Читательские посиделки "И все же хорошо тому поэту, кого везут по детскому билету"
Новый 2008 год Литературный центр им. В. Д. Берестова Российской государственной детской библиотеки объявил годом Валентина Дмитриевича Берестова. В рамках юбилейного года центр объявил конкурс "Мой Берестов". Конкурс проводился по нескольким номинациям. Наши дети выбрали следующие: лучший рисунок - иллюстрация к стихотворению В. Берестова; лучшая самодельная книжка "Читаем Берестова". Учителями Немичевой Т. П. и Гвоздевой Н. И. проведена подготовительная работа в своих классах:
На классном часе познакомились с книгами В. Д. Берестова. Вспомнили знакомые произведения из уроков литературного чтения. Детям сообщено о проведении конкурса "Мой Берестов" и выбрали номинации: лучшая самодельная книжка "Читаем Берестова"; лучший рисунок - иллюстрация к стихотворению В. Берестова / оба класса занимаются по УМК "Гармония" /
Дети познакомились с книгой В. Дацкевич "Как делают книгу"/ фотокнига/, Москва, издательство "Детская литература", 1987 год; увидели книжки-малышки по теме "Охрана природы", книжки-малышки из детских журналов.
Исследовательская и творческая работа детей (проводилась в течение 1,5 месяцев).
Самостоятельная работа детей включала:
- чтение стихов; подбор стихов для книжки-малышки;
- оформление книжек, рисунков;
- знакомство с биографией автора;
- представление своих работ в классе;
- чтение понравившихся стихов;
- сотрудничество с городской библиотекой № 10
( Дети при необходимости получали помощь у классного руководителя, консультировались с учителями-предметниками: рисование, технология)
Выставка книжек-малышек и рисунков. Представление своей книги в классе. Отбор выступающих на читательских посиделках.
Отчёт о проделанной работе. Читательские посиделки "И всё же хорошо тому поэту, кого везут по детскому билету. (В посиделках принимали участие учащиеся 2 "А" и 3 "Б" классов).
Подведение итогов работы. Награждение победителей конкурса книжек-малышек, рисунков по произведениям В.Д. Берестова.
Дети активно включились в творческую работу по оформлению книжек-малышек. В классе при работе с детскими книгами постоянно обращали внимание на оформление, заголовки, рисунки, приносили и читали интересные стихи. В процессе работы с книгами понаблюдали за разным оформлением, отмечали то оформление, которое нам больше нравилось.
В нашей лицейской библиотеке не оказалось ни одной книги этого автора. Мы сотрудничаем с городской библиотекой № 10. В ней нас радушно приняли и помогли с библиографической литературой. В классе дети делились находками, читали стихи Берестова. Наши "исследователи" знакомились с биографией поэта. Оказалось, что с некоторыми стихотворениями В. Д. Берестова мы знакомы с детского сада, но не знали автора. В такой работе незаметно пролетело 1,5 месяца. Настало время представить свои работы. Дети всегда проявляют активный интерес к работам своих одноклассников. У второклассников больше опыта в оформлении творческих работ, поэтому их работы были ярче, оригинальнее, красочнее оформлены. В каждом классе прошло представление книжек, дети прочитали понравившиеся стихи. Отобрали стихи для чтения на посиделках. Подвели итоги конкурса рисунков и книжек-малышек. У нас принято творческие работы оценивать в нескольких номинациях. 20 марта 2008 года в посиделках принимали участие два класса. При активном участии всех детей прошла игра "Узнай стихотворение", конкурс "Головоломка". Книжки-малышки и рисунки мы передали в библиотеку № 10.
Цель:
- обобщить знания о творчестве В. Д. Берестова;
- расширить круг читаемых произведений;
- развивать умение выразительно читать, инсценировать;
- развивать интерес к литературе, творчество в оформлении книжек-малышек.
Оборудование:
- портрет поэта;
- выставка книг автора, книжек-малышек, сделанных детьми;
- рисунки детей;
- карточки со словами поэт, сказочник, литературовед-исследователь, переводчик, писатель;
- компьютер, проектор;
- презентация;
Актуализация знаний
Ведущий: Сегодня наши посиделки посвящены замечательному поэту и его творчеству. Мы читали его произведения, узнавали о его жизни, делали книжки-малышки, рисовали рисунки, а сегодня поделимся своими находками друг с другом и с нашими гостями.
- Послушайте сообщения детей 3 класса:
Родился Валентин Берестов 1 апреля 1928 года в маленьком тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Отец будущего поэта и сам писал в юности стихи, и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать.
