Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6-м классе по теме "Этикет как ценность культуры"
Современное общество пытается навести порядок во всех сферах жизни. Успех проводимых реформ во многом зависит от отдельной личности, ее жизненной позиции, порядочности, ответственности как за свою судьбу, так и за судьбу страны в целом. В обществе востребован человек, способный быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, творчески подходить к решению возникающих проблем, понимающий меру ответственности за свои решения, нравственно здоровый, эстетически просвещенный, культурный. От него сегодня требуется многое, в том числе и знание правил этикетного поведения, умение общаться.
Как отмечал И.Кант: “…человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, то есть чувствует развитие своих природных задатков”. А. де Сент-Экзюпери говорил о “роскоши человеческого общения”. В современном мире общение, основанное на уважении друг к другу, не только потребность, “роскошь”, но и необходимость.
В нашем многонациональном государстве русский язык, являясь языком русского народа, стал в то же время языком межнационального общения. Это государственный язык Российской Федерации, один из мировых языков. Эти общественные функции языка подготовлены всем ходом исторического развития. Естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышения культуры устной и письменной речи. Культура русской речи – одна из важных составляющих культуры личности, показатель уровня образованности и общей культуры. “Границы моего языка означают границы моего мышления”, - писал Л.Витгенштейн.
Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между собой, и на страницах газет и журналов с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышим споры о языке. То, что “непривычно” и “ново” в речи для одного, может быть естественно возможным для другого. Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно, не обязательно, как ученому, знать в деталях основы “специальных” языковедческих наук: фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому людей. Ведь неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.
Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой.
В связи с этим в процессе преподавания школьных предметов, в частности русского языка, особое внимание следует уделять развитию системы личностных качеств учащихся: культуры мышления, речи, поведения, эрудиции.
Справедливо говорится и повторяется, что “язык – это орудие культуры”. А овладение культурой, всеми знаниями, которые выработало человечество, – это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.
Тема мероприятия: Этикет как ценность культуры.
Цели мероприятия:
- Повторить определение понятий: “текст”, “объявление”, “общение”, “адресант”, “адресат”, “комплимент”; средства общения (язык, жесты, мимика, телодвижения), речевые этикетные формулы.
- Приобщить учащихся к культуре речи и поведения.
- Развить творческие, артистические способности учащихся.
Подготовка учащихся к мероприятию.
Предварительно были отрепетированы с учащимися небольшие сценки, которые затем были поставлены на внеклассном мероприятии.
Ход мероприятия
I. - Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее внеклассное мероприятие, которое называется “Этикет как ценность культуры”, мы проведем в нестандартной форме – театрализованной. Вы должны будете показать свои знания, полученные на предыдущих уроках русского языка, риторики, проявить актерские способности. А для этого каждый из вас примет участие в постановке небольших сценок. А товарищи, внимательно посмотрев выступления, ответят на вопросы, касающиеся сценок.
Человек живет среди людей. Разнообразные формы общения пронизывают его каждодневное бытие. В течение тысячелетий люди искали такие способы организации отношений, которые способствовали бы достижению согласия и взаимопонимания в обществе. Одними из них и были правила и нормы этикета, зародившиеся еще в глубокой древности и ставшие в дальнейшем надежным средством диалога в процессе общения.
II. У многих из вас дома живут различные животные: собаки, кошки, попугаи, хомяки, черепахи. Оказывается, они тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте заглянем в одну из городских квартир и послушаем разговор двух собак.
Сценка № 1.
Дворовый пёс Бобик попал в гости к домашнему Барбосу:
- А что это за штука у Вас на стене висит? Всё тик-так, да тик-так, а внизу болтается.
- Это часы, - ответил Барбос. – Разве ты часов никогда не видел?
- Нет, а для чего они?
Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:
- Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…
- Как ходят? – удивился Бобик. – У них ведь ног нету!
- Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.
- Ого! Они ещё и дерутся? – испугался Бобик.
- Да нет! Как они могут драться!
- Ты же сам – бить!
- Бить – это значит звонить: бом-бом!
- А, ну так бы и говорил!
(Н. Носов)
- Состоялось ли общение между героями? (Да.)
- Что мы называем общением?
- Как можно назвать того, кто слушает, получает информацию? (Адресат.)
- Как называют того, кто говорит, отправляет, передаёт информацию? (Адресант.)
- Эти слова подчёркивают, что в общении участвуют хотя бы двое. Как называют тех, кто общается одним словом? (Партнёры, собеседники, коммуниканты.)
- Какие средства общения использует человек? (Язык, жесты, мимику, пантомимику.)
Посмотрите сценку “Котята” и определите, при помощи каких средств произошло общение между героями.
Сценка № 2.
Котята.
Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою в январе.
Два маленьких котёнка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
“Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?”
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
- Назовите основное средство общения. (Язык.)
- Что может сказать о человеке его язык, речь?
- Действительно, речь человека - это его “визитная карточка”, его “языковой паспорт”. По этой визитке составляется впечатление о человеке.
Посмотрим сценку из школьной жизни.
Сценка № 3.
Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него и радовались, что на урок остаётся меньше времени.
- Где ты учился, Серёжа Ёлкин? – спросила Зинаида Антоновна.
- Теперя? В этом году?
- Ну, разумеется.
- Теперя в 35 школе.
- А раньше?
- Раньше… Начал в 147, а ещё первее – в 549. В классе сделалось совсем тихо.
- Садись вон туда. - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.
- Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Люся…
(По А. Минчковскому.)
- Почему Люся подумала, что новенький – двоечник? (Сергей допустил ошибки в речи.)
- Какие нарушения норм (ошибки) допустил новенький? (Теперя, начал, первее.)
