Государство-полис в Древней Греции. 5-й класс

16.12.2025

Предмет: История Древнего мира.

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока: Сформировать понятие «полис» и его социальный состав. Рассмотреть управление полисом и его связи с внешним миром.

УУД:

  • Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.
  • Регулятивные УУД: Определять цели и задачи урока; выполнять индивидуальные и групповые задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать данную учебную ситуацию.
  • Познавательные УУД: Работать с картой, учебником; сравнивать и находить отличия; работа с таблицей.
  • Коммуникативные УУД: Организовывать плодотворное сотрудничество; уважать мнение партнера; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Основные понятия: полис, демос, демократия, аристократия, народное собрание, метеки, рабы.

Средства обучения: карта «Древняя Греция», учебное пособие «История Древнего мира». В.Р.Мединский, А.О.Чубарьян, презентация, видеоролик «Темные века».

I. Игра «Покажи на карте» (команды задают вопросы)

  1. Природа и географическое положение
  2. Древние цивилизации на территории Греции: Микенская, Критская.

II. Видео (отрывок) «Темные века»

https://rutube.ru/video/75e23bd1994f035d76873390eb1647fe/

Учитель: Почему период с середины XII до VIII века до н.э. называли «Темные века»? Кто такие ахейцы?

Работа с учебником стр.137 (ответы учеников)

Древнейшим занятием людей было земледелие и скотоводство. Из чего в древности люди изготавливали орудия труда? (камень, медь, бронза) Как повлияло освоение железа на жизнь людей?

Когда в Древней Греции начали осваивать железо?

Учитель: Новый подъем Древней Греции связан с освоением железа. Возрождались ремесла, изготовление орудий труда, ювелирных украшений, предметов быта и оружие. Строились храмы и создавались скульптуры богов.

III. В VIII веке до н.э. в Греции складываются государства-полисы

Полис – самостоятельное город-государство (Запись в тетради)

ЧТО ВХОДИЛО В ТЕРРИТОРИЮ ПОЛИСА? (работа с учебником стр.138)

Скрайбинг технология. Рисуем схему и комментируем.

В каждый полис входил город и сельская округа. Полисы были независимыми. Каждый имел собственные органы власти ,казну, войско.

«Демос» - народ (мужчины) собирались на «Народное собрание» - совет полиса и решали главные вопросы, принимали законы (записи понятий).

«АГОРА» – ГЛАВНАЯ ПЛОЩАДЬ. ЧТО ПРОИСХОДИЛО НА АГОРЕ И ДЛЯ ЧЕГО ОНА БЫЛА НУЖНА? (учебник стр.139)

АКРОПОЛЬ («ВЕРХНИЙ ГОРОД») – НАХОДЯЩАЯСЯ НА ВОЗВЫШЕННОМ МЕСТЕ УКРЕПЛЕННАЯ ЧАСТЬ ГОРОДА, ГДЕ СТОЯЛИ ХРАМЫ И СТАТУИ, ХРАНИЛАСЬ КАЗНА И ВООРУЖЕНИЕ ГОРОДА.

Что располагалось на Акрополе? (работа с иллюстрацией стр.139) Каждый полис имел бога- покровителя. Например - Афины. Главный храм – покровителя или покровительницы города.

Расцвет древнегреческих полисов приходится на V век до н.э. В Древней Греции существовало сотни городов-государств. Самые крупные Афины (работа с картой стр119 или карта на доске),важную роль играл порт Пирей, где были торговые и военные гавани. Коринф - контролировал морские торговые пути. Спарта - это объединение нескольких поселков с единым центром.

Физминутка:

  1. Учитель называет термины и просит детей – встать-сесть ( встать, если термин относится к Древней Греции, а сесть, если к другой стране древнего мира).
  2. Упражнение поднять руки - опустить руки (Названия богов. Поднять если это греческие боги и опустить если это боги другой страны)
  3. Упражнение шаг вперед – шаг назад (где находилась Древняя Греция, территория, моря. Если утверждение верно-шаг вперед, неверно-назад, и т.д.).

IV. Население полисов. Составляем кластер

Учебник стр.141.

Задание: Выписать основные понятия: «аристократы», «демос», «метеки», «рабы». Комметировать по тексту учебника.(Прием «инсерт»)

V. Полис и внешний мир

Внимание! Новое задание: продолжить предложение

Греция - горная страна. Она находится на …..Климат Греции ……

На территории Греции мало( плодородной земли)… Почва в Греции….

Основными занятиями греков были…

В полисе сложно было производить все необходимое жителям. Поэтому торговля стала важнейшей отраслью хозяйства.

Торговля

Чем могли торговать: оливковое масло, вино, ремесленные изделия.

Что привозили: зерно (основной), предметы роскоши.

Вывод: Торговля способствовала восстановлению связей с восточными цивилизациями.

Греки не слепо заимствовали чужие достижения, а творчески их перерабатывали, приспосабливали к своим нуждам

Что заимствовали у чужеземцев? (учебник стр 142)

Деньги: начали чеканить серебряные монеты (в отличие от золотых на Востоке). Основная единица — драхма (~4 г).

Письменность: греческий алфавит создан на основе финикийского с добавлением знаков для гласных звуков.

VI. Рефлексия

  1. В чем заключалось своеобразие полиса? Сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа.
  2. Обоснуйте его двумя-тремя аргументами.

Домашнее задание: п.23, рабочая тетрадь п.23. Повторить п.20. Знать карту и основные определения.


aid: 710683