Повышение уровня практической грамотности учащихся на уроках русского языка через развитие внимания, памяти, мышления
Однажды по лесу шёл мудрец. Он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно устал, а результат был очень невелик.
“Что ты делаешь?” – спросил мудрец. “ Не видишь, я работаю!” – сердито ответил лесоруб. “ Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”, - посоветовал мудрец. “ Не мешай, мне некогда, мне работать надо”, - ответил упрямый лесоруб.
Ситуация, представленная в данной метафоре, хорошо знакома всем, кто работает в школе учителем. Зачастую, проводя до тысячи уроков за один только учебный год, сталкиваемся с проблемой лесоруба. Как разрешить её? Один из возможных путей представлен в данном педагогическом проекте.
Сравнение результатов письменных работ учащихся за несколько разных лет позволило обнаружить проблему снижения уровня практической грамотности. И наличие данной проблемы, и скорость, с которой снижается уровень грамотности, заставили обратиться к современным достижениям науки.
Необходимо было найти ответ на единственный вопрос: какая современная технология, какая современная методика поможет выстроить такую систему работы, при которой можно достичь следующих целей:
а) остановить темпы снижения уровня грамотности,
б) направить этот нежелательный процесс в противоположную сторону.
На наш взгляд, такие возможности предоставляет Нейролингвистическое программирование. Данная технология может быть применена в условиях обычной общеобразовательной школы при реализации государственной стандартной программы при работе по стабильным учебникам в системе классно-урочного преподавания предметов обычным современным учащимся.
НЛП – новое прогрессивное направление в психологии, в основе которого лежит стройная система убеждений и предположений относительно масштабов человеческих возможностей, процессов коммуникации и изменений в человеке. Оно возникло в 1974 г. ( с выходом в свет книг Д.Гриндера и Р.Бэндлера ) как эффективная модель коммуникации.
В современном мире НЛП успешно используется в контексте менеджмента, психотерапии и образования. Это психологическое направление соединяет в себе знания нескольких наук: кибернетики, психологии, лингвистики и нейробиологии.
В основу НЛП положено следующее научное представление: известны пять основных способов, с помощью которых люди воспринимают мир. Мы можем видеть, слышать, чувствовать, нюхать, пробовать на вкус.
В нашем мозгу полученная органами чувств ( сенсорная ) информация трансформируется в некоторое представление, модель ( репрезентацию ). Эти индивидуальные модели в НЛП называются репрезентативными системами.
Учёные установили, что в первую очередь мир воспринимается зрительно ( визуальная система восприятия – В ), на слух ( аудиальная система восприятия – А ), в ощущениях ( кинестетическая система восприятия – К ).
Система, которая используется чаще, чем другие, считается предпочитаемой репрезентативной системой человека. Она используется как сознательно, так и бессознательно. Демонстрируя предпочтение одной репрезентативной системы, человек тем не менее использует и другие. Ведущая репрезентативная система формирует обобщённый тип личности: визуалы, аудиалы, кинестетики.
Кроме того, исследования психологов свидетельствуют, что ведущая модель построения мира зависит от возраста. Так ученики начальной школы в основном кинестетики, средней – более аудиалы, а в старшей – более визуальны.
Второе научное представление, лежащее в основе НЛП, - представление о памяти как о способе хранить воспринятую информацию ( и трансформированную в модель ) и воспроизводить её. Данное представление связано с лево- и правополушарной памятью, а также концепцией доктора Р.Сперри о доминировании одного из полушарий у человека.
Начиная с 80-х годов ХХ в. НЛП заняло своё достойное место в образовании за счёт кардинального изменения подхода к личности ученика, к условиям общения ученика и учителя, к скрытым резервам как ученика, так и педагога; за счёт последовательного, детального, системного перевода научных идей в область каждодневной практики; за счёт высокой степени результативности и эффективности работы в рамках данной системы.
Итак, поведём речь о том, как повысить уровень практической грамотности учащихся на уроках русского языка на основе НЛП.
Цель нашей работы – повышение уровня практической грамотности учащихся посредством применения техник НЛП. Под практической грамотностью мы подразумеваем прочно сформированные орфографические и пунктуационные умения и навыки в пределах программных требований, овладение учащимися нормами правописания русского литературного языка.
Выдвигаем рабочую гипотезу: если мы будем развивать внимание, мышление, память, то окажем существенное положительное влияние на уровень грамотности учащихся, т.к. между перечисленными психическими процессами и письмом существуют тонкие, прочные, взаимозависимые корреляционные связи.
