Комплексное использование наглядных пособий на уроках в начальных классах коррекционной школы
Дети в моём классе «1 класс», это дети с расстройствами аутистического спектра (РАС), с умственной отсталостью, имеют целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом.
Самые «легкие» из них характеризуются нелепым поведением, трудностями коммуникации, наивностью, иногда агрессивностью и другими проявлениями. Наиболее «тяжелые» ребята проявляются в замкнутости в «своей скорлупе», в отрешенности от окружающего мира, в невозможности понимания слов и чувств других людей, в особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, в сопротивлении малейшим попыткам изменить что-либо в окружающем, в пристрастии его к одним и тем же объектам, а также аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.
Практически для всех детей характерна неравномерность взросления и развития психических сфер - когнитивной, включая и речевую, эмоциональной и волевой. У них либо повышена, либо явно снижена реакция на тактильные и сенсорные раздражители, что говорит о снижении или повышении порогов чувствительности.
Знание особенностей развития аутичных детей помогает учителю разобраться в подборе наглядных средств (пиктограммы, четкие плакаты, инструкции, дидактический материал, презентации, фигурки и т.д.), которые позволяют ребенку, в данном случае - из моего класса, не только обогащать образное мышление, запоминать материал, но и лучше адаптироваться в окружающем пространстве, лучше ориентироваться в процессе учебной деятельности.
Особенности восприятия и понимания оборотов речи делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала на основе устной речи. Поэтому и необходимо наглядное подкрепление информации.
Проводя уроки в своем классе, я постоянно помню о том, что весь учебный материал должен подкрепляться визуальным рядом, наглядностью, а также выполнением практических заданий. Наглядность в педагогике означает принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.
Принцип наглядности сформулировал и обосновал Я.А.Коменский в XVII веке. О наглядности при обучении говорили и до Коменского, например, педагоги гуманисты эпохи Возрождения, но именно он первый стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств.
Великий чешский педагог установил «золотое правило дидактики», согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое - для восприятия зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».
Я.А.Коменский назвал принцип наглядности «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека.
Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. «Нужно - писал Я.А.Коменский - чтобы дети черпали свою мудрость из созерцания земли и неба, дуба и бука; в том случае, если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы, или к их моделям».
Таким образом, принцип наглядности обучения вытекает из того, что она выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, событий или явлений. В процессе познания окружающей действительности участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.
Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Экспериментально доказано, что если человек получает информацию одновременно с помощью зрения и слуха, то она воспринимается более углубленно по сравнению с той информацией, которая поступает только через посредство зрения, или только через посредство слуха.
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах Г. Песталоцци. Вот некоторые аспекты концепции Песталоцци о наглядности обучения:
- Наглядность как основное условие успешности обучения. Песталоцци утверждал, что без её применения нельзя сформировать у детей правильные представления об окружающем мире, развить у них мышление и речь.
- Способность к наблюдению — основной фактор эффективности любого познания и любой человеческой деятельности.
Три правила обучения:
- учить смотреть на каждый предмет как на целое;
- знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями;
- знакомить с наименованиями наблюдаемых явлений.
Ученый считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, сформировав у учащихся определенные понятия.
Педагогическое наследие Н.И.Пирогова - ученого, врача, преподавателя - содержит обширные исследования, посвященные проблеме наглядности. Внедряя принципы обучения, обоснованные Я.А.Коменским и И.Г.Песталоцци, в структуру российского образования, Н.И.Пирогов отмечал: «Наглядное обучение есть единственно верное средство развивать наружные чувства, память, воображение у детей».
Применение наглядности оправдано при преподнесении любого учебного материала:
- использование наглядного подкрепления при изучении новых слов и понятий;
- сопровождение текста фотографиями и иллюстрациями;
- использование презентации при подаче знаний об окружающем;
- соединение абстрактных понятий с образами и символами (например - пространственные понятия «над», «под», «по», «слева», «справа»).
