Тема урока: "Место государства в политической системе. Понятие формы государства. Формы правления. Политический режим"

25.11.2024

Технологическая карта урока по обществознанию 11 класс

Предмет, учитель

Обществознание

Класс

11

Тип урока

Урок общей методологической направленности

Тема урока

Место государства в политической системе. Понятие формы государства. Формы правления. Политический режим.

Цель урока

формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Задачи урока

формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний

Планируемые результаты

Предметные:
приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в государстве;

Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс
и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные:
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

Основные понятия

Политическая система, форма государства, форма правления, политический режим, форма территориально-государственного устройства,

Межпредметные связи

История, право

Ресурсы урока

доска интерактивная, дидактический материал к уроку, раздаточный материал, ноутбуки, принтер.

Формы организации деятельности детей

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Метод

Проблемное изложение

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не простой урок. Сегодняшний урок мы проведем в форме ротации станций.
Но начать его я хочу с фразы, которую вы видите на доске. Прочитайте и ее и ответьте на вопрос - в чем смысл этой фразы?
Слайд на доске «Сегодняшнее усилие - это завтрашнее достижение!»
Все верно! Я желаю вам сегодня в процессе работы создать такой продукт, который ни раз окажет Вам помощь в будущем.
Желаю успеха!

Приветствуют учителя

Отвечают - что наша работа сегодня - это вклад в наше будущее.

2. Актуализация знаний Посмотрите за задачу на доске, внимательно прочитайте условия задания.
Это задание 22 формата ЕГЭ
Слушают задание.
Конституция государства Z закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина, механизмы их защиты. В государстве Z существует свободная конкуренция политических партий, принцип разделения властей реализован в построении государственного аппарата Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
Абсолютное большинство мест в парламенте государства Z принадлежит партии, которая провозглашает священность и неотчуждаемость естественных прав личности, равноправие всех граждан, ценность свободной рыночной экономики, неприкосновенность частной собственности, свободу предпринимательства.
Какова форма правления государства Z? Дайте полное название. Какой политический режим установился в государстве Z? Какой идеологии придерживаются сторонники партии, имеющей абсолютное большинство мест в парламенте государства Z?
Отвечают на вопросы

Скажите, что нам потребуется для решения этого задания?
Я предлагаю вам сделать это на нашем сегодняшнем уроке, но не просто вспомнить и применить, а создать в итоге такой продукт - буклет, который поможет Вам справляться с подобными заданиями в бедующем.
Работать мы будем следующим образом:
Вы будете поделены на три группы по рядам.
Все группы в течение урока должны поработать на трех станциях: Учитель, Онлайн и Творческая.
у каждого из вас будет свой маршрутный лист продвижения.
время работы на каждой станции - ограничено (6 минут); за это время вы должны постараться выполнить как можно больше заданий и занести свой результат в маршрутный лист.
отсчет времени ведется по часам; по истечению времени вы услышите сигнал, при котором вы должны закончить работу на текущей станции и перейти к следующей станции;
станции подписаны (на столах таблички с названиями станций),
на каждой станции размещен раздаточный материал для каждой группы - работа начинается со знакомства с инструкцией.
после прохождения последней станции - оставайтесь на месте.
Всем ученикам раздаются маршрутные листы продвижении, им предлагается их подписать (указать ФИО)
Проговорить маршрут

