Мотивирующая обучающая игра «Играем со словами – решаем интеллектуальные задачи»
Упражнения, представленные вашему вниманию, помогут ребёнку расширить фиксационное поле чтения, разовьют внимание, обогатят словарный запас ученика, разовьют его мышление. Упражнения данного вида способствуют развитию подвижности зрения, расширению поля чтения и стимуляции периферического зрения.
Предлагаются таблицы, в верхней строчке которых написаны слова (каждая буква в своей ячейке). Под словом находятся строчки таблицы, имеющие белые и серые ячейки. Ученики прочитывают заданное слово, а затем, используя только серые ячейки, двигаясь слева направо, прочитывают остальные слова - столько, сколько строчек в таблице. При чтении нужно постоянно держать в поле зрения буквы в верхней строчке, соотносить их с белыми и серыми ячейками и, пропуская белые ячейки, собирать слова из серых ячеек. Таблицы являются хорошим инструментом для развития концентрации и переключаемости внимания, так как содержат разные по длине и буквенной наполняемости слова.
Также предлагаются таблицы без выделенных ячеек. Ученик должен сам найти «спрятанные» слова. По условию это могут быть имена существительные, собственные и нарицательные, в единственном и множественном числе. Этот вид задания представляет собой головоломку, развивающую мышление, вербальную память, распределение и переключаемость внимания. С помощью чтения слов, «спрятанных» в таблицах, развивается орфографическая зоркость учащихся, так как в поле зрения в течение длительного времени находится слово, с которым идёт игра.
Дополнительные вопросы и задания к таблицам развивают ключевые компетенции и создают условия для развития способностей учащихся распознавать проблемы, которые можно решить с помощью знаний, полученных при обучении, формулировать эти проблемы на языке изучаемого предмета, анализировать использованные методы и решения, интерпретировать полученные результаты с учётом поставленной проблемы.
Прочитай слова в таблицах. Используй только серые ячейки.
№ 1.
Вопросы и задания к таблице.
- Ока - что это? Почему это слово надо писать с прописной буквы? (Имя собственное, название реки.)
- Какие реки России вы ещё знаете? (Волга, Обь, Лена, Иртыш, Днестр и др.)
- Как вы думаете, сколько рек в России? (Более 2,5 млн.)
- Найдите на карте России как можно больше рек.
- Найдите в словаре значение слова «ода».
(Ода - торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо историческому событию или герою.)
- Вставляя первую букву, попробуйте подобрать как можно больше новых слов. *ода
(Сода, вода, мода, года (мн. ч.))
Развиваются компетенция познавательной деятельности, компетенция интеграции знаний, компетенция гражданственности.
№ 2.
Вопросы и задания к таблице.
- Объясните значение слова «ступа».
(Тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-то пестом.)
- Пест - короткий тяжёлый стержень с округлым концом для толчения чего-либо в ступе. О том, кто постоянно мешает другим, действует не в лад, говорили: «как пест в ложках» (поговорка). Как вы думаете, почему? Почему сейчас мы редко встречаем это выражение?
- Когда говорят: «толочь воду в ступе»? (Заниматься пустыми разговорами, бесполезным делом.)
- Попробуйте нарисовать уступ (например, уступ карьера).
- Как вы думаете, почему нарисован кит? (Китовый ус - это гибкие роговые пластинки в пасти беззубых китов.)
- Когда так говорят? «И в ус не дует». (Когда человек ни о чём не заботится, не беспокоится.) «Намотай себе на ус». (Когда просят что-то запомнить с какой-то целью.)
- Помните, как хвастался Заяц - Хваста?
(- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.)
- А какая, собственно говоря, разница?
- Представьте себе, что заяц хочет показаться очень маленьким. Как бы звучала его речь?
Развиваются компетенция познавательной деятельности, компетенция интеграции знаний, компетенция самосовершенствования и саморазвития.
№ 3.