Мы вместе с ребятами садимся за один большой стол и я, используя конструктор «лего», фигурки животных, людей, произнося термины, показываю детям небольшой спектакль: животные переходят по мосту через реку; или люди живут в доме, а гараж – рядом с домом, справа от дома и т.д. Над домом летают птицы, за домом растет дерево и т.д.
Основная задача учителя - научить ребенка. Поэтому необходимо помнить, что процесс обучения начинается с демонстрации ожидаемого результата. Прежде, чем объяснять и ожидать результат, нужно показать, что представляет из себя результат. Для этого нужен образец выполнения. Прежде чем объяснять тему урока: «Садовые деревья и кустарники», я показываю детям презентацию с картинками, например, яблони, и куста смородины. На экскурсии на пришкольный участок показываю деревья и кустарники и объясняю внешнее отличие этих видов культурных растений. На уроке ИЗО учимся рисовать куст и дерево, на уроке Технологии моделируем из цветной бумаги ствол, ветви, листья.
Использование наглядного материала в обучении умственно отсталых школьников специфично. Можно выделить три основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную.
Предметная наглядность – это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов.
Изобразительная наглядность – это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов. Преимущества изобразительной наглядности, к примеру, учебных фильмов заключаются в том, что она дает возможность более полно изучить материал. К этому виду относится и художественная наглядность, которая отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях (демонстрация фотографий, картинок, произведений живописи, слайдов, кино- и видеофильмов).
Применение символической наглядности (чертежей, графиков, схем) в нашем классе ограничено, так как большинство учащихся этот вид наглядности не понимает.
Наглядность повышает эффективность преподавания при определенных условиях:
- все учащиеся должны хорошо видеть изучаемый объект;
- наглядность должна соответствовать задачам обучения на данном этапе;
- согласованность с содержанием материала урока;
- выделение при показе иллюстраций, схем главного, существенного.
Для УО детей характерны грубые нарушения речи, а многие из них остаются безречевыми. Ребята не знают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают качества, свойства и отношения предметов. Они часто не понимают конструкцию фразы или просто забывают инструкцию, “теряют” ее в процессе выполнении заданий . Т.е. речь педагога не только на начальном этапе обучения, но и в 5-6 классах не может являться для некоторых учеников средством познания окружающего мира. Инструкции и объяснения учителя не понимаются учениками и не выполняют своей функции.
Полезно включать в обучение разнообразные картинки с изображением одного и тоже предмета, действия, например, мальчик бежит, мальчик идет, мальчик плывет и т.д. Это делается для того, чтобы дети, усвоив название предмета на одной картинке, узнали тот же предмет на другой картинке, а также запоминали действия предмета или смогли соотнести картинку с реальным предметом.
Одним из средств наглядности в коррекционной школе выступает иллюстративность. К этому средству наглядности относят рисование, лепку, аппликацию, изделия из папье-маше.
Воронкова В.В., известный ученый-дефектолог к средствам обучения относит все, что помогает учителю и учащимся. Это учебники, учебные пособия, наглядные пособия, дидактический материал, учебное оборудование и игрушки.
Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года, понятие ветра, грозы и т.д.). После показа объект убирается. Демонстрация - показ предметов в движении. Наблюдение – процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу урока.
Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, самостоятельные наблюдения) имеют исключительное значение, так как в процессе их использования овладение учебным материалом происходит с опорой на непосредственное чувственное восприятие учащимися. Определяя объекты для наблюдения, учитель должен продумать последовательность их предъявления учащимся.
К каждому уроку «Окружающий мир» я сама делаю презентации, по каждой теме урока. Дети тогда лучше понимают, то, о чем я им рассказываю и то, что они видят в учебнике. Иллюстрации в учебнике, картинки, фигурки птиц животных дополняют мои презентации и мой рассказ.
Экскурсии также относятся к наглядным методам. Ценность их заключается в том, что дети изучают предметы в естественных условиях.