Вспомнить информацию, полученную на прошлых уроках и применить ее.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи станция УЧИТЕЛЬ
работа с карточками.
Укажите тип политической системы и приведите примеры страны с указанной системой.
Вытягиваю карточки и устно отвечаю на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл
Карточка 1
Описание: страна имеет двухпартийную систему, где президент является главой исполнительной власти, а Конгресс - законодательной. Система сдержек и противовесов гарантирует разделение полномочий между тремя ветвями власти.
Страна: США Россия
Тип системы: Демократия
Карточка 2
Описание: Страна находится под однопартийным управлением Трудовой партии, где лидер обладает практически абсолютной властью. Политическая оппозиция отсутствует, а деятельность граждан строго контролируется.
Страна: Северная Корея
Тип системы: Тоталитаризм
Карточка 3
Описание: Политическая система страны основана на власти короля, который контролирует все сферы государственной деятельности. Политические партии и выборы отсутствуют, а законы строятся на основе шариата.
Страна: Саудовская Аравия
Тип системы: Абсолютная монархия
Карточка 4
Описание: В этой системе президент и премьер-министр разделяют полномочия. Президент отвечает за внешнюю политику, а премьер-министр руководит правительством. Законодательный орган - двухпалатный парламент.
Страна: Франция,
Тип системы: Полупрезидентская республика
Карточка 5
Описание: страна является парламентской монархией, где монарх играет символическую роль, а реальная власть принадлежит парламенту. Премьер-министр возглавляет правительство и руководит страной.
Страна: Великобритания
Тип системы: Конституционная монархия
Карточка 6
Описание: страна имеет президента как главу государства и премьер-министра как главу правительства. Законодательная власть представлена двухпалатным парламентом - Государственной Думой и Советом Федерации.
Страна: Россия
Тип системы: Президентская республика
За правильный ответ 2 балл (максимально 6 баллов)
На станции учитель максимально 12 баллов
Задания выполняются по порядку, после выполнения - самопроверка, взаимопроверка.
Выставление баллов в маршрутный лист.
Станция онлайн
https://onlinetestpad.com/ru/testview/
600861-politicheskaya-sistema-obshhestva

перейти по ссылке и выполнить как можно больше заданий из теста
Результат занести в маршрутный лист.
(максимально 5 баллов)

Станция творческая
Задача (единая) оформить буклет по теме «Форма государства»
1 группа. Обложка. Буклет: «Форма государства» картинка
Внутренняя страница 1:
Заголовок: Форма правления
2. Группа. Внутренняя страница 2
Государственно-территориальное устройство
Группа 3. Внутренняя страница 3:
Политический режим
Мах - 6 баллов

Изготавливают буклет каждая группа - свой лист

4. Этап включения изученного в систему знаний

Итак, ребята, три станции позади. Задания выполнены и буклет готов.
Передайте его мне и давайте вернемся к нашей задачи. Ответе на вопросы этого задания.

А теперь давайте выполним это задание, используя наш буклет.
Скажите, ребята, помогает ли наш буклет в решении подобных задач?

Решают задачу.

Пояснение.
1.  Ответ на первый вопрос с пояснением: президентская республика.
2.  Ответ на второй вопрос: демократический политический режим / демократия.
3.  Ответ на третий вопрос: либеральная.

Подводя итог нашего занятия, скажите - определяет ли форма государства политическую систему? Отвечают.
Да, форма государства содержит в себе формы правления, формы государственно-территориального устройства и политические режимы, а следовательно определяет и политическую систему тоже.

5. Этап рефлексии учебной деятельности

Ребята, достигли мы своей цели? Получился у нас полезный продукт? Скажите, на какой станции вам лучше всего удалась работа, где вы чувствовали себя наиболее успешными?
А теперь посчитайте баллы в маршрутных листах и оцените свою работу.
Маршрутные листы сдайте
Урок окончен. Спасибо за работу!

Отвечают
23-19 -5
18-13-4
12-9-3

Домашнее задание

По уровням

Уровень 1: Базовый уровень

1. Дайте определение понятию "государство".
2. Назовите основные функции государства.
3. Приведите примеры разных форм правления (монархия, республика).

Уровень 2: Средний уровень

1. Опишите роль государства в обеспечении прав и свобод граждан.
2. Объясните различие между государством и другими институтами политической системы (например, партийной системой и судебной системой).
3. Приведите примеры того, как государство влияет на экономическую жизнь общества.

Уровень 3: Продвинутый уровень

1. Проанализируйте, как различные политические режимы (демократия, авторитаризм, тоталитаризм) отражают различные подходы к роли государства.
2. Исследуйте влияние международных организаций на государственную политику (например, ООН, ЕС).
3. Напишите эссе на тему "Государство как ключевой элемент политической системы".

Домашнее задание

Марштурный лист


a_id: 706162