Методика коррекции несовершенного навыка чтения

21.12.2009

Приемы формирования навыков чтения зависят от того, на каком этапе овладения чтением находится конкретный ребенок.
При наиболее тяжелом варианте дислексии, когда слабо усвоены даже звуко-буквенные связи, необходимо:
1. Одновременно с развитием речевых предпосылок чтения формировать стабильный графический образ буквы ( графемы ) на полианализаторной основе. Для этого широко используются упражнения предложенные М. Монтессори, такие как: обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв, дермолексия ( педагог рисует на ладони ребенка букву, а тот должен опознать её, тактильное опознание «наждачных» букв и т.п.)
2. Для этой же цели подходит задание «Группировка стилизованных букв». Ребёнку предлагают сгруппировать одинаковые буквы. (ПРИЛОЖЕНИЕ.)
На начальном этапе овладения чтением дети с дислексией затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении читаемых слов на слоги. Это создает дополнительные трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно использовать:

 а) Цветовую маркировку слогов. Слоги чередуются по цвету:
Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика.
б) Целесообразно включать в занятия упражнения по делению слов текста на слоги. Ребёнку дается текст и предлагается вертикальными чёрточками разделить все слова на слоги.

 Для тренировки навыка синтеза слов из слогов при чтении необходимо развивать способность к запоминанию последовательных серий слогов и операций последующего синтеза их в одновременный комплекс. Для этого могут быть рекомендованы следующие упражнения:

 1.Ребенку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую. Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя.

 2. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:

3. Игра « Помоги Незнайке!» Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово:
ка   му (мука)
да   во (вода)
ло   мо   ко (молоко)

4. Игра «Слоговой аукцион».
Назовите слова со слогами, например, де ( Денис, дерево. дети.)
ди (Дима, диван )
 ды (Дыра, дым)

5. Игра «Покорение вершин»

 В тех случаях, когда алфавит усвоен, основные усилия сосредотачиваются на формировании и автоматизации навыков слогослияния или чтения целыми словами.
Как уже отмечалось выше, дети, не владеющие слогослиянием, пытаются угадывать нужный слог, опираясь на смысловой и звуковой контекст. Это порождает большое количество ошибок и тормозит перестройку навыка чтения. Чтобы избежать этого, целесообразно на начальных этапах коррекции использовать преимущественно
слоговой материал. В этом случае угадывание становится невозможным. Ребёнок вынужден опираться при выполнении задания только на навык слогослияния. Опыт работы с детьми, страдающими дислексией, показывают что
традиционными методами обучить их слиянию довольно трудно. В качестве альтернативы можно предложить полуглобальный метод. Его основное отличие от аналитико-синтетического метода заключается в том, что ребенку создаются условия для запоминания слогов целиком, как целостной единицы чтения, минуя процедуру слияния. Для этого используются слоговые таблицы. ( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Педагог в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает ребенку максимально быстро указать соответствующий слог в таблице и прочитать его. При этом слитное прочтение найденного слога облегчается предшествующим называнием его преподавателем. Требование быстро найти слог вынуждает ребёнка к глобальному его опознанию, что намного ускоряет поиск по сравнению с побуквенным прочтением каждого слога.

 В течение одного занятия ребенок работает с парой таблиц. Фиксируется время, затраченное на работу с одной таблицей (36 клеточной). Для удобства работы заранее составляют списки тех же 36 слогов, входящих в тренировочную таблицу, но расположенных в иной последовательности, по которым преподаватель диктует ребенку слоги. Контроль выработки автоматизации осуществляется по показателю динамики времени, затраченного на одну таблицу. В процессе ежедневной работы с парой таблиц время поиска постепенно сокращается, а затем стабилизируется . Например, 1 день- 5 минут, 9 день-4 минуты 20 секунд, 15 день-4 минуты, 25 день- 3,5 минуты, 27 день-3 минуты, 28 день -3 минуты. С 29 дня уже пора переходить к следующей паре таблиц аналогичной сложности, но другого слогового состава. Таблицы одного и того же уровня сложности дают на занятиях до тех пор , пока уже в первый день работы с новой таблицей время поиска оказывается близким к 3 минутам.
Это будет означать, что данный тип слогов автоматизирован и можно перейти к тренировке более комплексных слогов. Например, к таблицам с трехбуквенными слогами типа CГC (ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

 У разных детей на освоение одного типа слогов уходит весьма разное количество времени: от 1 мес. до 1 года.
Подобные упражнения дают хороший эффект при регулярном применении( 6-7 раз в неделю). Ежедневно работая с подобным материалом, ребенок непроизвольно запоминает слоги, входящие в состав таблицы. Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно быстро и без ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов. Постепенно ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает « зрительный словарь» слогов.
Если при первичном обследовании выяснилось, что слоги типа СГ, ГС у ребенка автоматизированы, коррекция начинается сразу с автоматизации слияния слогов типа CГC. Принципы и тактика работы та же, что описаны выше. Далее последовательно отрабатываются открытые слоги со стечением согласных и слова со стечением согласных. Таблицы со словами используются так же. Однако в этом случае менять таблицы приходится чаще, т.к. ребёнок быстро их выучивает наизусть.
Слоговые таблицы можно использовать по-другому. Ребенку предлагаются таблицы и соответствующие им слова, состоящие из слогов, входящих в таблицу . В процессе работы педагог по очереди называет слова, а задачей ребенка является отыскивание в таблице слогов , из которых они состоят, в правильной последовательности( соответствующей порядку их следования в слове).ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 Для повышения темпа чтения можно использовать следующие упражнения:
1. Дыхательная гимнастика. Это чтение гласных, слогов, на одном выдохе, с задержкой дыхания после каждой гласной, слога.
а-о-e-ы
ма-мо-му-мы

2. Чтение скороговорок, чистоговорок, стихов с постепенным увеличением темпа чтения и последующим заучиванием.

Шила Саша шапку скоро,
Шов строчила шелком споро.

От города дорога в гору.
До города – с горы.

Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Аш-аш-аш - у Марины карандаш.

В чистоговорках можно не дописывать последнее слово каждой строчки. Детям будет интересно придумать их самим.

Ты-ты-ты- подарили мне……. . (цветы)
Лу-лу-лу- стол стоит у нас в …… .(углу)
Ок-ок-ок- в вазе голубой…. .(цветок)

3. «Буксир». Учитель читает вслух, а учащиеся стараются успеть читать вместе с учителем в том же темпе.

Список литературы.
1.Агранович. З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.- Санкт-Петербург, 2000
2.Козырева Л.М. логопедическое пособие.// Звуковая разминка и упражнения для совершенствования навыков техники чтения.-М, 2000
3. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников.- Санкт-Петербург,1998
4.Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе.- М., 2000


a_id: 560988