К экскурсии учащихся надо готовить. Например, прежде чем идти на пришкольный участок зимой, необходимо предварительно вспомнить о смене времен года, о признаках зимы, о работе людей зимой, о погоде и необходимой одежде. К методам наглядного обучения относится использование технических средств обучения (ТСО): показ кино, диафильмов и видеозаписей, работа за компьютером с дисплейным отражением информации.
К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:
- Демонстрируемые на классной доске или столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.
- Во время демонстрации педагогу следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.
- Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса.
Многие наглядные пособия преподаватели и дети делают своими руками. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий вместе с ребятами, осуществляются межпредметные связи, так например, при изготовлении геометрических форм (по математике) с одной стороны, дети применяют свои математические знания. А с другой - они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда и рисования.
Для преподавателя важно методически грамотно найти адекватные соотношения и объемы различных видов наглядности, что определяется спецификой и содержанием учебного материала, целями и условиями обучения в школе, учебными задачами на конкретном этапе обучения.
Наглядный материал должен обладать такими характеристиками, как доступность, убедительность, понятность. Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств. Обязательно демонстрацию пособий следует подкрепить речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
Видеофрагменты также существенно усиливают дидактический потенциал средств обучения. Целесообразно использовать короткие видеофрагменты, продолжительностью одна, максимум две минуты. Надо иметь в виду, что просмотр учебного видеоролика является пассивным восприятием учебного материала, а не активной формой учебной деятельности.
В качестве аудиофрагментов могут выступать записи произвольных звуков, музыки или голоса. Звук и музыкальное сопровождение являются мультимедийными элементами, активно влияющими на восприятие учебного материала. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых учителем, диалога персонажей или звукового ряда видеофрагмента. Музыка обычно используется в качестве фонового звука. Обычно, фоновая музыка должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом. В этом случае у учащихся создается благоприятное, спокойное настроение, способствующее повышению восприимчивости к учебному материалу.
В итоге правильно разработанная и построенная система наглядных средств обучения позволит интенсифицировать учебную деятельность обучающихся и повысит эффективность и качество обучения.
Несомненным преимуществом использования наглядных пособий является сокращение времени, требуемого для изложения идей, а также более быстрая, но и более точная передача сложных сообщений, даже тех, которые невозможно передать словами. При демонстрации наглядных пособий в большей степени возбуждается и поддерживается интерес детей, связанные еще и фактом разнообразия и занимательности.
Наглядные пособия долго остаются в памяти, в то время как слова забываются.
Компьютерные информационные образы (слайды) можно легко распечатать и использовать в качестве раздаточного материала, а также для подготовки к тестированию, экзаменам или для самостоятельной работы.
Таким образом, на основании изложенного материала можно сделать вывод о необходимости оптимального использования средств наглядного обучения и других методов в учебном процессе, что в свою очередь приводит к следующим результатам:
- помогает сделать процесс обучения более мотивированным и целеустремленным;
- использование различных методов позволяет увеличить эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала;
- помогает включать дополнительные резервы и методические приемы для улучшения результатов учебной деятельности;
- обладая значительной силой эмоционального воздействия, наглядные пособия (картины, иллюстрации и макеты) имеют большое воспитательное значение в преподавании предмета;
- применение наглядности на уроке активизирует мыслительную деятельность, внимание и творческое воображение.
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью отметить, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, нежели проведение обычного, «стандартного» урока по аналогичной теме.
Список использованной литературы
- Давыдов И.С. Российская пед. энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – с. 672.
- Молочков В. Наглядность как принцип обучения. // Учитель № 1 / 2006.
- Коменский Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения. - М., 1982.
- Коменский Я.А.// Антология гуманной педагогики/ Сост. И.Д.Чечель. - М., 2002.
- Никольская О.С.Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология.- 1995. - № 1.
- Пузанова Б.П. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития; М.: Академия, 2008.
- Источник: http://kursak.net/kompleksnoe-ispolzovanie-naglyadnyx-posobij-na-urokax-okruzhayushhij-mir-v-nachalnoj-shkole/