Дидактическая игра "Математические ворота"
Игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми “науки до науки” Дидактическая игра как одна из форм обучающего воздействия, средство обучения, может быть использована при усвоении любого материала. В дидактической игре создаются условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Не секрет, что почти у каждого ребенка возникают определенные трудности с освоением элементарных знаний по математике. Наша цель – постараться облегчить детям эту сложную задачу.
Игрой-помощником в достижении этой цели будет наша дидактическая игра “Математические ворота”, дидактическая игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Дидактическая игра “Математические ворота”
Игра состоит из 3 сменных игровых полей вкладываемых (в зависимости от выбранного варианта игры) в основное поле – “ворота”, набора геометрических фигур разного цвета, карточек с числами первого (черного цвета) и второго (красного цвета) порядка, замка и 3 ключей (на замке и на ключах имеются кармашки для карточек).
Игра является отличным пособием для овладения элементарными математическими знаниями. Развивает такие психические процессы как мышление, память, внимание, учит логическому мышлению прямому и обратному счету. Предлагаемые варианты даются по степени их усложнения, что позволяет учитывать индивидуальные особенности детей.
Вариант №1
Цель: развитие представления и переключаемости внимания, логического мышления, закрепление: знания чисел первого и второго порядка, знаний о цвете и форме; обучение прямому и обратному счету.
Материал: В основное поле - ворота вложено сменное поле №1 (на нем расположены 12 кармашков 3 ряда по 4 шт.) В кармашках в каждом ряду вложены карточки с числами в первых двух из трех карточки с числами первого порядка в четвертой с числом второго порядка. Ворота закрыты на замок в кармашке замка и кармашке одного из ключей расположены одинаковые геометрические фигуры (по цвету и форме, только по форме, только по цвету – вариант выбирается педагогом).
Ход игры
Для того чтоб открыть ворота играющие должны подобрать к замку нужный ключ, после того как ворота открылись играющим предлагается по очереди расставить недостающие числа первого порядка, так чтоб в сумме получилась заданное число второго порядка.
Вариант №2
Цель: развитие представления и переключаемости внимания, логического мышления, закрепление знаний о цвете и форме; обучение разложению числа на простые слагаемые.
Материал: основное поле - ворота вложено сменное поле №2 (на нем расположены два домика состоящие из кармашков для слагаемых числа и самого заданного числа на верхнем этаже). В кармашках каждого домика на верхнем этаже вложено заданное число, ниже вложены числа составляющие. Ворота закрыты на замок в кармашке замка и кармашке одного из ключей расположены одинаковые геометрические фигуры (по цвету и форме, только по форме, только по цвету – вариант выбирается педагогом).
Ход игры
Для того чтоб открыть ворота играющие должны подобрать к замку нужный ключ, после того как ворота открылись играющим предлагается подобрать соседей данного числа чтоб получилось заданное (живущее на верхнее этаже).
Вариант №3
Цель: развитие представления и переключаемости внимания, логического мышления, закрепление знаний о цвете и форме; обучение решению задач в одно действие. В прямом и обратном порядке.
Материал: основное поле - ворота вложено сменное поле №3 (изображена схема решения задач). Ворота закрыты на замок в кармашке замка и кармашке одного из ключей расположены одинаковые геометрические фигуры (по цвету и форме, только по форме, только по цвету – вариант выбирается педагогом).
Дополнительный материал: карточки для составления задач по схеме.
Ход игры
Для того чтоб открыть ворота играющие должны подобрать к замку нужный ключ. Далее играющим предлагается из предложенных карточек составить задачу, в прямом и обратном порядке (только в прямом; только в обратном и др.).