Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока: урок-презентация.
Цель урока: изучить свойства генетического кода, рассмотреть процессы транскрипции и трансляции, раскрыть сущность процесса синтеза белковой молекулы.
Задачи:
- Сформировать знания о генетическом коде и его свойствах.
- Охарактеризовать основные этапы реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.
- Раскрыть сущность матричных реакций.
Ведущие понятия: генетический код, свойства генетического кода, ген, транскрипция, трансляция, матричный синтез.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, диски с презентациями.
На предыдущем уроке было задано домашнее задание: параграф 2.9 и создать (по желанию) презентацию по изученной теме с целью использования её при ответе на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение и проверка знаний.
Свой проект – мультимедийную презентацию представляют ученики. Приложение 1 - презентация.
В ходе презентации вспоминаем тему прошлого урока и отвечаем на вопросы.
3. Изучение нового.
Вводная беседа.
Способность синтезировать белковые молекулы – это обязательное условие существования всех живых организмов. Классическое определение Фридриха Энгельса: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белков» не потеряло своего значения в свете современных научных открытий.
Белки в организме выполняют тысячи разнообразных функций, делая нас такими, какие мы есть. Мы отличаемся друг от друга ростом и цветом кожи, формой носа и цветом глаз, у каждого из нас свой темперамент и свои привычки; мы все индивидуальны и в то же время очень похожи.
Наше сходство и наши различия – это сходство и различия нашего белкового состава.
Актуализация знаний.
- Какова структура белков и нуклеиновых кислот?
- Какие типы РНК вам известны?
- Где образуются субъединицы рибосом?
- Какую функцию рибосомы выполняют в клетке?
Объявляется тема урока «Реализация наследственной информации в клетке».
Презентация (Приложение 2) сопровождается объяснением нового материала с элементами беседы, рассказа, постановкой проблемных вопросов.
№ слайда |
Содержание |
1 |
Тема урока «Реализация наследственной информации в клетке». |
2 |
Задачи урока: |
3 |
Основные понятия: Генетический код. Свойства генетического кода. Ген. Транскрипция. Трансляция. Матричный синтез |
4 |
План урока. |
5 |
Введение. Наследственная информация, которая передаётся из поколения в поколение, должна содержать сведения о первичной структуре белков. |
6 |
Генетический код. Набор сочетаний из трёх нуклеотидов, кодирующих 20 типов аминокислот, входящих в состав белков, называют генетическим кодом. |
7 |
Свойства, характерные для биологической системы, обеспечивающей перевод информации с «языка» ДНК на «язык» белка. |
8 |
Свойства генетического кода. |
9 |
Итак, последовательность триплетов в цепи ДНК определяет последовательность аминокислот в белковой молекуле. ГЕН- ЭТО УЧАСТОК МОЛЕКУЛЫ ДНК, КОДИРУЮЩИЙ ПЕРВИЧНУЮ СТРУКТУРУ ОДНОЙ ПОЛИПЕПТИДНОЙ ЦЕПИ. |
10 |
Транскрипция. |
11 |
Трансляция. |
12 |
Процесс узнавания. |
13 |
Взаимодействие между процессами транскрипции и трансляции. |
14 |
Матричный синтез. |
15 |
Вопросы на закрепление. |
16 |
Тестирование.
|
17 |
Ответ: |
18 |
Тест 2.
|
19 |
Ответ:
|
20 |
Тест 3.
|
21 |
Ответ:
|
22 |
Задача. |
23 |
Решение: 1. Подсчитаем количество нуклеотидов в одной цепи ДНК: Ответ: 306 нуклеотидов. |
24 |
Задание на дом: параграф 2 10. |
В конце урока некоторые учащиеся класса выразили желание поработать над мультимедийным проектом и представить его в виде презентации. Данная работа представляется. Приложение 3 – презентация.
Литература.
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова «Общая биология. Базовый уровень». 10-11 классы, изд. «Дрофа», Москва, 2007 г.