Научно-исследовательская деятельность школьников как педагогическая технология

07.05.2010

Введение

На современном этапе развития школьного образования одной из важнейших сторон деятельности учителя, педагога является руководство исследовательской деятельностью учащихся. Но это деятельность вызывает определенные трудности, как у начинающих, так и у опытных учителей. Учителя затрудняются во многом – в постановке проблемы и выборе темы исследования, в организации эксперимента и анализе полученных данных, в написании доклада и подготовке к выступлению и т.д.

Актуальность: С 1999-2000 уч. года в МОУ – Алагарская СОШ им. Г.Д. Протодьяконова сложился определенный опыт по организации научно-исследовательской деятельности школьников. В последнее время каждый год проводятся различные научно-практические конференции, выставки, семинары, школы, в которых учащиеся могут представить свои исследовательские проекты или другие работы. Они могут принять участие в различных фестивалях, школах-семинарах, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками. Кроме того, результаты выступлений учащихся на различных уровнях могут учитываться и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальной.

Новизна: Рассмотрение научно-исследовательской деятельности школьников Алагарской СОШ как педагогическую технологию.

Практическая значимость: Распространение опыта организации научно-исследовательской деятельности учащихся Алагарской СОШ среди школ Чурапчинского района, республики, России.

Исследовательская деятельность учащихся как объект исследования привлекает многих ученых, педагогов, методистов. В педагогической литературе встречаются различные трактовки понятий «исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская деятельность».

Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.

Основная часть

Классификационные параметры научно-исследовательской деятельности школьников

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: научная.

По ведущему фактору психического развития: биогенная, социогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, развивающая

По ориентации на личностные структуры: информационная технология (формирование школьных ЗУН), технология саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ), операционная (формирование способов умственных действий, мышление – СУД), эвристическая (развитие творческих способностей).

По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая, общеобразовательная.

По типу управления познавательной деятельностью: цикличная (с контролем, самоконтролем, взаимоконтролем), направленная (индивидуальная).

По типу организации познавательной деятельности: система «консультант», «программное обучение», современное традиционное обучение, использующее самостоятельную работу с книгой (дидахографию) в сочетании с техническими средствами.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная, гуманно-личностная, технология сотрудничества.

По преобладающему методу: программированное, проблемное, развивающее обучение.

По категории обучаемых: технология продвинутого уровня.

Целевые ориентации НИД школьников

  • Гуманно-личностный подход к ребенку.
  • Единство обучения и воспитания.

Концептуальные положения

  • научность;
  • последовательность и систематичность;
  • сотрудничество.

Особенности содержания

  • личностно-ориентированный подход к ребенку;
  • дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

Особенности методики

Личностно-ориентированный подход объединяет следующие идеи:

  • личностная направленность УВП (личность – цель образовательной системы; каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.
  • демократизация педагогических отношений (право ребенка на свободный выбор; право на ощибку; право на собственную точку зрения; стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать. А предоставлять свободу выбора).
  • новая трактовка индивидуального подхода (отказ от ориентировки на среднего ученика; учет особенностей личности; конструирование индивидуальных программ развития).

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс рассматривает следующие идеи:

  • содержание обучения рассматривается как средство развития личности;
  • обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
  • идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
  • вариативность и дифференциация обучения;
  • используется положительная стимуляция ученья.

Цели и задачи НИР МОУ – Алагарская СОШ им. Г.Д. Протодьяконова

Главная задача школы – повышение качества обучения, что непостижимо без развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Поэтому одним из главных направлений деятельности школы является организация НИР.

В рамках научно-исследовательской деятельности учащихся перед педагогами и учащимися ставятся следующие цели:

  • выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
  • совершенствование знаний учащихся в определенной области науки, учебного предмета;
  • приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством педагогов, ученых, других специалистов;
  • развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
  • развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.

Структура управления НИР учащихся

Основные направления НИР

Работа ведется по 3 основным направлениям:

  • работа педагогического коллектива;
  • работа обучающихся;
  • работа родителей, общественных организаций.

Здесь главным, решающим является – работа педагогического коллектива по организации НИР. Для успешной организации работы проведены следующие виды работ с педколлективом:

  • теоретические семинары, занятия ПДС по организации НИР;
  • практикумы по подготовке докладов НПК, чтений;
  • организация внутришкольных чтений, педчтений, Хомутовские чтения;
  • заседания методического совета, НМО по вопросам НИР;
  • участие учителей в улусных Аспирантских, Портнягинских чтениях, НПК;
  • участие в республиканских Алексеевских чтениях;
  • участие учителей во Всероссийском дистанционном «Фестивале педагогических идей» (опубликованы в сборнике тезисов фестиваля и СД дисках);
  • проведение улусного семинара «Научное образование школьников» (19.01.07 г.);
  • получение Гранта Президента РС (Я) по итогам участия школ в конкурсе ПНПО (2007, 2008 гг.);
  • получение Гранта Президента РС (Я) учителем математики Варламовой М.М. по итогам конкурса пед. работников учреждений дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей РС (Я);
  • учитель математики, информатики Гоголев Г.И. – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации.

