Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Тема: "Вода вокруг нас!"

10.12.2025

Занятие предназначено для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

В ходе мероприятия дети знакомятся со свойствами воды в процессе опытнической деятельности.

Цель: повышение интереса и познавательной активности в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Задачи:

  • Образовательные. Познакомить детей со свойствами воды: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет.
  • Развивающие. Развивать познавательную активность дошкольников в опытнической деятельности. Обогащать словарный запас детей словами: жидкая, прозрачная, бесцветная, льётся, переливается, проливается.
  • Воспитательные. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Материал: костюм Капельки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, баночки с краской, пластиковые стаканы, деревянные палочки, подносы, салфетки, глобус, медали-капельки, бутылки с водой.

Ход занятия

- Ребята, давайте возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Играет музыка.

- Давайте сядем удобно на коврик. Послушайте загадку.

Не умыться, не напиться,
Листику не распуститься,
Вот поэтому всегда
Нам везде нужна…(вода)

- Правильно вода. Давайте вспомним, недавно мы с вами рассматривали глобус. Скажите много или мало на нашей планете воды. (Много)

- Скажите, а кому нужна вода?
- Без воды всё живое на земле погибнет.

- Ребята, посмотрите, а где у нас в группе есть вода, для чего и кому она нужна? Давайте развесим капельки.

- А как наша группа называется? (Капелька)

- А где ещё у нас в группе есть вода? (Рассматривание и слушание журчания воды в фонтане)

Заходит Капелька

- Здравствуйте, ребята!
Я водяная Капелька,
Я очень всем нужна.
Покапаю, покапаю -
Получится вода. (Брызгает на детей водой)

- Капелька слышала, что вы, ребята, много знаете о воде, но она хочет вам рассказать о ней ещё больше. И поэтому приглашает нас в волшебную лабораторию.

А что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

- Но сначала немного поиграем с Капелькой

Физкультминутка «Дождик»

Капля раз, Капля два (Прыжки на носочках, руки на поясе)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Всё быстрей, быстрей, бегом.
Ручки мы свои раскрыли (руки перед собой)
Дружно капельки ловили (ловим капельки)

Игра «Прятки»

- Сейчас подружки капельки спрячут от вас игрушку, а вы попробуйте её найти.

1,2,3,4,5 – пора глазки закрывать (дети закрывают глаза, педагог опускает в стакан игрушку)
1,2,3,4,5 – можно глазки открывать.

- Ребята, где спряталась игрушка? (в стаканчике)

- Скажите почему вы так быстро её нашли?

- Правильно, ребята, вы сказали. Игрушку видно.

- Водичка не смогла спрятать предмет, потому что чистая вода прозрачная.

- Давайте скажем «прозрачная».

- Как вы думаете, какого цвета вода?

- На самом деле вода не имеет цвета, она бесцветная. Давайте вместе скажем «бесцветная».

- Ребята, а какой должна быть вода, чтобы игрушка спряталась? (тёмная)

- Правильно. Я предлагаю водичку подкрасить.

Игра «Цветная водичка»

- Смотрите, сейчас начнётся волшебство.

- В каждый стаканчик добавим цветную гуашь.

- Какая вода получилась в этом стаканчике? (красная)

- Какого цвета гуашь мы добавили в этот стаканчик? (синюю)

- Сюда добавили жёлтую краску и получилась …(жёлтая вода)

- Какого цвета водичка в этом стаканчике? (зелёная)

- Ребята, посмотрите, у нас получилась цветная вода.

- Какая вода у нас получилась. Давайте вместе скажем «цветная».

- Скажите, какая водичка находится между красной и жёлтой?

- Где стоит стаканчик с зелёной водой?

Игра «Спрячь игрушку»

- Подойдите к столу и спрячьте по одной игрушке в стаканчик с цветной водичкой (дети подходят к столу и опускают мелкие игрушки из киндер-сюрпризов в подкрашенную воду).

- Куда вы спрятали игрушки?

- Расскажите, ребята, почему же не видно куда вы спрятали игрушки ?

- Правильно, мы подкрасили воду, и она стала непрозрачная.

- Какая вода стала? Давайте вместе скажем «непрозрачная».

- В этом стакане вода прозрачная и игрушку видно. А в другом – непрозрачная, поэтому игрушку не видно.

- Ребята, какую воду вы научили? (прозрачную и непрозрачную воду)

Игра «Перелей водичку»

Подходите все к столу, возьмите 1 стаканчик с цветной водичкой и 1 пустой стаканчик.

Посмотрите, вода льётся, переливается, проливается.

Ребята, что делает вода? (льётся, переливается)

А почему вода льётся, переливается?

Да потому что она жидкая. Давайте вместе скажем «жидкая».

А теперь поставьте стаканчики на поднос и посмотрите, как много получилось на нашем столе разноцветных лужиц. Но их легко можно вытереть тряпочкой, потому что вода хорошо впитывается.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить!

- С вами интересно, но мне пора. Меня ждут мои сестрички-капельки. Вам всем на память о нашем занятии я вручаю вот такие медали- капельки, а нашим гостям я принесла водичку с нашего Святого источника.

- Молодцы! Сегодня вы вместе с Капелькой совершили волшебство!

-Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей).

- Ребята, вы все молодцы! И давайте похлопаем сами себе!

Список используемой литературы

  1. Программа «От рождения до школы» под редакцией М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
  2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  3. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., «Ребенок в мире поиска» 6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В.Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
  6. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

a_id: 710593