Непрерывность и преемственность развивающего образования на этапе дошкольного и начального школьного обучения, как одно из условий перехода на ФГОС НОО

25.09.2024

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать,
зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
В.А.Сухомлинский

Одна из самых актуальных проблем современного учебно-воспитательного процесса - проблема преемственности. Вопрос об осуществлении преемственности не является новым, но каждый год эта тема рассматривается по-новому, в процессе внедрения новых технологий, методов и приёмов обучения. Современная педагогика диктует свои новшества в обучении, воспитании и развитии каждого ученика и чаще всего традиционные методы перекликаются с нетрадиционными.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования - важный этап преемственности детского сада и школы.

Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с теми социально-экономическими процессами, которые идут в нашем обществе. И в первую очередь - постоянно растущим потоком информации, постоянно изменяющимися условиями жизни и постоянно возникающими новыми требованиями к человеку. Сегодня мы знаем как никогда, что труднее всего в жизни стало реализовываться и быть уверенным в завтрашнем дне. А значит, основным условием успешности человека становятся в первую очередь его психологические качества, способность общаться и получать информацию.

А это значит, что сегодня школа ставит перед собой главную задачу - научить ребенка учиться!

Одно из условий непрерывного образования является - преемственность всех звеньев учебного процесса. Какие же условия по вопросу преемственности должна выполнить начальная школа в связи с переходом на федеральные стандарты?

  • определение общих и специфических целей образования на данных ступенях, построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую степень образования
  • связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, содержания, методов, средств,. форм организации).

Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального школьного возраста - это гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

Каждую осень мы в школе проводим семинар. На семинаре отмечаем основные направления деятельности - это преемственность программ, методов, принципов, приемов, это воспитательная работа, которая является приоритетным направлением - в духовно-нравственном и патриотическом воспитании.

- Преемственность традиций интеграции с социумом

- Система работы с родителями

- Организация здоровьесбережения

- Преемственность дополнительного образования

- Система сопровождения ребенка в детском саду и начальной школе.

- Мониторинг развития ребенка.

Во время своего выступления я обращаю внимание на задачи преемственности между этапами дошкольного образования и начальной школы, можно сделать вывод, что задачи перекликаются между собой. Для налаживания работы по преемственности прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования.

Детский сад

Начальная школа

Развитие коммуникативных способностей

Формирование любознательности, познавательного интереса

Формирование готовности к саморазвитию

Развитие познавательно-речевых способностей

Развитие творческого воображения

Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся, привлечение жизненного опыта детей;

Формирование высокой мотивации через включение детей в регулярную учебную поисковую деятельность;

Формирование познавательного интереса, развития способностей к рефлексии, самостоятельному критическому мышлению;

Развитие эмоциональной сферы и творческого воображения

На сегодняшний день нами составлен план совместных мероприятий:

  1. Знакомство учителя с будущими учениками.
  2. Экскурсии дошкольников в школу.
  3. Организация совместных интегрированных уроков дошкольников с первоклассниками.
  4. «Дни выпускника».
  5. Совместное участие первоклассников и детей старшей подготовительной группы в праздниках, играх-соревнованиях, эстафетах.
  6. Совместные трудовые десанты.
  7. Посещение воспитателями и учителями начальных классов уроков и занятий друг у друга.
  8. Совместные совещания, педагогические советы, круглые столы с участием педагогов д/с и учителей начальной школы.
  9. Проведение занятий в старшей группе учителем начальной школы.
  10. Проведение родительских собраний учителем с родителями будущих первоклассников.
  11. Проведение Дней открытых дверей в дошкольных образовательных учреждениях для учителей начальных классов, что помогает устанавливать доверительные и партнерские отношения между педагогам;
  12. Создание рабочих групп, которые разрабатывают методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждениях, учителей начальных классов и родителей.

Еще одним важным, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности например:

  • праздники, посвященные началу учебного года,
  • «Прощание с азбукой»;
  • «Книжная неделя»;
  • «Прощание с детским садом»;
  • «День защиты детей» и другие.

Можно организовать совместные акции:

  • «Школьные музеи дошкольникам»;
  • «Новогоднее чудо»;
  • «Мир глазами ребенка» и др.

Такие встречи активизируют интерес, любознательность, творчество, развивает положительные эмоции, приобщает ребенка к ценностям, здорового образа жизни.

В план по преемственности нужно включить следующие разделы:

  1. Круглый стол.
  2. Дни открытых дверей.
  3. Совместные педагогические совещания.
  4. Мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов по вопросам преемственности. Взаимопосещения.
  5. Экскурсии и целевые прогулки в школу.
  6. Шефская работа.
  7. Совместные конкурсы и праздники.
  8. Совместное проведение спортивных мероприятий.
  9. Забота о здоровье.
  10. Работа с родителями.

Принцип преемственности предполагает, что учебная деятельность, особенно на начальном этапе, осуществляется под непосредственным руководством администрации. При решении данной проблемы работа ведется по трем направлениям:

  1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей.
  2. Работа с детьми (воспитатель, психолог, учитель-логопед)
  3. Работа с родителями (воспитатель, психолог, учитель-логопед, учителя начальной школы).

Педагоги ДОУ и школы солидарны в том, что развивающему обучению свойственны формы работы, опирающиеся на совместную познавательную деятельность детей и педагогов. Меняются лишь функции педагогов в зависимости от возраста и этапа обучения. В детском саду полноценное включение ребенка в познавательную деятельность возможно лишь при сохранении игры, как ведущего вида деятельности. Поэтому построение занятий с детьми старшего дошкольного возраста совершенно отличается от школьных уроков (нет сидения за столами в течение всего занятия, преобладания механических упражнений и т.д.) В результате на выходе из детского сада мы получаем более активных, творческих и самостоятельных выпускников, способных к успешной адаптации к школьному обучению, умеющих самостоятельно находить решение ключевой проблемы урока, искать и предлагать алгоритм действий в новых условиях.


a_id: 705201