Роль и значение дополнительного образования в воспитании творчески развитой личности

14.01.2021

"Ни один воспитатель, какой бы неусыпной ни была его деятельность, не может руководить всей душевной деятельностью даже немногих воспитанников, поэтому он должен окружить их такой атмосферой, в которой они легко могли сами найти себе деятельность."
К.Д.Ушинский

Какую роль в современной российской школе играет дополнительное образование, в чем его значение? Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься  художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Именно в системе дополнительного образования легко создать условия для достижения основной цели воспитательной работы школы «раскрытие, развитие и реализация способностей учащихся».

Заполняя свободное временное пространство, ребёнка можно оградить  от праздного ничегонеделания, от опасных соблазнов уличного воспитания, преступных группировок, и т.д. Его можно увлечь интересными, плодотворными делами, дающими широкие перспективы в будущем.

Программы дополнительного образования в школе направлены на творческое развитие личности. Решение творческих задач в сотрудничестве с педагогом изменяет психологическую структуру образовательного процесса в целом, создается система внутренней стимуляции самого широкого спектра взаимодействий, отношений, общения между всеми участниками (нравится быть со всеми, увлекает общее дело, удовлетворяется честолюбие, проявляется гордость за себя и пр.).

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании  ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха» (Выготский Л.С.), помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, в художественной или хоровой студии, в спортивной секции он может оказаться в числе лидеров.

Я работаю учителем музыки,   веду  занятия в студии хорового пения как педагог дополнительного образования.  Хоровое пение является самой широкой и массовой школой музыкального воспитания и образования. Подлинное приобщение к миру хоровой музыки - непременное условие гармонического развития личности ребенка во все времена. Пение развивает художественный вкус обучающихся, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение - природная способность человека, а человеческий голос - самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.

Процесс хорового пения создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого ученика. В хоровом коллективе ребенок, подросток, чаще всего не замечает момента, когда именно он являются объектом педагогического внимания. Ученик окружен сверстниками, вместе с ними занят общим делом и не чувствует по отношению к себе какой-либо особой учительской заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

Участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;

Занимаясь в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора.

В процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива.

Во время обучения, дети знакомятся не только с лучшими образцами народного музыкального творчества, но и с лучшими образцами современной музыкальной культуры, духовной музыки, учатся исполнять и анализировать музыку.  Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:

  • развитие творческого воображения, музыкальной памяти;
  • умственное и эмоциональное развитие ребенка;
  • воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса  к музыке;
  • всестороннее развитие музыкального слуха - мелодического,  гармонического, ритмического, динамического, темпового;
  • развитие музыкальных способностей учащихся, певческого голоса:
  • формирование красивого естественного звучания, расширение
  • диапазона;
  • формирование певческой артикуляции, развитие певческого дыхания

Особое место уделяется концертной деятельности. Обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Также учащиеся выступают на районных, окружных и городских фестивалях и конкурсах. Это придает прикладной смысл занятиям вокальной студии. Обучение учеников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает юным вокалистам постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается  творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Занятие хора - комплекс учебных знаний, тесно связанный с другими учебными дисциплинами музыкального, эстетического и общеобразовательного циклов.

При знакомстве с хоровым произведением необходимо учитывать исторический период (эпоху, стиль), в котором оно было написано. Это важно для интерпретации хорового произведения и ведет к формированию художественно - эстетического вкуса.

Активное и заинтересованное отношение учащихся к хоровой музыке всецело зависит от метода работы педагога.  Главным требование является любовь к детям, к профессии, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокий уровень общения и нравственности, профессиональное владение разнообразными методиками обучения детей. Конечно, все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются упорной работой над собой.

Хоровые занятия — это взаимосвязь многих общеобразовательных дисциплин, истории, литературы, изобразительного искусства  и т.д. Они создают условия для гармонического развития личности подростка.

Музыка - один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над нами.  Хоровое пение, как область музыки - искусство уникальных возможностей. Ведь хоровое пение это тяга к самовыражению души человека.

Список литературы

  1. Алиев Ю.Б., Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки и хор. Класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студ. муз. фак.педвузов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 416с.
  2. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-336 с: ноты.
  3. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. М.,1983.
  4. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Л., Музыка 1980.
  5. П.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Институт психологии РАН. 1997.
  6. Криницына А.В. Возрастные и индивидуальные особенности формирования художественного мышления в младшем школьном возрасте // Педагогика искусства. № 2 2015.

a_id: 685725