| Тип урока/занятия: |
урок изучения и первичного закрепления
знаний и способов деятельности. |
| Цели урока/занятия: |
Общая дидактическая цель урока:
cоздать условия для:
- изучения и первичного осмысления блока новой
учебной информации;
- закрепления системы ЗУН;
- применения системы знаний в знакомой,
измененной и новой учебных ситуациях.
|
| Задачи урока/занятия: |
Триединая дидактическая цель
урока:
- Образовательный аспект:
- сформировать представления о местоположении,
природных условиях и хозяйстве двух греческих
полисов: Афины и Спарта;
- закрепить основные понятия: полис, Акрополь,
агора, демос, ареопаг, архонт, долговой камень,
аристократия, Совет Старейшин, Народное Собрание;
- сравнить местоположение, природные условия и
хозяйство Афин и Спарты, выявить различия;
- рассмотреть особенности управления в Афинах и
Спарте, выявить от отличия.
- Развивающий аспект: способствовать
формированию и развитию ОУУН как основы для
формирования ключевых компетентностей учащихся:
- информационной: использовать
информационные источники различного типа
(рассказ-объяснение учителя, учебный текст) в
качестве информационных ресурсов, выделять
главное в учебном тексте, преобразовывать
информацию в виде таблицы;
- коммуникативной: владеть основными
приемами устной речи, давать краткие и
развернутые ответы, грамотно и ясно
формулировать свою мысль, обосновывать суждения;
- учебно-исследовательской: давать
определения понятий и терминов, прослеживать
причинно-следственные связи, обобщать и
систематизировать учебный материал, проводить
сравнения, применять ЗУН для решения
учебно-познавательных задач;
- технологической: планировать организацию
учебно-познавательного процесса (используя
макет таблицы и схему), работать по алгоритму,
работать с таблицей.
- социальной: решать учебно-познавательные
задачи с помощью одноклассников, преподавателя.
- рефлексивной: осмысливать собственную
познавательную деятельность, мотивы работы на
уроке, оценивать результаты своей деятельности.
- Воспитательный аспект: создать условия для
воспитания личностных качества, обеспечивающих
успешность исполнительской деятельности
(внимательности, ответственности,
работоспособности), обеспечивающих успешность
творческой деятельности (активности,
целеустремленности, настойчивости,
наблюдательности, самостоятельности).
|
| Необходимое оборудование и
материалы: |
Учебник, компьютер, медиапроектор,
медиаэкран, доска для записи понятий, изучаемых в
ходе урока, тетрадь учащихся имеет более широкие
поля (5 см.), где записываются новые понятия, их
определения, даты, персоналии. |
Подробный конспект
урока/занятия |
| Мотивация учащихся |
Однажды в одном из греческих портов
заспорили между собой несколько греков о том,
какой город в Греции лучше всего укреплен в
случае нападения врагов. Называли разные города.
– Лучше всех укреплены Афины, у них самые высокие
и мощные оборонительные крепостные стены.
– А у нас, воскликнул житель Спарты, вообще нет
оборонительных крепостных стен, но мы самый
защищенный и сильный город.– Почему так сказал
спартанец? (Слайд: изображение спора в
греческом порту) |
| Ход и содержание урока/занятия |
Введение в тему. Древние
греки называли себя эллинами, а свою страну не
Грецией, а Элладой. Эллада состояла из многих
городов, которые назвали города-государства или
полис. (Учитель пишет понятие на доске, а
учащиеся на широких полях в тетради, слайд в
презентации).
Каждый такой город-государство имел свое
правительство, войско, территорию. У каждого
полиса был центральный город, который был
окружен стенами. Внутри стен находилось
возвышенное место – Акрополь (слайд), и
открытое пространство, называвшееся Агора (слайд),
которое служило и рыночной площадью и местом
народных собраний. Кроме города полис включал
окрестные деревни, усадьбы богачей. Полисы часто
соперничали между собой, но имели общие черты,
характерные для полисов всех греков: общий язык,
культуру и религию. В каждом полисе проживали
всего несколько тысяч человек.
