Урок-игра по теме "Законы Ньютона". 9-й класс

14.02.2021

Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона.

Цели урока:

  • В интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме, научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач, расширить кругозор учащихся, развить коммуникативные способности.
  • Воспитать чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

Задача: формирование самостоятельной и творческой деятельности.

Эпиграф к уроку:

Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше.
Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более камешек, чем другим: о океан неизвестного лежит передо мной.
Исаак Ньютон (1643-1727 гг.)

Оформление: таблицы, плакат с эпиграфом, портрет Ньютона, выставка литературы для дополнительного чтения.

Материалы: презентация к уроку, для учащихся путевые листы с кроссвордом и таблица работы для контроля знаний.

Подготовка к уроку:

Ребята делятся на две команды, равные по силам, выбираются капитаны команд. Перед уроком каждая команда изучает литературу по истории жизни и деятельности Ньютона, приносит книги на урок.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Проводиться он будет для учащихся 9 класса. Специфика этого урока заключается в том, они должны будут анализировать, обобщать и защищать свои выводы, объединившись в группы. Учащиеся 9 класса подошли к середине изучения раздела «Законы взаимодействия и движения тел».

Ход урока

Вступительное слово учителя

Учитель зачитывает и поясняет слова эпиграфа, отмечает, что по мнению Ньютона, законы были открыты «играючи». Просто необходимо было более внимательно отнестись к окружающему миру, полному неизведанного. Поэтому и урок, посвященный законам Ньютона, проводится в виде игры, которая позволит проявиться всем способностям учащихся, расширит их кругозор, научит видеть изученные на уроках закономерности в природе, поможет объяснить многие механические явления.

I. Конкурс "Доверяй, но проверяй"

Капитаны выбирают по два лучших экспериментатора в каждой команде, которые получают экспериментальные задания и приступают к их выполнению. Через несколько минут они представят классу сам опыт и анализ его результатов. Лучший доклад приносит победу команде, а докладчику- балл в личную «копилку».

Задание для первой команды. (презентация слайд №1)

Задание для второй команды. «Шарик, танцующий в воздухе» (презентация слайд №2)

II. Конкурс "Колесо истории"

(презентация слайд №3)

III. Конкурс "Головоломки"

(презентация слайд №4)

Головоломка для второй команды (см. рисунок )

Подсказка: Вырежьте затемненные клеточки в первом квадрате, наложите его на второй. Поворачивая его четыре раза, прочитаете слова Рене Декарта.

(Ответ: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир»).

IV. Игра «Интересные вопросы»

Команды задают друг другу интересные вопросы, подготовленные заранее. Дается время на обсуждение (1-2 минуты). За правильный ответ команде дается 1 балл, баллы в личном зачете присуждает капитан команды.

V. Блиц-турнир

Каждой команде задается по пять вопросов, на обсуждение каждого вопроса дается 10с. Кто быстрее и правильнее отвечает на вопрос, тот и победил. За победу присуждается балл.

(презентация №5)

VI. Подведение итогов. Награждение победителей

VII. Заключительное слово учителя

Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика- отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.

Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.

Домашнее задание: § 10-12, упр12(3)

Источники информации

1.«Физика» 9 класс, авторы А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Издательство «Дрофа» М. 2005.

2. О.И.Громцева Тесты по физике. Издательство «Экзамен», 2013.

3. В.А.Волков Универсальные поурочные разработки по физике Москва «ВАКО», 2013.

4. Составить синквейн, кластер, кроссворд.


aid: 686382