- Объясните значение слова «обод».
(Наружная часть колеса или часть какого-то предмета в виде кольца.)
Желательно показать обод решета и ободок для волос.
- Поставьте это слово в множественное число. (Ободья; ударение подает на второй слог.)
- У слова «свод» есть несколько значений. Узнай их из словаря.
(1) купол; 2) сведённые в одно целое материалы, тексты; 3) дугообразные перекрытия, соединяющие стены, опоры какого-нибудь сооружения, внутренняя верхняя часть чего- нибудь.)
- Назовите одним словом: свод неба - … (Небосвод)
- Выпиши две группы однокоренных слов.
Дождик льёт - кругом вода.
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водопровод.
Протекает небосвод -
На земле водоворот.
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
(1. вода, (от) вод, водопровод (первый корень), водоворот
2. подвода, водят, хоровод, водопровод(второй корень))
- К какой группе отнесём слово «свод»?
- Послушайте считалочку, которую сочинила Нина Пикулева.
Чики-чики-чики-да! Если мокрая вода, Почему же ты сухой? Ой!!!
Подберите к слову вода слова - признаки. Вода (какая?) …
Чики-чики-чики-доре!
Хорошо купаться в море!
Не боимся мы с тобой
Окунуться с головой,
Оп-па!
Развиваются компетенция гражданственности, компетенция познавательной деятельности, компетенция самосовершенствования и саморазвития.
№ 4.
- Объясните значение слова «патриот».
(Человек, преданный и любящий своё отечество, свой народ. В переносном значении - человек, преданный своему делу.)
- Когда так говорят?
- В поте лица - … (усердно)
- До седьмого пота - …(до изнеможения)
- Семь потов сошло - …(о том, кто очень устал, много работал)
- Определите род имён существительных ПАРИ и ТРИО. Вспомните ещё как минимум 5 несклоняемых имён существительных этого рода. (Метро, кино, безе, радио, пальто…)
- Если три исполнителя - трио, то четыре - ….(квартет).
А пять исполнителей - … (квинтет), 6 - сикстет, 7 - септет, 8 - октет, 9 - нонет.
- Прибавляя по одной букве к загадочному слову (имя существительное, именительный падеж, единственное число), можно получить слова следующего значения:
- Газообразное состояние
- Место отдыха
- Театральная принадлежность
- Теплица
(па- пар - парк - парик - парник)
- Являются ли эти слова родственными? Есть ли среди этих слов родственные слова? Составь предложение со словом «парник». Сравни слова «парник» и «напарник». Что общего? В чём различие?
Развиваются компетенция гражданственности, компетенция познавательной деятельности, компетенция ценностно - смысловой ориентации в мире, компетенция интеграции знаний, компетенция здоровьесбережения.
№ 5.
- Найдите ещё одно слово - название реки. Измените одну букву в слове, чтобы получилось устаревшее слово, то же, что и глаз.
- Когда так говорят? Видит око, да зуб неймёт (пословица). (Когда неневозможно получить то, что кажется доступным.)
- Объясните значение слова «овчар». (Работник, ухаживающий за овцами.)
Подберите родственные слова. (Овчарня, овчина, овца, овечка, овечья, овчинный и др.)
- Когда так говорят? И волки сыты, и овцы целы (пословица). (Когда приняли решение, которое удовлетворило всех.)
- Найдите в словаре значение слова «чарка». (Небольшой сосуд для питья вина.)
- Нарисуйте, как выглядит арка (у слова 2 значения).
Развиваются компетенция ценностно - смысловой ориентации в мире, компетенция интеграции знаний, компетенция познавательной деятельности, компетенция самосовершенствования и саморазвития.
№ 6.
- Найди в словаре значение слова «ниша». (Углубление в стене, в скате годы, берега.)
- Когда так говорят? Сумел найти свою нишу. (Слово «ниша» здесь используется в переносном значении: сфера какой-либо деятельности.)
