Открытый урок по литературе "Трудно быть рыжим" по рассказу Е.Габовой "Не пускайте рыжую на озеро". 7-й класс

30.09.2010

Цели урока:

  • обучающие: изучение рассказа писателя, понимание авторского замысла, основной идеи рассказа
  • развивающие: развитие навыков аналитического чтения, ассоциативного мышления, устной монологической речи, навыков совместной работы
  • воспитательные: формирование доброго отношения к людям, целеустремленной личности, ответственной за свои поступки, преодолевающей трудности, находящей своё место в жизни.

Оснащение урока: рисунки учеников, текст рассказа, контрольный опросный лист для каждого ученика, мультимедийный проектор, ПК.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Сегодня мы поговорим о современном писателе, который уделяет много внимания подрастающему поколению, т.е. вам.

Но хотелось бы начать нашу работу с ассоциаций.

- Что вы представляете, когда слышите слово "рыжий"?

(ученики называют, учитель записывает их на доске)

- А теперь посмотрим, совпадают ли ваши представления с ощущениими:

(открывается доска с рисунками, которые дети рисовали по заданию учителя, ещё не читая рассказ) Так происходит своеобразная экскурсия в " картинную галерею" Ученики делятся впечатлениями, рассматривая рисунки.

Вопросы.

-А если бы у вас в классе появился рыжий ученик, как бы вы отреагировали?

- Что значит выражение: "Что я рыжий что ли?"

- Всегда ли рыжий -это только цвет волос?

- Трудно ли быть рыжим?

Работа над рассказом: индивидуальное сообщение ученика: биография писательницы, показ фотографий, слайдов с видами города, где живет Габова, обложек её книг и т.д., словом, -всего того, что приготовил ученик.

Чтение рассказа (15-20 мин.)

Вопрос учителя:

- О чём этот рассказ? Определите его темы.

Групповая работа (15 мин.)

Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточку с вопросами.

1 группа:

- Что мы узнали о семье девочки, о её внешности? Как относятся одноклассники к Светке? Подтвердите примерами из текста.

2 группа:

- Как к девочке относится сам рассказчик? Согласен ли он с мнением класса? Подтвердите примерами из текста.

3 группа:

- Как вы думаете, класс был дружный? Может ли зло сплотить, сдружить?

Кто в классе заводилы? Как они себя ведут по отношению к девочке?

Дополнительные вопросы:

- Одноклассники поддерживали их? В школе так уж важно быть сплоченным коллективом? Почему?Нужно ли всегда поддерживать класс?

4 группа:

-А какая сама Света? Как она ведет себя в классе? Какие примеры говорят что она - необычная девочка? Почему она рвётся на озеро?

От каждой группы выступает один человек, но вопросы выведены на экран при помощи видео-проектора, и поэтому ребята из разных групп могут дополнять отвечающих.

Итоговая беседа.

Итак, писательница могла закончить свой рассказ эпизодом похода, но она продолжила: " В 10 класс рыжая не пошла:"

- Почему не пошла? Кем она стала впоследствии? Почему же рассказчик не захотел с ней встретиться?

- Что он понял? Найдите предложение, в котором заключена идея рассказа.

-Так трудно быть рыжим?

- А как же тогда преодолевать сопротивление класса, общества?

- Назовите другие литературные произведения, в которых ставились такие же проблемы.

Показ фрагмента мультфильма "Гадкий утенок" Происходит "радость узнавания", т.к. ребята, зная эту сказку, почему-то забывают её назвать.

Контрольный опросный лист (каждый ученик выполняет его письменно самостоятельно)

Вопросы:

Ваши впечатления от рассказа.

Определите тему и конфликт рассказа.

Ваше мнение о героине. Понравилась она вам? Чтобы вы ей посоветовали, если бы она обратилась к вам за помощью? Почему она оказалась одинокой в "дружном" классе?

Ваше мнение об одноклассниках? Случались ли в вашей жизни такие же ситуации?

Что нужно делать, чтобы избегать неприятных ситуаций?

На контрольном листе оставляется чистое поле, куда дети вписывают свои ответы.

Итог урока. Выставление оценок за устные ответы.


aid: 584442