Работа обучающихся:

  • работа НОУ «Малая академия»;
  • спецкурс «Организация НИР»
  • элективные курсы «Основы НИР»;
  • школьные НПК: для начальных классов и ДОУ – «Мин эйгэм» (с 2003 г.), для средних и старших классов – «Школьная НПК «Шаг в будущее»;
  • 2005 г. – к 60-летию Победы, 95-летию Г.Д. Протодьяконова – Протодьяконовские чтения (заочный тур – 64 доклада, очный тур – 19 докладов).
  • 2006 г. – к 75-летию школы «Тропинка школьная моя» - 18 докладов;
  • 2006 г. – Всероссийский дистанционный конкурс по психологии «Мой внутренний мир» - доклад Иры Алексеевой – I место;
  • 2006 г. – Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» - 10 учащихся и их руководители получили Дипломы от издательского дома «1 сентября» (рук-ль- А.Соловейчик);
  • 2006 г. – республиканский конкурс «Моя Родина – Якутия»- 8 учащихся получили Благодарственные письма от Ф.С. Тумусова;
  • с 2006 г. – выступления учащихся с докладами перед учащимися, родителями, общественностью;
  • организация работы летнего научно-исследовательского лагеря «Силис»;
  • участие в летней научно-образовательной экспедиции «Мегапроекты глазами школьников», 2008, 2009 гг. (Гоголев Павел, Лыткин Саня, Копырина Сардана, Титова Ксеня – 10 кл.)

Работа родителей:

  • моральная, материальная поддержка учащихся;
  • родительские лектории – основы научных знаний;
  • участие родителей в различных чтениях: Чиряевских, Хомутовских и т.д.;
  • участие родителей в кустовой конференции «Иитэр улэ ситимигэр – баара5ай бырайыактар (20 ноября 2008 г.)

Формы организации научно-исследовательских работ учащихся в школе

  • Индивидуальная форма: индивидуальные консультации, занятия в заочных школах;
  • Групповая форма: занятия «Малой академии», школьные НПК, чтения;
  • Фронтальная форма: спецкурсы, элективные курсы, участие в олимпиадах, интернет-конкурсах, фестивалях, тематические лектории;
  • Работа летнего лагеря;
  • Участие в различных интернет-конкурсах, конференциях, дистанционных олимпиадах и т.д.
  • Выездные консультации.

Основные причины успешности НИР

  1. Очень работоспособный, профессионально компетентностный педагогический коллектив, который относится к НИР как одному из главных направлений деятельности школы, например:
    - учитель якутского языка и литературы, нац. культуры Сокольникова П.Е. подготовила с 2002 года около 30-ти докладов на различные темы;
    - НИР занимаются все педработники, начиная от библиотекаря до руководителей дополнительного образования.
  2. Преемственность поколений педагогов: на данный момент в школе работают 3 поколения педагогов.
  3. Поддержка администрации школы НИР стимулированием лучших учащихся, педагогов по итогам учебного года различными номинациями, премиями.
  4. Помощь и поддержка со стороны родителей.
  5. Огромная роль методсовета во главе учебных завучей Оконешниковой В.Г., Максимовой В.Г. и руководителей НМО.
  6. Связь с молодыми учеными во главе с Мартыновым А.А., преподавателями ЯГУ.

Таблица участия учащихся в НПК, чтениях – Приложение.

Заключение

В настоящее время исследовательскую деятельность можно рассматривать как новую педагогическую технологию. При этом руководство исследовательской деятельностью учащихся должно способствовать реализации следующих принципов:

  • принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный, а настоящий);
  • принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата);
  • принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт).

Результаты научно-исследовательской деятельности школьников Алагарской СОШ

Для учащихся:

  • участие в различных чтениях, НПК стало престижным в школе;
  • образовалась среда, способствующая к занятию НИР;
  • у учащихся развиваются навыки самообразования, повышается мотивация к учению;
  • занятие НИР способствует самореализации, самопознанию, серьезному отношению к выбору своей будущей профессии, что можно видеть в наших выпускниках – участниках различных чтений, НПК;
  • приобретенные в школе навыки научно-исследовательской работы помогают им в дальнейшей учебе, в дальнейшей жизни.

a_id: 575803