- Найдите в словаре значение слова «манишка». (Часть одежды, пришиваемая на грудь мужской или женской одежды, например, кружевная манишка.)
Желательно показать, как выглядит манишка, а как выглядит жабо.
- Попробуйте найти ещё два слова - это имена детей.
- Если Катя - Екатерина, то Маша - …, а Миша - …
- Послушайте стихотворение-загадку К.И.Чуковского:
Марьюшка, Марусенька,
Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала:
Марьюшке - копеечку,
Марусеньке - копеечку,
Машеньке - копеечку,
Манечке - копеечку.
Вот какая добрая бабушка была!
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
(Бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - одна и та же девочка.)
- Посмотрите на своих одноклассников. Назовите друг друга нежными, ласковыми именами.
- Мишкой ласково называют медведя. Назови ласково:
- заяц …
- лиса …
- лягушка …
Развиваются компетенция познавательной деятельности, компетенция интеграции знаний, компетенция самосовершенствования и саморазвития, компетенция ценностно-смысловой ориентации в мире.
№ 7.
- Нарисуйте, как выглядит короб. Из чего обычно делали короб? (Короб - лубяное или берестяное изделие.)
- Про кого так говорят? Наврал с три короба. (Про того, кто наговорил много сомнительного, того, чему нельзя верить.)
- Кстати, слово «наврал» просторечное, не свойственное литературной речи. Каким словом его можно заменить?
- Найдите в словаре, кого раньше называли коробейником. (Торговец, вразнос продающий мелкие товары.)
- Как вы думаете, почему? Опишите, как мог выглядеть коробейник.
- Запомните, как пишется слово: рок-н-ролл. Какие ещё танцы вы знаете? (Твист, шейк, чарльстон и др.)
Работа со словом «коробейник» может служить стимулом для создания проекта «Торговля на Руси» и как итога проекта - праздничной программы «Коробейники».
Развиваются компетенция ценностно - смысловой ориентации в мире, компетенция интеграции знаний, компетенция самосовершенствования и саморазвития, компетенция общения и социального взаимодействия.
№ 8.
- Как можно прочитать слово ЖИЛА? (С ударением на первом и на втором слоге.)
- Что означают выражения жилистые руки, жилистое мясо? (Руки - с выступающими жилами, сухощавые; мясо - с жилами, сухожилиями.)
- Когда так говорят: «артистическая жилка»? (Когда у человека склонность к артистической деятельности.)
- Покажите на листике и на крылышках стрекозы жилки.
Развиваются компетенция познавательной деятельности, компетенция интеграции знаний, компетенция самосовершенствования и саморазвития, компетенция здоровьесбережения.
№ 9.
- Знаете ли вы, что булка - это пшеничный хлеб. Где, по-вашему, изображена пшеница?
- Прочитайте правильно: булочная, булочник. [шн]
- Найдите в словаре значение слова «бук». (Крупное дерево с гладкой светлой корой).
- Кого мы называем словом «бука»? (Угрюмого человека или фантастическое сказочное существо, которым пугают детей). Нарисуйте, как, по-вашему, выглядит бука.
- Попробуйте менять в слове «бук» букву, обозначающую гласный звук. Какие слова получатся? (Бак, бок, бык).
- Какое слово зашифровано? ***бук
- Знаете ли вы, что бамбук - это древовидный злак? Какие злаковые культуры вы знаете?
Развиваются познавательная компетенция, компетенция самосовершенствования и саморазвития, компетенция гражданственности.
Таблицы без выделенных ячеек. Сам найди «спрятанные» слова.
Список используемой литературы
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
- Козырева Л.М. Читаем сами. Тренируем технику чтения. Ярославль: Академия развития, 2010.
- Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. Москва: Чистые пруды, 2007.
- Жадаев Д.Н. Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания. Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
- Пикулева Н. Считалочки. Ярославль: Академия развития, 2010.