В 1942 году семья жила в эвакуации в Ташкенте и особую роль в литературной биографии сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал записи своих стихов. Чуковский спас нашему герою жизнь, когда тот серьезно заболел.
Осторожно мою он решает судьбу Прил.1 Слайд № 3
И тревожно глядит на мою худобу.
Завтра утром меня он помчится спасать.
А пока он покажет, как надо писать.
Прежде, чем всерьёз заняться литературой, Берестов закончил исторический факультет факультета МГУ, аспирантуру этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа стала основой для художественных произведений.
В 1946, еще в студенческие годы, он впервые поехал на археологические раскопки. Древние города - Хорезм, Новгород, их тайны, - как было не написать об этом! Через несколько лет ветеран археологических экспедиций расскажет о своих путешествиях в исторических повестях "Меч в золотых ножнах" (1964) и "Два огня" (1966).
В 1946 году его произведения начинают публиковаться в периодической печати. В 1957г. выходят его первый поэтический сборник "Отплытие" и тоненькая книжка для дошкольников "Про машину".
Член Союза Писателей СССР (1957). Член редакционных советов издательства "Малыш" (с 1989) и журнала "Детская литература" (с 1996).
Ведущий: Знаете ли вы, что: учился Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Льва Толстого.
Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. К сожалению, первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов был бит своими товарищами по первому классу. Но это не отвратило его от сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике.
Его называли талантливым археологом - поэтом.
Презентация книг автора
Ведущий: С какими книгами автора успели познакомиться? Знаете ли вы, что за книгу "Первый листопад" Берестов В. Д. получил премию союза писателей СССР в конкурсе на лучшую книгу. Прил.1 Слайд №4
В этих стихах вы увидите не просто ровесников, в них узнаете себя. Стихи зовут искать, играть, соревноваться. Секрет книги - особое родство стихов и рисунков. Художник Татьяна Ивановна Александрова была женой поэта. Ну, и от человека, родившегося 1 апреля, конечно, ждут шуток, розыгрышей. Один из сборников Берестова так и называется - "Улыбка". А его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит - кто бы думали - Дракон! Здесь игра и сказка, здесь возможно все.
3. Презентация книжек-малышек.
Дети читают стихи ("На траве" - Слава; "Праздник мам" - Настя; "Где право, где лево" - Таня; "Больная кукла" - Алина Ч.; "Рассказ по картинке" - Соня; "Коза" - Кристина)
Игра "Узнай стихотворение"
Ведущий: В крошечных стихах Берестова мелодия стиха удивительна чиста, она, кажется, пронизана солнцем и смехом. Литературоведы утверждают, что эти его стихи похожи по написанию на стихи С. Я. Маршака. Прил.1Слайд № 7
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы дожили!
Мы живы! Живы мы! Прил.1 Слайд № 8
Петушки распетушились.
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно пёрышек лишиться.
Если пёрышек лишиться,
Нечем будет петушиться. Прил.1 Слайд № 9
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется? Прил.1 Слайд № 10
Маленький бычок,
Жёлтенький бочок.
Ножками ступает,
Головой мотает.
- Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у! Прил.1Слайд № 11
Ведущий: Это стихотворение знает каждый человек нашей страны, каждый дошкольник и школьник.( Хоровое проговаривание)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Ведущий: А сейчас стихи менее известные. Постарайтесь догадаться, как они называются. Некоторые из них взяты из ваших книжек-малышек.
Что ни сутки.
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!
Всё утро дождик. Прил.1 Слайд №12
Ничего весёлого.
Но есть у солнца друг.
Один из лучших.
Упрямо поворачивая голову.Он ищет солнце.
Спрятанное в тучах.
Нежарким солнышком согреты,
Леса ещё листвой одеты.У первоклассников букеты.
День хоть и грустный, но весёлый!
Грустишь ты: - До свиданья, лето! -
И радуешься: - Здравствуй, школа! Прил.1 Слайд №13
Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей,
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.
Стихотворение "Нофелет"
Ведущий: Каждое слово имеет своё значение. А что означает слово НОФЕЛЕТ?
/чтение стихотворения в лицах - Вита и Никита/ Прил.1 Слайд № 14
Ведущий: Знаете ли вы, что интерес к детской поэзии пришёл к Валентину Дмитриевичу Берестову случайно, когда он стал отцом. "Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей. Меня стали считать только детским. Я и горевал, и бросал "детское", но ничего поделать было нельзя: " - В.Д. Берестов.
Литературная деятельность автора.