Самыми известными полисами были Афины и Спарта.
Греки говорили так: Эллада стоит, как бы на двух
ногах. Одной ногой являются Афины, а другой
Спарта. Этими словами они подчеркивали значение
обоих городов в жизни Греции. Но как непохожи они
были!
Представьте себе эти два города Греции (слайды).
Афины, несмотря на обилие грязных и узких улиц,
показались бы нам красивым городом. Они были
укреплены стенами. Вершина холма в центре города
(Акрополь). Городские площади украшены храмами и
колоннадами, повсюду много мраморных и бронзовых
статуй, на склоне Акрополя под открытым небом
располагался театр, который в дни представлений
был переполнен публик. На главной площади (Агора)
множество лавок с товарами. Шумная толпа
движется в разных направлениях, обменивается
новостями и шутками, занимается делами.
Спарта сильно уступает по красоте Афинам. Она
похожа на военный лагерь. До чего это хмурый и
неприветливый к чужеземцам город! Здесь нет ни
шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль
улиц тянется одноэтажные дома, похожие друг на
друга. В Спарте отсутствует театр, почти нет
каменных храмов и статуй. На улицах видны отряды
марширующих спартанцев, слышны отрывистые слова
команды и военная хоровая песня.
– Почему так не похожи эти два города, мы
сегодня выясним.
Актуализация
Учитель: Что нам нужно сделать, чтобы
найти ответ на вопрос?
Ученик: Сравнить.
Учитель: Для этого мы вспомним схему
изучения государства (слайд):
- Местоположение и природа.
- Занятия жителей. Хозяйство.
- Управление.
Изучение нового материала:
(Этап самостоятельной работы с учебником)
Учитель объясняет ход работы по заполнению
таблицы. На слайде появляется таблица (слайд).
| |
Афины |
Спарта |
| Местоположение и природа. |
|
|
| Занятия. Хозяйство. |
|
|
| Управление. |
|
|
Учитель дает задание учащимся. Каждый
ряд работает над своей частью таблицы.
1 ряд: Местоположение и природа – с. 136, с. 143
2 ряд: Занятия жителей. Хозяйство – с.137, с. 144-145
3 ряд: Управление – с. 138, с. 145
Причем один из учеников на парте, работает с
темой «Афины», а другой – «Спарта». Время
работы 7-10 минут.
(Этап фронтальной работы, результатом
которой должна быть заполненная таблица)
Результаты работы 1 ряда:
| Афины |
Спарта |
Аттика – средняя часть
Древней Греции.
Мало плодородной земли. |
Лаконика – юг.
Пелопоннес – плодородная земля. |
Результаты работы 2 ряда:
Афины |
Спарта |
Садоводство
Виноградарство
Скотоводство (овцы, козы)
Ремесло
Торговля
Мореплавание |
Спартанцы – военное дело
Илоты – земледельцы |
Результаты работы 3
ряда:
Афины |
Спарта |
Демос
Ареопаг
Архонт
Аристократия – власть лучших
Долговой камень |
Совет старейшин
Народное собрание |
В ходе работы с учеником и заполнения
таблицы, учащиеся продолжают знакомиться с
новыми понятиями, которые записывают на полях:
илоты, демос, Ареопаг, архонт, аристократия,
долговой камень, Совет старейшин, Народное
Собрание
Учитель заслушивает ответы ребят, одновременно
сопровождая их ответы и свои дополнения слайдами
презентации. Ребята заполняют таблицу в тетради,
а пример ее заполнения учитель выводит также на
слайды. |
| Проверка и оценивание |
(Первичное повторение и закрепление
новых знаний и умений на уровне воспроизведения). Форма:
фронтальная повторительно-обобщающая
беседа.
– проверка картографических умений
(местоположение Афин и Спарты);
– восстановление в памяти учащихся основных
понятий (полис, Акрополь, Агора, илоты, демос,
Ареопаг, архонт, аристократия, долговой камень,
Совет Старейшин, Народное Собрание)
Вариант: самостоятельная работа учебником, в
ходе которой учащиеся на полях выписывают
определения понятий)
Форма: тестовый фронтальный контроль
по новому материалу (слайды презентации)
(Систематизация и обобщение новых знаний)
Форма: решение познавательных и
проблемных задач.
