Урок чтения в 3-м классе по теме: "Что вызывает смех в народной сказке. Русская народная сказка "Яичко" (по системе развивающего обучения Л.В. Занкова)

14.03.2007

Пояснительная записка.

Мы часто задаём себе вопрос, мучаемся над ответом на него. Как ребёнку помочь стать личностью? Как развить в нём те, или иные качества? А надо ли на него отвечать. Каждый ребёнок это уже личность. Независимо от возраста. Ему надо только помочь открыть своё я, научить учиться, заинтересовать самостоятельно добывать знания.

Я стараюсь сделать учебный процесс таким для каждого ученика, чтобы он не мог не учиться, не мог не работать, не мог оставаться равнодушным к тем событиям, которые разворачиваются на уроке, и при этом делал бы всё это с желанием. И на каждом уроке он сделал бы своё открытие. Весь учебный процесс направлен на это.

Я считаю, что, прежде всего, необходимо научить детей владеть текстом, быстро читать и находить нужную информацию. Для этого на уроках чтения я провожу:

1. Артикуляционную зарядку.

Читаем буквы, слоги, слова с разной скоростью и интонацией. Скороговорки, чистоговорки. Провожу дыхательную гимнастику.

2. Тренировочные упражнения для расширения оперативного поля зрения.

Таблицы Шульте традиционно используются для диагностики и развития таких свойств внимания, как объём и распределённость. С успехом их можно использовать на уроках математики.

3. Слоговые таблицы, таблицы со словами.

Показ таблиц, дети смотрят на красную линию, а “боковым зрением” читают слоги или слова, воспроизводят их. Такую же работу можно провести и со словарными словами.

4. Чтение “Бегущая строка” - этот вид работы с текстом обеспечивает избежание регрессий (возрастного движения глаз).

5. Чтение “Спринт” - на скорость, с последующим подсчётом слов или во время чтения.

6. Чтение “до определённого слова” - слово называется, но не показываю его нахождения в тексте.

7. Чтение со звуковыми помехами (это музыка, голос учителя).

После выполнения задания дети встают. Это является здоровьесберегающим элементом в обучении.

8. Жужжащее чтение.

9. Чтение только с помощью движения глаз.

Все эти упражнения дают хорошие результаты и вызывают интерес у детей.

Виды чтения разные, каждый вид находит именно своего ребёнка, подходящий ему.

На своих уроках применяю различные упражнения на развитие творческого мышления. Приём театрализации – один из ключей к нравственному саморазвитию ребёнка, он приобщает его к искусству слова, мимике, жеста. Это тренинг общения со сверстниками и взрослыми. Нашим маленьким театром было поставлено несколько спектаклей “Теремок”, “Репка”, “12 месяцев”, “Пушкинский вечер”.

После такой работы дети становятся раскованными, способными к самостоятельному поиску и реализации своих идей. В этом году мои второклассники были готовы самостоятельно подготовить традиционный английский праздник “Хеллоуин” на русском языке, придумывали сценарии своих страшилок, которые мы потом показали родителям.

Этот приём включаю и в другие уроки.

Сочинение текстов – сказок, стихотворений, скороговорок.

На уроках математики – числовые цепочки, интересные задачи.

а) Составление рассказа по ключевым словам, смысловым рядам слов.

б) Антиципация (домысливание).

в) Приём пантомимы

г) “Зелёная точка” - для развития внимания, его концентрации.

Творческое путешествие. Это упражнение снимает напряжение с глаз, предотвращает переутомление.

Смена видов деятельности не допускает умственного перенапряжения и не допускает переутомления ребёнка.

Это то немногое, чем мы занимаемся с детьми на уроках. Люблю учить, люблю учиться.

Помогаю детям открывать себя. Хочу, чтобы на моих уроках дети были счастливы.

Цели:

  1. Обнаружить черты древних мифологических представлений в русской народной сказке “Яичко”. Выявить принцип кумулятивного построения (принцип накопления героев и событий).
  2. Развить навыки выразительного чтения и свободного высказывания в устной форме.
  3. Научить видеть недостатки и находить способы для их устранения.

Оборудование: Тексты сказок “Теремок” и “Колобок”, конверты с наборами прямоугольников, тексты для развития выразительного беглого чтения, рисунки дерева и персонажей сказки, учебник Н. Чураковой, Литературное чтение 1часть.

I. Организация класса.

  • Здравствуйте! Начинаем урок чтения.
  • Возьмёмся за руки и образуем замкнутую цепочку. Вы чувствуете тепло рук вашего соседа, его энергию добра и дружбы. Почувствуйте поддержку друг друга. Улыбнулись. Заняли свои места. Начнём работать.

II. Артикуляционная зарядка.

a. У козы рогатой
Чудные козлятки.
Но не хуже детки
У её соседки.

