Этнокультурный (русский) компонент на уроках математики

18.03.2010

Тип урока: урок закрепления навыков и умений решения задач с помощью уравнений.

Цели урока:

Образовательные:

Закрепление навыков решения задач с помощью уравнений, ликвидация пробелов в знаниях и умениях учащихся, усиление практической направленности данной темы.

Развивающие:

Развитие математической речи, логического мышления навыков самоконтроля, расширение кругозора учащихся, пополнение словарного запаса, развитие познавательного интереса к изучению математики на примере истории возникновения Храма Николая Чудотворца.

Воспитательные:

Воспитание целеустремленности, организованности, аккуратности и четкости выполнения заданий, любви к истории своей малой Родины.

Ход урока

Организационный момент:

  • Приветствие учащихся и проверка готовности к уроку;
  • Сообщение темы урока: Тема сегодняшнего урока “Решение задач с помощью уравнений”; Это последний урок по этой теме, поэтому мы сегодня закрепим наши умения и навыки решения задач с помощью уравнений и ликвидируем пробелы по этой теме.

А для достижения этой цели на уроке мы:

  1. Проверим д/з.
  2. Вспомним все, чему научились по изученной теме.
  3. Посчитаем устно.
  4. Будем решать задачи с помощью уравнений.
  5. Проведем проверочную работу.
  6. Подведем итоги нашей работы на уроке.

(В ходе урока презентация слайдов, см. приложение 3).

Проверка Д/З.

Решение уравнений (спросить ответы у 3-4 учащ., высвечивается слайд с ответом, прошу поднять сигнальные карточки зеленого цвета, у кого верный ответ, и красного – у кого неверный). По второму уравнению спросить : “А можно ли решить это уравнение по-другому? У кого другое решение?” И попросить прокомментировать.

По уравнению придумать задачу (по каждому уравнению спросить 3 человека).

Актуализация имеющихся знаний (на доске написаны слова – знать, уметь).

  1. Что надо уметь, чтобы решать уравнения? (упрощать выражения)
  2. А что надо знать, чтобы упростить выражение (свойства умножения – переместительное, сочетательное и распределительное)
  3. А что надо знать и уметь, чтобы решить задачу с помощью уравнения? (знать алгоритм решения задач и уметь составлять и решать уравнения)

Получается:

Знать: свойства умножения, алгоритм решения задач.

Уметь: упрощать выражения, составлять уравнения и решать их.

Устный счет.

  1. Упростить выражение (поднимать карточку того цвета, который соответствует правильному ответу)
  2. 4*Х*25
    а) 125Х ; б) 100Х; в) 29Х
    3а+17+5а
    а) 25а б) 8а+17 в) 25

  3. Примените распределительное свойство умножения
  4. 13*(2+у)
    а)26у; б)26+13у; в)26+у.
    (10-Х)*17
    а) 170-х ; б)170-17Х; в)17Х-170.

  5. Запишите ответы в квадраты

1

1

4

7

m + m =2 найти корень уравнения.

2у+3у=5 найти корень уравнения.

192*4-191*4 примените распределительное свойство.

169*7-168*7 примените распределительное свойство.

“А теперь вспомните уроки москвоведения и подумайте, чтобы могла обозначать эта дата, связанная с историей Руси?

1147 год – это первое упоминание о Москве.

Мы с вами живем в этом замечательном городе – в самом большом городе России и одном из древнейших в мире.

В Москве много храмов и монастырей, больших и широко известных – таких, как Храм Христа спасителя, и не таких значимых, но тоже очень дорогих для сердца горожан.

И вот с историей возникновения Храма, который находится на территории нашего микрорайона, мы сегодня и познакомимся. Этому и будет посвящен наш сегодняшний урок.

-Запишите в тетради дату и тему сегодняшнего урока. У вас на столах лежат листы с заданиям (см. приложение 2). Но прежде чем приступить к их выполнению, давайте послушаем сообщения, подготовленные ребятами вашего класса.