– Почему же так не похожи были эти два
города, на которых стояла Эллада?
Один чужеземный царь послал сказать
спартанцам: Если я вступлю в Южную Грецию, Спарта
будет уничтожена. Спартанцы ответили: Если!
– Что имели ввиду спартанцы?
Спартанец пришел послом к
чужеземному царю:
– Ты один? – удивился царь, привыкший к
многолюдным посольствам.
– К одному, – ответил спартанец.
– Почему именно так ответил спартанец?
– Что он имел ввиду?
– Почему спартанец в споре с греками
сказал, что самый защищенный город в Греции – это
Спарта?
Вот что рассказывали греческие
писатели о спартанских женщинах. Узнав о том,
что их сыновья убиты в бою, спартанки тут же шли
на поле сражения. Они осматривали, с какой
стороны тела были ранены павшие воины. А дальше
поступали по-разному. В одних случаях, женщины,
преисполненные не только печали, но и гордости,
держались с большим достоинством; они хоронили
своих сыновей с почетом в гробницах предков. В
других случаях спартанки, рыдая от стыда, спешили
покинуть поле сражения, предоставляя хоронить
воинов в общей могиле.
– Подумайте, чем можно объяснить столь разное
поведение спартанских женщин, осмотревших тела
погибших в бою сыновей.
|
| Рефлексия деятельности на
уроке/занятии |
Этап рефлексии. Техника
«Ассоциативный ряд» Учитель предлагает по
цепочке назвать слова-ассоциации, возникающие
при упоминании понятий: Афины, Спарта |
| Домашнее задание (если планируется) |
Обязательная часть: прочитать
текст «Спартанское воспитание» (учебник с.146) и
ответить на вопрос в тетради: Что вам нравится, а
что нет в спартанском воспитании?
Вариативная часть: ответить на вопросы
из учебника в тетради: № 3 с. 148, № 3 с.139 |
| Обоснование, почему данную тему
оптимально изучать с использованием медиа-,
мультимедиа, каким образом осуществить |
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать»
Оформленная презентация позволит быстрее
включить в учащихся в урок и подготовить их к
восприятию нового материала. Это создает
приподнятое настроение и позитивное
мотивационное поле.
Визуализация дает возможность избежать сухого
монолога учителя, который утомляет и вызывает
демотивирование учащихся.
Слайды обеспечивают наглядность, четкость
восприятия материала (таблицы на слайдах),
происходит дополнительная активизация нервной
системы, обеспечивающая повышенное внимание и
концентрацию учащихся на предмете изучения
(самостоятельная работы учащихся с учебником).
Подключение зрительной памяти обеспечивает
повышенную выживаемость знаний, дает
возможность многократного обращения к
представленной информации, сравнения с
предыдущей и последующей информацией (этап
систематизации знаний), позволяет
материализовать ход обучения, дает возможность
«потрогать» результаты и достижения
обучающихся.
Тестовая проверка с помощью слайдов презентации
позволяет учителю хорошо видеть, как обучающийся
усвоил материал, все ли правильно они поняли,
дает возможность педагогу прямо в процессе
обучения внести необходимые коррективы в
понимание новой темы (этап систематизации
знаний). |
| Советы по логическому переходу от
данного урока/занятия к последующим |
Логический переход к следующей
теме «Зарождение демократии в Афинах»: –
Мы познакомились с жизнью людей в
древнегреческих полисах. Демос добивался права
участвовать в управлении Афинами, требовал
отменить долговое рабство и переделить землю.
Схема

– Для того, чтобы изменить опасную обстановку в
стране знать и демос в 594 г. до н.э. сообща избрали
архонтом Солона, который начал осуществлять
преобразования в стране (реформы). С его
деятельностью связано зарождение демократии в
Афинах (новая тема). |