Программа воспитательной работы по развитию классного коллектива "Познавательная активность"

17.01.2006

Цель программы

  1. Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников.
  2. Повышение интеллектуальной комфортности.
  3. Усиление мотивации учебных целей.
  4. Развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию.

Задачи программы

  1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития.
  2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
  3. Формировать культуру интеллектуального развития и самосовершенствования.

Пояснительная записка

Важнейший период становления личности будущего гражданина приходится на его школьные годы. Поэтому исключительную роль в формировании подрастающего человека играет школьный коллектив. Именно он является основной социальной средой, в которой воспитываются способности личности. В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности его членов, обеспечивается всесторонне развитие личности, надлежащая подготовка учащихся к труду, к активному участию в общественной жизни, к защите Родины. Для того, чтобы понять классный коллектив, достаточно посмотреть на “Периоды актуального и неактуального развития потребностей от 0 до 16” и “Карту воспитанности” и определить программу развития классного коллектива.

Многогранны виды деятельности, в которые вовлекает школьников классный руководитель. Это и общественно полезные дела, и трудовые десанты, и обсуждение книг, спортивные соревнования. Но для того, чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном, познавательном развитии и возвышении ребят, важно верное педагогическое руководство их отношениями, создание условий для взаимообогащающего общения, развития и укрепления лучших черт характера, чувства коллективизма. Деятельность школьников должна развертываться в такой воспитательной среде, психологический климат которой отражает нравственные нормы нашего общества. Именно такой средой должен стать коллектив. Без создания и воспитания коллектива педагог бессилен, т.к. он один не в состоянии организовать постоянное влияние на личность каждого учащегося.

Данная программа воспитательной работы была составлена на основе теоретических разработок В.Сухомлинского, А.Макаренко, Амонашвили, Ильиной, С.Шацкого и других известных педагогов.

Направления и формы работы:

1. Изучение личности школьников

А) анкетирование учащихся:

  1. Опросник Айзенка.
  2. Оценка психологического состояния по Айзенку.
  3. Анализ воспитанности детей в семье.
  4. Адаптационные возможности учащихся.
  5. Ваша воля.
  6. Диагностика уровня развития теоретического мышления.
  7. Диагностика Кэттела.
  8. Экспресс-методика характеристических особенностей личности.

Б) исследование:

  1. Диагностическая программа изучения уровня воспитанности школьников.
  2. День ДРК “Дозировка домашнего задания”

2. Изучение классного коллектива:

А) Анкетирование

  1. Социометрия.
  2. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Б) Исследование:

  1. Программа изучения развития классного коллектива.
  2. День ДРК “Мотивация учебной деятельности”.

Результативность.

Результативность воспитательной работы заключается в том, что мне бы хотелось быть уверенной в том, что мои воспитанники будут:

  • иметь устойчивые положительные результаты обучения;
  • качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
  • проявление самостоятельной творческой активности детей;
  • призовые места в школьных и других мероприятиях.

Программа классных часов:

1. Классные часы:

  • Школа самовоспитания.
  • Любопытство или любознательность.
  • Секреты формирования интересов.
  • Разгаданные и неразгаданные тайны.
  • Самопрезентация “Мои увлечения”

2. Беседы для развития позитивного отношения ученика к собственному интеллекту:

Чем себя заинтересовать? – советы психолога.

  • “Я” в моих мечтах.
  • Диалог с самим собой.
  • Эстафета “Мир наших увлечений”
  • “Час вопросов и ответов”

3. Ролевые игры, конкурсы, праздники;

  • Аукцион знаний.
  • “Что? Где? Когда?
  • Праздник эрудитов
  • Турнир знатоков.
  • Практикум-игра “Формула интересов”.
  • Конкурсы-смекалки
  • Карнавал профессий.
  • Решение интеллектуальных задач.

4. Конкурс исследовательских проектов.

Родительские собрания:

  1. “Им уже 13. Поможем им “ найти” себя”.
  2. “Сотрудничество школы и семьи в развитии интеллектуальных возможностей учащихся”.
  3. “Развитие познавательного интереса у школьников в семье”.
  4. “Единая тактика семьи в развитии учебных и познавательных способностей ребенка”.

aid: 311098