Государство-полис в Древней Греции. 5-й класс
Предмет: История Древнего мира.
Тип урока: урок-исследование.
Цели урока: Сформировать понятие «полис» и его социальный состав. Рассмотреть управление полисом и его связи с внешним миром.
УУД:
- Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
- Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию.
- Познавательные УУД: Работать с картой, учебником; сравнивать и находить отличия; работа с таблицей.
- Коммуникативные УУД: Организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.
Основные понятия: полис, демос, демократия, аристократия, народное собрание, метеки, рабы.
Средства обучения: карта «Древняя Греция», учебное пособие «История Древнего мира». В.Р.Мединский, А.О.Чубарьян, презентация, видеоролик «Темные века».
I. Игра «Покажи на карте» (команды задают вопросы)
- Природа и географическое положение
- Древние цивилизации на территории Греции: Микенская, Критская.
II. Видео (отрывок) «Темные века»
https://rutube.ru/video/75e23bd1994f035d76873390eb1647fe/
Учитель: Почему период с середины XII до VIII века до н.э. называли «Темные века»? Кто такие ахейцы?
Работа с учебником стр.137 (ответы учеников)
Древнейшим занятием людей было земледелие и скотоводство. Из чего в древности люди изготавливали орудия труда? (камень, медь, бронза) Как повлияло освоение железа на жизнь людей?
Когда в Древней Греции начали осваивать железо?
Учитель: Новый подъем Древней Греции связан с освоением железа. Возрождались ремесла, изготовление орудий труда, ювелирных украшений, предметов быта и оружие. Строились храмы и создавались скульптуры богов.
III. В VIII веке до н.э. в Греции складываются государства-полисы
Полис – самостоятельное город-государство (Запись в тетради)
ЧТО ВХОДИЛО В ТЕРРИТОРИЮ ПОЛИСА? (работа с учебником стр.138)
Скрайбинг технология. Рисуем схему и комментируем.
В каждый полис входил город и сельская округа. Полисы были независимыми. Каждый имел собственные органы власти ,казну, войско.
«Демос» - народ (мужчины) собирались на «Народное собрание» - совет полиса и решали главные вопросы, принимали законы (записи понятий).
«АГОРА» – ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ. ЧТО ПРОИСХОДИЛО НА АГОРЕ И ДЛЯ ЧЕГО ОНА БЫЛА НУЖНА? (учебник стр.139)
АКРОПОЛЬ («ВЕРХНИЙ ГОРОД») – НАХОДЯЩАЯСЯ НА ВОЗВЫШЕННОМ МЕСТЕ УКРЕПЛЕННАЯ ЧАСТЬ ГОРОДА, ГДЕ СТОЯЛИ ХРАМЫ И СТАТУИ, ХРАНИЛАСЬ КАЗНА И ВООРУЖЕНИЕ ГОРОДА.
Что располагалось на Акрополе? (работа с иллюстрацией стр.139) Каждый полис имел бога- покровителя. Например - Афины. Главный храм – покровителя или покровительницы города.
Расцвет древнегреческих полисов приходится на V век до н.э. В Древней Греции существовало сотни городов-государств. Самые крупные Афины (работа с картой стр119 или карта на доске),важную роль играл порт Пирей, где были торговые и военные гавани. Коринф - контролировал морские торговые пути. Спарта - это объединение нескольких поселков с единым центром.
Физминутка:
- Учитель называет термины и просит детей – встать-сесть ( встать, если термин относится к Древней Греции, а сесть, если к другой стране древнего мира).
- Упражнение поднять руки - опустить руки (Названия богов. Поднять если это греческие боги и опустить если это боги другой страны)
- Упражнение шаг вперед – шаг назад (где находилась Древняя Греция, территория, моря. Если утверждение верно-шаг вперед, неверно-назад, и т.д.).
IV. Население полисов. Составляем кластер
Учебник стр.141.

Задание: Выписать основные понятия: «аристократы», «демос», «метеки», «рабы». Комметировать по тексту учебника.(Прием «инсерт»)
V. Полис и внешний мир
Внимание! Новое задание: продолжить предложение
Греция - горная страна. Она находится на …..Климат Греции ……
На территории Греции мало( плодородной земли)… Почва в Греции….
Основными занятиями греков были…
В полисе сложно было производить все необходимое жителям. Поэтому торговля стала важнейшей отраслью хозяйства.
Торговля
Чем могли торговать: оливковое масло, вино, ремесленные изделия.
Что привозили: зерно (основной), предметы роскоши.
Вывод: Торговля способствовала восстановлению связей с восточными цивилизациями.
Греки не слепо заимствовали чужие достижения, а творчески их перерабатывали, приспосабливали к своим нуждам
Что заимствовали у чужеземцев? (учебник стр 142)
Деньги: начали чеканить серебряные монеты (в отличие от золотых на Востоке). Основная единица — драхма (~4 г).
Письменность: греческий алфавит создан на основе финикийского с добавлением знаков для гласных звуков.
VI. Рефлексия
- В чем заключалось своеобразие полиса? Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
- Обоснуйте его двумя-тремя аргументами.
Домашнее задание: п.23, рабочая тетрадь п.23. Повторить п.20. Знать карту и основные определения.