Конспект ООД в старшей группе «С огнём не шутят!»

09.12.2025

Цель: формировать знания детей о пользе и вреде огня.

Задачи:

  • закреплять знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях, правилах пожарной безопасности, используя при этом средства тушения пожара;
  • обучать детей правилам осторожного обращения с огнём;
  • учить детей самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с огнём;
  • обобщать и систематизировать словарь по теме: «Пожарная безопасность» (указать, какие именно слова будут повторять или учиться произносить).

Оборудование:

  • картины для мини-галереи, карточки-знаки с изображением правил пожарной безопасности;
  • макет дома, пожарный щит и оборудование к нему (топор, багор, огнетушитель, ведро, ящик с песком, рукав);
  • макет пожарной машины;
  • детские ведерки;
  • колокольчик, красный воздушный шар с письмом;
  • картинки к дидактической игре «Огонь - злой, огонь – добрый»;
  • пазлы с одной стороны «Эмблема юного пожарного», с другой стороны изображение огня, пожарной машины, знака «Спички не тронь!», пожарный щит;
  • сувениры для гостей;
  • эмблемы для детей;
  • карточки-знаки с номерами 01,02, 03;
  • запись сирены пожарной машины, изображение огня, мигалки (для вывода на экране);
  • музыкальное сопровождение «Пожарные России»

Предварительная работа:

  • беседа с детьми на тему: «Будь осторожен с огнем»;
  • чтение художественной литературы: К.Чуковский «Путаница», С. Михалков «Дядя Степа» (отрывок, Л.Толстой «Пожарные собаки», А.Найденов «Мыши и спички»;
  • отгадывание загадок по теме;
  • рассматривание картинок, плакатов о пожарной безопасности;
  • драматизация сказки «Кошкин дом»;
  • просмотр спектакля «Как дракончик Вася стал пожарным»;
  • экскурсия к пожарной машине;
  • выставка детских рисунков на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель звенит в колокольчик- дети собираются возле педагога:

Колокольчик, мой дружок!!
Собери детей в кружок!
Чтобы было веселей,
Чтобы было всем светлей,
Вместе за руки возьмемся (обратить внимание на гостей)
Гостям мы улыбнемся и поздороваемся.

Воспитатель: У меня отличное настроение, а у вас? (ответы детей)

- Ребята, вы чувствуете какой-то резкий запах в нашей группе? Чем же пахнет? (в группу влетает гелевый шарик с привязанным обгорелым письмом).

- Посмотрите, к нам прилетел воздушный шар. Какого он цвета? (красного)

- Красный цвет – цвет опасности!

Этот шар в руках недаром
Раньше, если был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных на пожар!

- А здесь письмо. Вот откуда этот запах! Письмо-то обгорело! Наверно, где-то случился пожар.

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: об огне.

- Видели ли вы когда-нибудь огонь? Потянитесь на носочках те, кто видел огонь.

(на экране телевизора появляется картинка «огонь»)

- Молодцы! (воспитатель предлагает детям присесть на стульчики)

2. Д\и «Огонь - добрый, огонь – злой»

- Огонь бывает добрым и злым (воспитатель ставит на подставку картинки доброго и злого огня).

- Дети, как вы думаете, когда огонь бывает добрым? (когда нужно приготовить пищу, согреться от холода, осветить помещение или улицу)

- Добрый огонь накормит, согреет и принесёт радость.

- Но огонь может быть злым и жестоким, разрушающим.

- Когда огонь бывает злой? (когда люди забывают об осторожном обращении с огнём)

- Предлагаю пройти к столу и выполнить задание.

- Рассмотрите внимательно картинки и разложите их правильно - на одну сторону стола положите картинки с добрым огнем – это будут делать девочки, на другую – со злым – выполняют мальчики.

(работа в группах, дети выполняют задание)

- Запомните, ребята, огонь нам друг, когда мы ведем себя с ним правильно, и враг, когда мы с огнём не осторожны и неправильно с ним обращаемся.

- Чтобы огонь всегда нам был другом, какие правила необходимо выполнять?

- Правила пожарной … (воспитатель начинает фразу и делает паузу, дети договариваю) безопасности!

- Молодцы! С заданием справились, и я вручаю вам вот такие пазлы (показывает первые 2 части эмблемы – добрый огонь)

- Их вы будете получать за каждое выполненное задание. Потом они нам пригодятся!

(воспитатель просит двух детей разместить пазлы на магнитной доске)

3. «Картинная галерея»

- Как сделать огонь безопасным, о чем нужно помнить, чтобы не было пожара мы узнаем, попав в картинную мини-галерею.

- Картины здесь необычные – в каждой зашифровано правило пожарной безопасности.

- Давайте попробуем их отгадать!

- Картина первая (спички не тронь): какое правило можно применить к этой картине? (ответы)

- Верно, правило первое – самое важное:

СПИЧКИ НЕ ТРОНЬ, В СПИЧКАХ ОГОНЬ!

- Дети, повторите! (повторяют дети)

- Картина вторая (электроприборы): какое правило можно применить к этой картине? (ответы)

- Верно: правило второе легко запомнить можно:

С электроприборами будьте осторожны!

Картина третья (не вставлять предметы и пальцы в розетку)

- Какое правило можно применить к этой картине? (ответы детей)

- Верно: правило третье запомнить легко:

Руки подальше от тока держи,
Пальцы, предметы в розетку совать не спеши!

