Индивидуальный образовательный маршрут учащегося как одно из условий повышения качества знаний
Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый с применением блочно-модульной технологии.
В основе блочно-модульной технологии – создание и работа по так называемой модульной развертке или маршрутной карте самостоятельной работы ученика. Основные требования, которые предъявляются к содержанию маршрутной карты, определяются назначением этого документа – создать условия для полностью или в значительной степени самостоятельной работы учащегося.
Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать ее, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем.
Рассмотрим пример проведения уроков по данной технологии. Это алгебра 10 класс. Тема: « Решение тригонометрических уравнений». Автор учебника: Мордкович А. Г. и др. (Приложение 1)
Цели, изучения этого модуля, распределяются по трем уровням. Первый уровень – самый общий, т. е. знаниями этого уровня должны овладеть все учащиеся. Второй уровень – включает все, что достигнуто на первом уровне, но в более сложном виде. А третий уровень – все, что достигнуто на 1 и 2 уровнях, но теперь должно применяться в нестандартных ситуациях.
Работа учащихся состоит из нескольких этапов, так называемых учебных элементов. Учебные элементы №0 - №4 соответствуют первому уровню подготовки, учебный элемент №5 обеспечивает второй и третий уровни подготовки.
Количество учебных элементов в модуле может быть различным, но всегда необходимым и достаточным для достижения интегрирующей дидактической цели. Однако, при любом их количестве, существуют обязательные учебные элементы, которые включаются в каждый модуль. Это УЭ -0, на котором учитель сообщает сроки изучения; цели; последовательность изучения учебных элементов; особенности работы над содержанием модуля; основные результаты, которые должны быть достигнуты; способы их оформления и проверки; критерии оценивания результатов и т. д.
Второй обязательный учебный элемент – обобщающий – резюме (У Э – Р). Цель этого учебного элемента – повторить все основные теоретические положения в данном модуле и подготовиться к итоговой контрольной работе. Информация для повторения и обобщения представляется в сжатом, концентрированном виде: в виде схем, таблиц, графиков, в виде концентрированного текста, блок – схем, опорных конспектов и т. п. При этом она включается в задания, выполняя которые, ученик повторяет все необходимые способы деятельности, по возможности самостоятельно организуя свою работу.
Третий обязательный учебный элемент – контрольный (У Э – К). Он завершает изучение модуля и представляет собой итоговую проверочную работу.
Все особенности модуля отражаются в так называемой модульной развертке или маршрутной карте самостоятельной работы ученика (см. приложение 1).
Прочитав в маршрутной карте указания учителя, ученик выполняет самостоятельные работы, которые включены в учебный элемент, и проверяет их по эталонам решений. Эталон учитель демонстрирует ученику, когда тот объявляет о завершении самостоятельной работы над данным учебным элементом. Ученик сравнивает свое решение с эталоном, исправляет ошибки и выставляет себе оценку, которую учитель заносит в оценочный лист. У некоторых учеников проверять работы может и учитель. Нормативы оценивания должны быть известны ученикам. Например, если задание выполнено верно – оценка «5», можно переходить к следующему блоку. Если допущены одна – две ошибки, исправления, небрежность в оформлении – оценка «4».Если выполнена только половина заданий - оценка «3».
Разработанная таким образом маршрутная карта самостоятельной работы ученика выполняет две функции:
- Служит моделью процесса изучения конкретного модуля, отражая цели и последовательность работы, особенности технологии обучения, результаты, которые должны быть, достигнуты; формы их текущего контроля и итоговой проверки.
- Является основой для организации индивидуального образовательного маршрута ученика, предоставляя ему возможность в системе воспринимать все особенности работы с данным модулем.
Положительным в преподавании математики по модульной технологии является то, что все ученики работают на уроке, снят вопрос о поддерживании внимания и дисциплины; знания всех учащихся контролируются и оцениваются вначале самим учеником, а затем учителем. Главное на уроке – самостоятельная работа учеников, учитель – организатор самостоятельного учения, он поддерживает, направляет ученика в его стремлении получить новые знания.
Применение блочно-модульной технологии позволило мне совершенно по- новому строить уроки повторения и обобщения в выпускных классах. Все часы, отведенные на итоговое повторение, я разбиваю на блоки, к каждому блоку составляю индивидуальный образовательный маршрут. Вот как выглядят, например, маршрутные листы к блоку: «Числовые выражения» и «Алгебраические выражения» (см. приложение 2 и приложение 3). Ученик, работая по данному маршруту, сам выбирает уровень сложности заданий (А – обязательный уровень, Б – задания повышенного уровня сложности.)
Применяя в своей педагогической работе технологию индивидуального образовательного маршрута, который, на мой взгляд, является высшим этапом личностно-ориентированного образования, позволило мне по-новому строить и работу с учащимися по ликвидации пробелов в знаниях. Ученикам, которые нуждались в ликвидации пробелов в знаниях или хотели улучшить свои знания, я предлагала поработать самостоятельно по индивидуальному маршруту, а затем проверяла качество усвоения данной темы в ходе беседы или проверочной работы. Вот один из таких маршрутных листов, предложенный мною ученикам 9 класса (см. приложение 4). Вначале я предлагала ученикам маршрут на одну тему, но ученики, выполнив задания по одной теме, просили меня дать еще дополнительные задания по другой теме. Поэтому я в дальнейшем перешла на другую форму маршрута (приложение 5). Такая форма индивидуальной работы понравилась как моим ученикам, так и мне, а главное: наблюдается пусть незначительное, но улучшение качества знаний по предмету.