Из опыта работы: развитие орфографической зоркости

26.06.2025

Как же научить детей писать правильно, красиво, без ошибок? Как мне этого добиться?

Для решения этого вопроса необходима грамотная система упражнений со специальными графическими обозначениями, которую ребенок понимает и принимает. Любая работа, направленная на повышение грамотности, должна проводиться систематически. «Систематичность упражнений, - писал К.Д.Ушинский, есть первая и главнейшая основа их успеха, и недостаток этой систематичности - главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения дают плохие результаты.

Иванова Вера Федоровна говорила, что в условиях обучения русскому языку воспитать внимание, - значит, развить умения видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость». Это значит, что глядя на написанное слово, дети должны видеть его в целом и в составляющих его частях (при необходимости в процессе обучения правописанию). Слушая речь, слышать слово целиком и отдельно его звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие, ударные и безударные). Если учитель не воспитал внимания к слову, к его звуковой стороне, к его значению и форме, то ученик будет «глух» к слову, к его правописанию. В процессе обучения орфографии большое значение имеет развитие у детей памяти, формирование у них установки на запоминание.

Память человека бывает нескольких видов:

  • механическая (когда, мы что то заучиваем)
  • логическая (мы запоминаем материал, когда вдумываемся в содержание)
  • слуховая (когда человек легко воспринимает материал на слух, в нашем случае - проговаривание слух)
  • зрительная (чем большее количество раз мы запишем слово, тем лучше запомним его написание)
  • моторная (человек запоминает действия, рука «запоминает», как слово пишется).

Хочу поделиться приемом, который я использую на уроках каждый день.

Ежедневно на каллиграфической минутке прописываем буквы по алфавиту. Даем характеристику звуков.

Например:

  • Сегодня прописываем букву Б.
  • Какие звуки обозначает буква Б?

(Дети объясняют, Дают характеристику звукам и записывают в тетради)

Далее пишут по образцу строчную букву б. Вторая строка заглавная буква Б, 3 строчка записываем слоги, обращаем внимание на слияния

Упражнение «Пятерочка». Название уже ассоциируется с положительной отметкой. Здесь пять заданий и возможность быстро оценить свою работу каждому ученику. На работу дается 5 минут. Детям очень нравится выполнять задания, есть возможность видеть свой рост. Учащиеся справляются быстро.

Например: можно брать на каждом уроке различные словарные слова, или слова, подходящие по теме урока, например тема «Имя прилагательное», то можно использовать прилагательные, тема «Глагол», то глаголы.

Например, словарные слова: Альбом, заяц, ветер, восемь, октябрь

  • Задание № 1. Найти гласные в словах и отметить точкой внизу.
  • Задание №2. Разделить слова на слоги. (Учащиеся обязательно проговаривают, сколько гласных, столько и слогов.)
  • Задание №3. Поставить ударение в словах (определить лексическое значение слов - устно). Один ученик отвечает вслух, остальные учащиеся проверяют себя. (учащиеся проговаривают, какой слог ударный.)
  • Задание № 4. Составить транскрипцию слов.
  • Задание № 5. Найти мягкие (твердые, глухие и звонкие) согласные, подчеркнуть черточкой снизу. (Можно чередовать задание, в первый день найти только мягкие звуки, во второй – твердые и т.д.)

Графически на доске рисую задания и дети уже понимают, что надо сделать.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно, проверяют по цепочке в классе и ставят плюсик над словом. Если над словом 5 плюсиков, ставят себе оценку «5», если 4 плюсика, то «4» и т.д.

В процессе систематического выполнения данного упражнения, дети учатся слышать звуки, различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные. Учатся видеть и узнавать орфограммы в слове, запоминают, как пишется слово, проговаривая вслух, слышат его. Учатся самооцениванию и самоконтролю. Ведь порою в 4 классе, некоторые дети не могут отличить звуки, гласный от согласного, звонкий от глухого, твердый от мягкого. Если ученик видит свой положительный результат, то он занимается осмысленно и с большим желанием.

Приложение


aid: 709226