- Картина четвертая (газ): какое правило можно применить к этой картине? (ответы)

- Верно: правило четвертое – не зажигайте сами газ.

За газом нужен глаз и глаз.

Картина пятая (костер в лесу): какое правило можно применить к этой картине? (ответы)

- Верно: правило пятое:

Приятно в лесу посидеть у костра
Перед уходом костер не жалей
Землей забросай и водою залей.

- Дети, если вы будете соблюдать эти правила, с вами никогда не случится беда.

- А чтобы вы запомнили их лучше, давайте к каждой картине прикрепим соответствующую карточку - знак.

(дети выбирают карточки-знаки и размещают их на картины)

- Теперь вы точно никогда не забудете правила безопасного поведения с огнём.

- Молодцы! С заданием справились – получайте следующие пазлы (спички не игрушка).

(воспитатель просит двух детей разместить пазлы на магнитной доске)

4. Игра «Мы - пожарные»

- Если все же случится беда, кто поможет нам тогда, кто первым спешит к нам на помощь и борется с огнем? (пожарные)

- Как вызвать пожарных? (позвонить по телефону по номеру 01)

- Пожар мы быстро победим, коль позвоним по номеру 01! (на столе лежат карточки 01, 02, 03.

(Воспитатель предлагает детям найти соответствующую картинку с номером 01 среди других и поместить на магнитную доску)

- Номер спасения 01 наберем
И бравых пожарных мы позовем!

(Раздается пожарная тревога)

- Ой, ребята, где-то случился пожар! Скорее превращаемся в пожарных и поспешим на помощь!

- Воспитатель обращается к гостям:

Уважаемые гости, наши ребята без вашей помощи, не смогут превратиться в настоящих пожарных. Давайте их поддержим, произнесём вместе слова:

Вокруг себя повернись,
В пожарного превратись!

(дети и гости повторяют слова, затем дети одевают пожарные накидки)

- Скорее садитесь все в пожарную машину – вы сегодня пожарные!!! (дети едут в машине, звучит сирена пожарной машины)

- Мчится красная машина
Все быстрей, быстрей вперед!
Видишь в пламени окошко
Это дом жилой горит!

(Дети выходят из машины…)

- Посмотрите внимательно на предметы, которые находятся на столе, и определите, чем можно потушить огонь? (картинки: вата, ткань, книга, альбом, пустая, банка, песок, земля, вода).

- Ребята, скорее! Потушим пожар!

Физминутка «Огонь-вода»

Разгорается пожар (поднимают руки вверх, машут ими)
Пламя выше, пламя круче,
Достает до самой тучи!
Не сиди, не жди не стой (грозят пальцем)
А залей его водой!! (дети берут ведерки и имитируют тушение пожара)

- Молодцы! С заданием справились! Пожар потушили– получайте следующие пазлы (пожарная машина)

(воспитатель просит двух детей разместить пазлы на магнитной доске)

5. Д/и «Собери Пожарный щит»

- При тушении пожара необходим специальный пожарный щит - он есть у нас в группе, но он пустой (показывает на щит пустой).

- Что же должно здесь располагаться? (ответы детей).

- На пожарном щите располагаются предметы, которые используются для тушения пожара.

- Предлагаю вам его укомплектовать.

(На столе разложены предметы, относящиеся к пожарному щиту и игрушки)

- Выберите и разместите на нем только те предметы, которые должны находиться на пожарном щите (топор, ведро, лопата, огнетушитель, багор, ящик с песком, пожарный рукав, номер телефона 01).

(Дети по очереди подходят к столу, выбирают нужный предмет и размещают его на пожарный щит, на своё место).

- Молодцы! С заданием справились – получайте последние части пазла (пожарный щит)

(воспитатель просит двух детей разместить пазлы на магнитной доске)

6. «Собери эмблему»

- Молодцы!

- Со всеми заданиями вы справились!

- Давайте, вернемся к пазлам, которые вы получили за выполненные задания и попробуем их сложить.

- Интересно, что же у вас получится?!

(дети подходят и собирают пазл – эмблему юного пожарного)

- Это эмблема юного пожарного (воспитатель просит детей повторить)

7. Итог

- О чем было наше занятие?

- Какие правила нужно выполнять, чтобы не случилось пожара? (обращает внимание детей на картинную галерею, дети перечисляют правила пожарной безопасности)

- Так как вы хорошо освоили правила пожарной безопасности, и не растеряетесь, если случится пожар - сотрудник МЧС вручит вам медали. Мы надеемся, что вы расскажете о правилах пожарной безопасности дома и будете сами их выполнять.

(сотрудник МЧС вручает детям медали)

- Наше занятие по пожарной безопасности подошло к концу.

- (воспитатель обращается к детям) Если вам сегодня было интересно – похлопайте, а если грустно – потопайте.

- Попросим оценить нашу работу гостей: понравилось – похлопайте, вам было скучно – потопайте.

- Уважаемые гости, поздравляем Вас с Днем пожарной охраны.

Тепла вам, крепкого здоровья,
света не от новых пожаров,
а от счастливых улыбок
ваших близких и любимых!

- Пусть огонь всегда остается нашим другом!

(Дети вручают гостям памятные сувениры, звучит песня «Пожарные России»)

Список использованной литературы

  1. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
  2. М.М.Шигарова «Занятия по основам пожарной безопасности для детей».
  3. Л.В.Максимчук Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности.
  4. Н.А.Аралина Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.
  5. Т.А.Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет».

a_id: 710592