Разделим нашу работу на 4 этапа:
- Формирование поля наблюдения и опытно-экспериментальной работы.
- Формирование научно-методической компетенции учителя.
- Влияние на уровень практической грамотности посредством упражнений, развивающих внимание, мышление, память учащихся.
- Соотнесение получаемых результатов с ожидаемыми.
Представим для каждого этапа свою группу задач:
1.1Проведение опытно-экспериментальной работы в одном классе.
1.2.Установление начального ( в рамках нашей работы ) уровня практической грамотности учащихся.
1.3.Определение ведущей репрезентативной системы у учащихся класса.
1.4.Установление начального ( в рамках нашей работы ) уровня внимания, мышления, памяти учащихся.
2.1Изучение научных идей и теоретических основ НЛП.
2.2.Отбор приёмов, упражнений и заданий, предлагаемых НЛП-технологией, для непосредственного использования на уроках русского языка.
3.1.Внедрение научно-практических знаний в практику каждого урока.
3.2.Наблюдение за реакцией учащихся, выделение и отбор приёмов, упражнений, задач эффективных, “ работающих”.
3.3.Создание системы работы по повышению уровня практической грамотности учащихся.
4.1.Текущий мониторинг.
4.2.Коррекция.
Дальнейшая работа по решению задач каждого этапа не содержит особенных трудностей:
- установить начальные уровни практической грамотности, внимания, мышления и памяти учащихся, ведущей репсистемы по известным методикам ( см. приложение № 1,2,3 ) легко и просто;
- познакомиться с методической литературой по НЛП-технологии и отобрать подходящие для работы на уроках русского языка приёмы, упражнения и методы можно.
Но особенного внимания, усилий и мастерства требует создание из отобранных приёмов системы, которая сопрягалась бы с целями и задачами такого учебного предмета, как русский язык, и конкретно бы влияла на повышение уровня практической грамотности.
НЛП-технология достаточно органично встраивается в процесс обучения, непосредственно в урок. По нашим наблюдениям, все традиционные структурные элементы урока естественно, активно “ откликаются” на использование НЛП-приёмов. Их эффективность обуславливается внешне привлекательной для учащихся формой и содержанием, развивающим и управляющим психическими процессами каждого учащегося.
В классе, где мы проводим опытно-экспериментальную работу, по результатам диагностики ведущей репсистемы определено почти равное количество визуалов, аудиалов, кинестетиков. В связи с этим и с учётом уровня внимания, особенностей памяти и мышления мы отобрали такие приёмы, как “ Прослушивание метафор”, “ Дождь”, “ Метод Цицерона”, “Игра с мячом” и др.
Определим место уже апробированных НЛП-приёмов, упражнений и методик в традиционной структуре урока. Для этого возьмём схему урока, приведённую в брошюре Калминой Н.И. ( Калмина Н.И. Иду на урок.: Методические рекомендации. – Омск: К 17 ООИПКРО, 2002, с. 18), и включим в неё уже отработанные приёмы, из которых строим нашу систему.(см. таблицу №2)
Визуальные наблюдения за эффективностью НЛП-приёмов показывают, что класс быстрее самоорганизуется в начале урока,
- концентрирует внимание во время прослушивания метафор,
- становится активнее в работе,
- учащиеся эмоционально поддерживают упражнения,
- на перемене “ играют” с этими же приёмами,
- качественнее выполняют домашнее задание,
- концентрируют внимание во время объяснения нового материала.
Но самыми важными для нашей работы являются следующие результаты:
А) в словарных диктантах количество орфографических ошибок снизилось до 20 %, качественный анализ показал, что улучшения происходят у ВИЗУАЛОВ;
Б) в обычных текстовых диктантах количество орфографических ошибок снизилось на 0,3 % при применении обратной проверки написанного текста за счёт собственных исправлений учащихся, изменения наблюдаются как у ВИЗУАЛОВ, так и у АУДИАЛОВ ( приложение № 5 ).
Эти изменения и есть то, к чему мы стремимся. Система складывается. Дальнейшие перспективы:
- продолжение развития ведущих репсистем у учащихся,
- создание системы работы для всех типов уроков,
- повышение уровня её целостности ( качества),
- обобщение опыта.
Создавать систему – крайне увлекательное и полезное дело для учителя. Эта работа сродни работе зодчего, строящего храм.
Завершим наш проект метафорой.
Путешественник увидел трёх рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил у каждого, что он делает.
Первый ответил: “ Толкаю эту тяжёлую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “ Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнёс: “ Я СТРОЮ ПРЕКРАСНЫЙ ХРАМ”.