Викторина "Битва за Москву"

10.12.2025

1. Пояснительная записка

1.2. Тематическое направление

Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия - патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

1.3. Тема воспитательного мероприятия и обоснование его выбора (актуальность)

Тема воспитательного мероприятия – викторина «Битва за Москву», посвященная Дню Победы.

Национальная стратегия развития воспитания в Российской Федерации предусматривает обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций в том числе и в гражданско-патриотическом воспитании. Это есть и в национальном проекте «Образование», где одной из ключевых задач является воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Поэтому духовно-нравственное развитие детей, развитие чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России отражается в рабочих программах воспитания школы и классного руководителя.

Обучаясь в школе, четвероклассники уже имеют определенный багаж знаний о достижениях и традициях русского народа, его защитниках и героях. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы донести до ребят новую информацию, учитывая их интересы и возраст.

Тема войны всегда затрагивается в воспитании младшего школьника, она является большим вкладом в развитие патриотических чувств подрастающего поколения, так как обучающиеся знакомятся с теми, кто воевал, кто выжил, кто принес Победу. В связи с этим выбрана тема воспитательного мероприятия «Битва под Москвой», по окончании которого, четвероклассники повторят ранее изученный материал о Великой Отечественной войне и узнают новое о битве под Москвой.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Викторина «Битва за Москву» в рабочей программе воспитания классного руководителя запланирована в модуле «Классное руководство» и направлена на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений. Чтобы мероприятие было интересно каждому ребенку, одним из основным этапом викторины является игра-ходилка, составленная по ранее прочитанным текстам: на уроке окружающего мира по темам «План взятия Москвы», «Наступление фашистской армии», на уроках литературного чтения – «Герои битвы за Москву».

Для лучшего восприятия материала, эмоционального настроя детей на мероприятие, необходимо позаботиться об оформлении кабинета и самой игры. На уроке технологии ребята вырезали вытынанки к Дню Победы и ими оформили окна кабинета, на уроке ИЗО на тему «Мое мирное детство» дети нарисовали рисунки. Все это использовалось при оформлении кабинета. Игровое поле, необходимое для игры, сделано в цветном варианте и было размещено на классной доске.

1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста класса)

Данное воспитательное мероприятие направлено на 9, 10 - летних обучающихся 4 класса.

1.6. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цель: познакомить детей с ходом битвы под Москвой в 1941 году.

1.7. Задачи:

  • Дать детям более подробную информацию о ходе битвы под Москвой;
  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за Отечество.
  • Развивать и активизировать познавательные процессы у детей младшего школьного возраста;
  • Организовать соревновательную деятельность, активное взаимодействие в команде.

1.8. Планируемые результаты

Предметные:

  • применение знаний и умений в соответствии с заданной ситуацией;
  • систематизировать и расширить свои представления о битве под Москвой.

Познавательные УУД:

  • выбирать наиболее эффективные способы решения задания;
  • оценивать процесс и результаты деятельности.
  • умение выражать свое отношение к обозначенной теме.

Коммуникативные УУД:

  • умение планировать учебное сотрудничество;
  • умение формулировать собственное мнение и аргументировать его;
  • умение владеть монологической и диалогической формой речи;
  • умение учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • умение осмысливать учебный материал;
  • осуществлять самоконтроль;
  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее решения;
  • совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке;
  • умение адекватно воспринимать оценку учителя.

Личностные УУД:

  • устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом;
  • расширяют познавательные интересы,
  • проявляют устойчивое стремление к общению;
  • сравнивают разные точки зрения, считаются с мнением другого человека;
  • выражают интерес к освоению новой информации.

1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование его выбора

Для детей младшего школьного возраста игровая деятельность является самая интересная и привлекательная, поэтому материал преподносится в форме игры-ходилки, где каждый ребенок, находясь в группе из 5 человек, может усвоить материал в непосредственном действии, систематизировать теоретические знания и как бы «прожить» на практике предложенную ситуацию.

Групповая работа прежде всего предусматривает формирование навыков общения, взаимопомощи, сотрудничества, поэтом, используя эту работу, учитель работает над улучшением психологического микроклимата в классе, над формированием творческого мышления, учит самооценке и самоуважению.

1.10. Педагогическая технология (методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов)

Для достижения планируемых результатов применялись следующие технологии:

1. Технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой), целью которой являлось – формирование устойчивых отношений к себе, окружающим, природе, вещам. Цепочка данного воспитательного дела выстроилась следующим образом:

  • подготовительный этап (предварительное формирование отношения детей к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов).    Это знакомство с текстами, оформление кабинета, подготовка материалов для общекомандных заданий;
  • психологический настрой (приветствие, вступительное слово учителя перед началом мероприятия);
  • содержательная (предметная) деятельность (проведение игры);
  • завершение (подведение итогов, рефлексия с применением приема «Салют»);
  • проекция на будущее.

2. Технология сотрудничества, которая реализуют равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. На данном мероприятии совместно с детьми были выработаны цели, дана оценка, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

3. Информационно-коммуникационная технология, цель которой -формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, умений принимать оптимальные решения.

4. Технология дидактической игры с определенными правилами (знакомство с ними происходит после открытия игрового поля), которая направлена на решение поставленных задач.

Во время воспитательного мероприятия были использованы следующие методы:

  • словесный – это беседа, основанная на активизации мыслительной деятельности воспитанников; рассказ, основанный на повествовании неизвестных фактов, событий; выразительное чтение стихотворений;
  • наглядный – это просмотр видеороликов ««Клип к фильму «Битва за Москву», «22 июня. Начало Великой Отечественной войны», «Иркутяне о воевавших родственниках»;
  • практический метод – это изготовление открытки по заранее приготовленным деталям;
  • метод стимулирования – где за правильный ответ команда получала жетон и стремилась к наилучшему результату;
  • метод соревнования - при котором естественная потребность учащихся к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств.
  • Педагогические приемы воспитания являются составной частью методов воспитания, поэтому были использованы:
    • Игровые приемы.
      • «Сюрпризность». Дети не видят, что находится на классной доске.
      • «Создание игровой ситуации». Дети понимают, что станут игроками после открытия классной доски с игровым полем.
      • «Инструктирование». Дети знакомятся с правилами игры, с правилами работы в группе, которые регламентируют общение и поведение учеников.
  • Словесные приемы
      • «Привлекательная цель», когда перед учащимися ставится простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей-неволей выполняют и учебное действие, которое планирует учитель. Этот прием использовался для стимулирования активности детей и их самоорганизации путем нацеливания на получение наибольшего количества баллов.
      • «Просьба произнести хором». В игре, при попадании на желтую стрелку, команда произносит хором фразу «Вперед к Победе!».
  • Приёмы рефлексии.
      • «Рефлексия деятельности». Ответы детей на поставленные вопросы о их впечатлениях, о приобретенных знаниях и т.д.
      • «Салют». Дети прикрепляют звездочки голубого, желтого и зеленого цвета по самооцениванию своего участия в мероприятии.

2. Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия

1. Подготовка воспитательного мероприятия учителем:

  • Исходя из программы воспитательной работы классного руководителя было намечено мероприятие, посвященное Дню Победы.
  • Выбрана форма проведения мероприятия.
  • Выбрана тема мероприятия.
  • Поиск материала для игры.
  • Определены сроки подготовки материалов для проведения мероприятия.
  • Подготовка родителями призов.

2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию

  • Подготовка наглядного материала.
  • Подготовка презентации.
  • Репетиция прочтения стихотворений наизусть.
  • Подготовка детьми материала для оформления кабинета.
  • Оформление кабинета.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Ход мероприятия


aid: 710614