Ведущий: Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. Он сделал некоторые находки, связанные с биографией А. С. Пушкина. Мало того что Берестов открыл русскому читателю мир пушкинского детства (тоненькая его книжка "Ранняя любовь Пушкина" была издана в библиотечке "Огонька" в 1989 году), он ещё и ухитрился отыскать два неизвестных стихотворения Пушкина: в собрании сочинений самого Пушкина. Одно из них "Там за церковью, за немецкою".
Сообщения детей: Написал мемуары о детстве и о великих современниках: Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке и др.
Занимался библейскими пересказами, переводами. В первую очередь - переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул "Короля поэтов".
Берестов познакомил нас с такими поэтами как Франтишек Грубин, Григоре Виеру (молдавский поэт - "Мохнатая азбука").
Печатался Берестов как критик и литературовед - статьи о В.И. Дале, С.Я. Маршаке, В.С. Высоцком, Есенине, Блоке. Статьи об авторской песне и многое другое.
В 90-е годы много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
( На доске крепятся карточки со словами критик, литературовед-исследователь; переводчик, поэт.)
Сказочник Прил.1 Слайды № 15, 16
Ведущий: Как вы думаете, писал ли Берестов сказки?
Ведущий: Знаете ли вы, что Берестов менее известен как сказочник.
/Чтение в лицах "Витя, Фитюлькин и ластик"/
Ведущий: Одна из известных сказок Валентина Берестова "Катя в Игрушечном городе" написана в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.
/Чтение в лицах отрывка из сказки "Катя в игрушечном городе", глава "Подснежник"/ Ведущий: Вслед за великим сказочником Джанни Родари Берестов говорил: "Как вы смеете утверждать, что есть плохие дети?!" И вправду: если дети становятся плохими - это верный признак того, что они выросли. /на доске -сказочник/
Ведущий: Знаете ли вы, что ещё в начале 90-х годов Валентин Дмитриевич Берестов загорелся идеей выпустить в свет "детского" Даля. Несколько лет занимался тем, что выбирал из Даля все самые красивые и светлые слова, вместе с ними и поговорки, пословицы, прибаутки. Даль называл словарь "Подручной книгой". В конце 2001 года два роскошных тома под названием "Владимир Даль. Иллюстрированный словарь живого русского языка" вышли в свет. / на доске - составитель словаря/
Головоломка Прил.1 Слайд № 18-19
Ведущий: Давайте поиграем в рифмы. Я читаю стихотворение, я вы договариваете слово в рифму и мы разгадаем головоломку. Готовы?
(Текст головоломки взят из газеты "Начальная школа"№ 3, 2008 год. Автор А. С. Романов, школа № 324, г. Москва.)
Награды поэта/Сообщения детей/
Лауреат Всероссийского конкурса на лучшее художественное произведение для детей (1977, 1987); в 1988 году Госкомиздат и Союз писателей СССР присудили книге "Первый листопад" первую премию в конкурсе на лучшую детскую книгу; Государственная премия РСФСР (1990); диплом 3-го Всероссийского молодежного фестиваля "Артиада" (1997);
премия им. Б.Полевого (1986); премия им. А.Синявского "За благородство и творческое поведение в литературе" (1998; посмертно); многолетние труды Берестова были отмечены медалью В. И. Даля (посмертно).
Умер В. Д. Берестов 15 апреля 1998 года. Прил.1 Слайд №20
9. Итог посиделок.
- Что нового для себя узнали о творчестве В. Д. Берестова?
- Продолжите предложение В. Д. Берестов :..
- Мне понравились его :.
- Что показалось интересным сегодня на занятии?
- Что вас удивило?
- Как вы поработали?
- В. Д. Берестов детский поэт?
Ведущий: Берестов - не взрослый и не детский.
ЗНАЕТЕ ли вы, что сам Берестов называет своё литературное творчество для детей так: "Это игра с детьми".Он верит, что все дети, "если вслушаться в их разговоры во время игры или рисования, сами сочиняют стихи".
Новелла Матвеева "Если бы меня спросили, кто - человек столетия, я бы сказала: Валентин Берестов. Потому что именно таких людей 20 веку не хватало больше всего". К этому высказыванию Н. Матвеевой могли присоединиться многие молодые писатели, которым помог и поддержал В. Д. Берестов.
Итоги конкурса книжек-малышек:
(2 "А" класс)
Победители:
- номинация "Творческий подход"
Москвитин Саша, Борисенко Даша, Череватова Алина
- номинация "Оригинальность"
Андрианова Катя, Фоменко Алина, Галка Игорь
- номинация "Самостоятельность"
Постникова Кристина
- номинация "Рисунок"
Чернышов Никита