Выступления детей. (см. Приложение 1)

“На Руси все Храмы называются именами святых. А в каком году была построена первая школа-церковь, мы узнаем, решив задачу. Задачи мы сегодня решаем с помощью уравнений, поэтому давайте вспомним алгоритм решения задач с помощью уравнений”. (сначала дети вспоминают алгоритм, затем он высвечивается на слайде)

Ну, а теперь решаем задачу!

Задача 1. Учащиеся железнодорожного училища должны выложить шпалами участок дороги длиной 51 метр. Приобретая опыт, они каждый последующий день, начиная со второго выкладывали на 2 метра больше, чем в предыдущий. Для завершения работы им понадобилось 3 дня. Сколько метров железной дороги уложили шпалами в первый день?

Задача решается поэтапно: один ученик записывает краткое условие и обозначает неизвестную величину за “х”, второй составляет уравнение и решает его, третий проверяет решение: правильному ответу соответствует дата открытия первой школы-церкви (см. приложение 3).

“Продолжаем слушать историю” (Выступления детей.)

А сколько дворов было в приходе церкви в 1916 году мы узнаем, решив вторую задачу.

Задача 2. В 1916 году в приходе церкви было несколько дворов. Если бы за 40 лет число дворов увеличилось втрое, то в 1956 году их стало бы 258. Сколько дворов было в приходе церкви в 1916 году?

Один ученик у доски решает задачу, остальные на местах. После решения высвечивается слайд с правильным ответом – правильному ответу соответствует дата открытия школы-церкви.

Итак, в 1916 году в приходе церкви было 86 дворов, а в 1956 году их стало бы уже 258, но к сожалению, в 1956 году Никольский Храм от замыкания электрических проводов сгорел.( продолжаем слушать историю)

“Итак, Храм был построен и освящен. А из какого материала он был построен? Решив третью задачу мы узнаем сколько бревен пошло на его возведение”.

Задача 3. Для строительства стен Храма потребовалось 6 кладок бревен. А для возведения колокольни 2 таких же кладки. Сколько бревен пошло на колокольню, если на ее строительство потребовалось на 40 бревен меньше, чем на стены?

Задача решается парами самостоятельно, помогая друг другу, а один человек у закрытого крыла доски. Кто сделает – поднимает сигнальную карточку зеленого цвета, у кого сложности – красного цвета. Проверяем решение на доске и сверяем с высвеченным на слайде ответом.

Домашнее задание на следующий урок

Домашнее задание: (первый номер по выбору)

  • 5Х-2Х=273.
  • (Х+2)*4 =28.
  • Придумать историческую задачу.
  • Придумать задачу, про площадь прямоугольника или квадрата.
  • №717 решить задачу.

Самостоятельная работа

Вам нужно решить две задачи.

Детям, у которых возникали трудности с решением задач, предлагаю решить вариант 3. На самостоятельную отводится 5 минут, по окончании говорю: “Стоп, положили ручки. Запомните свои ответы. А теперь закройте тетради. Проверяем ответы”. (Высвечивается слайд с ответами и датой возведения Храма-1957 г.).

Итак, вы сегодня узнали, как на территории нашего микрорайона образовался островок в житейском море – духовный оазис. С 1957 года Храм не закрывался. В 2007 году наш Храм отметил пятидесятилетний юбилей. При Храме работает воскресная школа Православная классическая гимназия.

Наш Храм стоит на окраине столицы и охраняет ее, как и все наше Отчество, хранят православные церкви и монастыри. Более тысячи лет Русь украшается Храмами. Едешь по дорогам земли русской и издали видишь – стоит церковь, и весь наш чудесный русский пейзаж обретает еще большую одухотворенность и завершенность. А если еще и колокольный звон слышится!” Слайд с колокольным звоном.

Подведение итогов.

  1. Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итог нашего урока. По какой теме мы сегодня закрепляли знания и умения? Вам сегодня было предложено решить несколько задач, вы их решили? Решили! Сегодня составляли задачи по уравнению, вы были в роли учеников, в роли консультантов. Как вы думаете, достигли мы цели? Я думаю, что да.
  2. Пригодились ли знания, полученные на уроках ранее?
  3. Что нового ты сегодня узнал?
  4. Насколько важен для тебя сегодняшний урок?
  5. Понравился ли тебе урок? (поднять смайлики)

aid: 567002