- В разных ситуациях общения мы используем речевые этикетные формулы. Приведите примеры речевых этикетных формул приветствия, прощания, извинения, просьбы.
Посмотрите сценку, назовите, какие речевые этикетные формулы будет использовать герой.
Сценка № 4.
- Знаешь, мама, чего мне хочется сильнее всего?
- Ну-ну? – рассеянно отозвалась мама.
- Мне так хочется щенка…
- Мама только вздохнула. Опять Малыш заговорил о своей собаке…
- Мамочка, подари мне щенка, ну пожалуйста…
- А по-моему, Малыш, тебе уже пора одеваться и завтракать, иначе опоздаешь в школу.
- Ясно! Как только я о собаке, ты - про школу. – Малыш огорчённо махнул рукой и отправился умываться.
(По А. Линдгрен.)
- О чём просит Малыш?
- Какие речевые этикетные формулы использовал мальчик?
- Дала ли мама согласие исполнить просьбу Малыша?
- Как можно было ему отказать, чтобы он меньше огорчился?
Нужно быть внимательным в общении с собеседником, уметь использовать в речи вежливые слова. Но человек должен проявлять культуру не только в общении, но и в поведении. Давайте заглянем в квартиру, где живёт семья Власовых.
Сценка № 5.
Я ел рассольник и потихоньку стонал от удовольствия. И вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего:
- Прямо не знаю, пускать его в гости или нет? Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал:
- А почему?
- И папа тоже:
- В чём дело – то?
- Он нас там опозорит. Он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает, ложкой везёт… Кошмар!
- Ничего, - сказал я.
- Нужно знать правила, - сказал папа строго. – Ты знаешь? Нет. А вот они: Когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде…
- Не роняй вилку на пол, - говорила мама. – А если уронил, сиди спокойно, не становись на четвереньки, не ныряй под стол и не ползай там полчаса. Не барабань пальцами по столу, не свисти, не пой! Не хохочи за столом!
(В. Драгунский.)
- А какие правила поведения за столом знаете вы?
- Как следует вести себя за столом в гостях?
Послушайте, какие советы и рекомендации давались молодым людям ещё в XVIII веке.
Когда случиться тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:
Во-первых, обрежь свои ногти, да не явишься, якобы они у тебя бархатом обшиты;
Во-вторых, умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первым блюдо;
- не жри, как свинья, и не дуй на ушное, чтобы везде брызгало;
- не сопи, когда ешь, первым не пей, будь воздержан, пей и ешь столько, сколько тебе потребно;
- в блюде, если последнее тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому;
- ногами везде не мотай;
- когда будешь пить, не утирай рта рукою, но полотенцем, и не пей, пока ещё пищи не проглотил, и не облизывай перстов, и не грызи костей, но обрежь ножом…;
- над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши;
- не проглотя кусок, не говори…
(“Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”, 1717 год).
- Конечно, если человек умеет правильно себя вести, общаться с другими людьми, он может услышать в свой адрес комплимент. Что такое комплимент? (Это приятные слова, похвала.)
- Сделайте комплимент кому-нибудь из присутствующих.
Посмотрите сценку, скажите, с какой целью лиса будет хвалить петуха?
Сценка № 6.
Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: “Ку-ка-ре-ку!”. Услышала петуха лиса: захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!
- А за каким делом? – спрашивает петух.
- Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.
- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.
“Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два”.
- Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.
- Там, в дупле, ночует, - отвечает петух. Лиса кинулась в дупло, а собака её за морду цап! Поймала и разорвала лису.
(К.Д. Ушинский.)
- Как хвалит лиса петуха? С какой целью?
- С каким тоном она произносит свои слова?
(Стук в дверь.)
- Кто к нам стучится?
(Заходит королевский герольд.)
- Жители сказочного королевства! А жители сказочного королевства! Это говорю я, королевский герольд. Вы слышите меня?
Ох, до чего же приятное известие велено передать мне вам. Всё готово к балу в королевском дворце.
Приглашённые на бал! А приглашённые на бал! Не забудьте, что вы приглашены. На балу непременно произойдёт что-нибудь удивительное, ведь наше королевство сказочное.
Приходите! Не забудьте! Честное слово, не пожалеете.
- Что зачитал нам королевский герольд: отдельные предложения или текст? Что называется текстом?
- Текст какого жанра был прочитан? (Объявление.)
- Назовите особенности жанра объявления.
III. – Дома вы должны были составить текст объявления. Прочитайте написанные тексты и развесьте их на доске объявлений.
IV. Сегодня “светскость”, “правила хорошего поведения”, “хорошие манеры”, “этикет” - это не просто “ярлык”, а прежде всего “визитная карточка” цивилизованного, культурного, воспитанного человека, на котором лежит ответственность не только за свою судьбу, но и за будущее общества.
“Век живи - век учись”, - гласит народная мудрость. Культуре речи, поведения, хорошим манерам учиться никогда не поздно. Правила хорошего тона необходимо знать каждому. Ведь без этого трудно поддерживать в современном обществе репутацию воспитанного, цивилизованного и культурного человека.
V. - Посмотрите на доску и скажите, какой из рисунков отражает ваше настроение, с которым вы уйдёте с сегодняшнего мероприятия: весёлое, грустное или, может быть, мероприятие не произвело на вас никакого впечатления.

- Хотелось бы, чтобы вы уходили со всех школьных уроков, мероприятий с таким же хорошим настроением, как сегодняшнее. В заключение споем песню Булата Окуджава.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это все любви счастливые моменты.Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то по врозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая –
тем более, что жизнь короткая такая.