки в школе. – 2008. –  № 4, стр. 52– 57.
  2. Архангельская Е.С. Изучаем английский язык. 0 М.:Эксмо, 2003.
  3. Никитенко З.Н. Специфика обучения английскому языку в начальной школе//Газета “Первое сентября”.№ 21.01–15 ноября. 2009, стр. 22–28.

a_id: 595739