  1. Чтение текста “про себя”.
  2. Чтение отрывистое, словами, вслух.
  3. Чтение на одном дыхании, скороговоркой.

Определить к какому жанру относятся эти строчки? (стихотворение)

Первое предложение прочитать с постановкой логического ударения на каждое слово.

b. Упражнение для расширения оперативного поля зрения.

Дети читают по стрелке, а “боковым зрением” стараются прочитать слово полностью.

ОЗА ИТ ОТ
АРА К ОСА
ИРА УСТ ИНО

Дети смотрят в центр на букву К и по команде учителя читают слова “боковым зрением” по указке.

III. Вводная беседа.

  • С какими литературными жанрами мы уже знакомы?
  • В чём их особенность?

На доску вывешиваются слова миф, басня, сказка, “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.

Басня – поучает, в ней есть мораль (назидание, поучение)

Сказка – развлекает, в ней есть народная мудрость.

Миф – сказание, предание не для развлечения, а для пояснения и понимания того, что происходит в мире.

  • Сейчас вы услышите ещё одно произведение из третьей главы.
  • Вспомним, как называется эта глава?

“Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками”.

Вывешивается знак “Самый внимательный читатель”.

Ваша задача – определить литературный жанр и попробовать это доказать.

IV. Знакомство с произведением.

Читают подготовленные дети в лицах.

  • А сейчас мы исследователи.

На доску вывешивается знак “Настоящий исследователь”.

  • Отвечаем на вопрос (это сказка).
  • Кто может ещё что-то о ней сказать? (она похожа на сказку “Курочка Ряба”).
  • Кто может её рассказать?
  • Верно, эта сказка является прародительницей сказки “Курочка Ряба”, но называется она не так. “Яичко”.
  • Какая это сказка? (народная).
  • Верно. А какие признаки народной сказки вы можете назвать?

1. Присловье: Жили-были.

2. Повтор действий: 4 раза.

3. Традиционные герои: дед, баба, курочка, мышка и поп.

4. Волшебные предметы и помощники: мышка.

V. Физминутка.

Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.

VI. Чтение сказки классом.

  • Пришло время вам познакомиться с этим произведением.
  • Какое задание бы вы порекомендовали своим одноклассникам?

1. Жужжащее чтение.

  • Найти слова, требующие объяснения.
  • Найти признаки, соответствующие народной сказке.

На доску вывешиваются слова, даётся их объяснения:

КОРОМЫСЛО – предмет для ношения двух вёдер на плече, толстая изогнутая деревянная палка.

КВАШНЯ – жидкое тесто, опара.

ПОП – священнослужитель.

ПЕСТРО – пестрое.

ВОСТРО – острое.

МУДРЕНО – непонятно.

VII. Анализ произведения.

На доску вывешивается дерево, курочка, яйцо, баба, дед, мышка.

  • Прочитайте первый и второй вопросы.
  • Начнём с курочки. Важно ли для смысла сказки то, где именно она снесла яичко, и какое оно было?

(Конечно, важно: курочка снесла яичко “под полом” в Нижнем мире и то, что оно необычное и есть лучшее подтверждение – волшебный мир).

Выборочное чтение.

  • Кто ещё является персонажем этой сказки?

(поп, попадья, поповны).

  • Как они ведут себя? (прочитайте)
  • Как появляются новые персонажи в сказке?

(последовательно).

VIII. Исследовательская работа.

Что можно сделать с этими картинками: дед, баба, курочка, яйцо, мышка.

  • Расположить героев относительно дерева.
  • Где они должны располагаться?
  • Что смешно в этой сказке?

(Незначительное событие и нарастающая катастрофа).

Самый важный этап работы: композиция сказки (работа в парах).

  • У вас на столе лежит конверт и несколько текстов.

(Дети достают прямоугольники и тексты сказок “Колобок” и “Репка”).

  • Достаньте содержимое конвертов, подумайте и скажите, есть ли между всеми предметами и темой нашего урока связь, и какая?

(Слабым детям даётся подсказка).

IX. Вывод.

В сказках может выстраиваться цепочка героев и событий, которые последовательно друг за другом появляются в сюжете.

  • Как эта композиция сказки называется по-научному?
  • Давайте обратимся к кентавру Хирону за подсказкой.

Вывешивается знак “Кентавр Хирон”.

Сказка русская народная.

  • С каким жанром имеет сходство?

(с мифом)

Кумуляция – накопление.

Кумулятивная композиция.

Сказка смешная.

X. Итог урока.

  • Что на уроке понравилось?
  • Что нового для себя вы узнали?
  • На доску вывешиваются семь ступенек. С помощью сигнального фонарика покажите на какой ступеньке вы оказались после нашего урока по уровню полученных знаний.
  • Спасибо за урок! Вы хорошо поработали!

aid: 417713