Программа по ФЭМП через дидактические игры «Знайка» на 2019–2023 гг.

16.12.2020

На основе содержания каких программ разработана основная общеобразовательная программа МБДОУ

«От рождения до школы» Н.Е.Веракса.

Дополнительная литература

Рабочая программа составлена на основе программ:

  1. Е.В.Колесниковой
  2. В.П. Новиковой
  3. Л. Венгер, О.Дьяченко.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н.А.Арапова-Пискарева, 2007г.
  2. Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  4. Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое посо­бие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). — М.: ТЦ Сфера, 2005г.
  5. Математика в детском саду. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет. В.П. Новикова, 2006г.
  6. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет В.П. Новикова, 2008г.
  7. 7. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группы детского сада. Л.Венгер, О.Дьяченко, 2000г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учётом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой по формированию элементарных математических представлений.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. Решая проблемную ситуацию, ребёнок сравнивает и сопоставляет. Анализируя маленькие математические проблемы, ребёнок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу. Формирование элементарных математических представлений в конечном счёте есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Актуальность

Программа «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру» рассчитанный на детей, чей возраст: 3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет.

Гипотеза: регулярные специально организованные развивающие занятия по математике с детьми дошкольного возраста через дидактическую игру будут способствовать наиболее эффективному развитию мышления и познавательных способностей у воспитанников детского дома.

Цель программы: Оказание помощи воспитанникам детского дома в преодолении трудностей, связанных с развитием мышления и познавательных способностей дошкольника посредством дидактических игр.

Задачи программы:

  • сформировать первичные навыки мыслительной операции,
  • обогащать и активизировать связную речь,
  • формировать умение включаться в поисковую деятельность, осуществлять контроль собственных действий, получать результат и оценивать его;
  •  Приобщать к предмету в игровой и занимательной форме.
  • Задачи обучения по направлению программы:

Формирование представлений о числе и количестве:

  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
  • Упражнять в операциях объединения множеств, удаления из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.
  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
  • Познакомить с цифрами от 0 до 9.
  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.
  • Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
  • Познакомить с составом чисел второго пятка из единиц.
    Учить раскладывать числа на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
    Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
  • Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+), минус (-), равно (=).

Развитие представлений о величине:

  • Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
  • Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры), объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр).
  • Дать представления о весе предметов и способах его измерения (грамм, килограмм). Сравнивать вес предметов путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
  • Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

Развитие представлений о форме:

  • Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
  • Дать представление о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой.

Учить распознавать фигуры независимо

  • Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
  • Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
  • Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Развитие пространственной ориентировки:

  • Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
  • Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).

Развитие ориентировки во времени:

  • Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
  • Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
  • Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
  • Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

Формы организации учебного процесса:

Ребенок, попав в стены нашего детского сада, обследуется многими специалистами, в том числе и воспитателями по многим параметрам, для меня важны:

  • Уровень развития элементарных математических представлений у детей;
  • Умение играть;
  • Развитие речи;
  • Уровень самообслуживания у ребенка.

Прежде чем начать работу с ребенком по его математическому развитию, я провожу диагностику и на основе полученных результатов определяю по какой программе с ним буду заниматься и возраст не всегда имеет значение (т.е. если ребенок 5-6 лет не знает геометрических фигур, не отличает утро от вечера, я его обучаю по программе, порядком, ниже чем предусмотрено его возрастом (индивидуально, сжатая программа) и стараюсь за 1 учебный год наверстать упущенное).
Занятия данной программы проводятся как с группами детей, так и индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий с обязательным перерывом между ними. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.

А также на занятиях применяются:

  • подвижные игры,
  • элементы психомышечной тренировки,
  • продуктивные виды деятельности,
  • соревнования.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

Программа «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через дидактическую игру» рассчитана не только для развития детей с задержкой психического развития, а также может применяться с нормально развивающимися детьми.

Программа состоит из четырех блоков для детей разного дошкольного возраста:

Ожидаемые результаты

Таблица №1 Критерии результативности программы для детей 3-4 года (младшая группа)

Критерии

1

Количество и счет

  • сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много,
  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов.
  • понимать и использовать в речи слова: столько- сколько, поровну, больше, меньше.
  • понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него.
  • называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов.
  • согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным.

2

Геометрические фигуры

  • знать геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник.
  • знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
  • владеть приемами обследования зрительно-двигательным путем.
  • иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
  • видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

3

Величина

  • сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.
  • использовать в речи результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий).
  • выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

4

Ориентировка во времени

  • различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
  • различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.

5

Ориентировка в пространстве

  • различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо.
  • обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу.
  • двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад.

6

Логические задачи

  • продолжать учиться решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.

Таблица №2.Критерии результативности программы для детей 4-5 лет.

Критерии

1

Количество и счет

  • считать в пределах 5, пользуясь правильными приемами счета (называть числительные по порядку, указывая на предметы, расположенные в ряд; согласовывать в роде, числе и падеже числительное с существительным; относить последнее числительное ко всей группе).
  • писать цифры по точкам.
  • соотносить цифры с количеством предметов.
  • понимать отношения между числами в пределах 5.
  • отгадывать математические загадки.
  • знать порядковый счет в пределах 5, различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счету?».
  • устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.
  • знать стихи, загадки, считалки, в которых присутствуют числа.

2

Геометрические фигуры

  • знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • знать геометрические тела: шар, куб, цилиндр.
  • иметь представление о том, что фигуры могут быть разного размера.
  • уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

3

Величина

  • сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине (5 размеров).
  • употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький» и т.д.).
  • выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

4

Ориентировка во времени

  • различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.
  • различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.
  • отгадывать загадки о частях суток, временах года. Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.
  • различать понятия: быстро, медленно.

5

Ориентировка в пространстве

  • учиться различать правую и левую руку, раскладывать счетный материал, считать правой рукой слева направо.
  • учиться обозначать словами положение предмета относительно себя.
  • учиться ориентироваться на листе бумаги.

6

Логические задачи

  • продолжать учиться решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Таблица №3. Критерии результативности программы для детей 5-6 лет

Критерии

1

Количество и счет

  • иметь представления о числах и цифрах до 5.
  • иметь представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.
  • считать по образцу и названному числу.
  • научиться понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
  • научиться воспроизводить количество движений по названному числу.
  • писать цифры от 1 до 10.
  • уметь отгадывать математические загадки.
  • знать математические знаки +, -, =, <, >.
  • уметь записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
  • уметь различать количественный и порядковый счет в пределах 10.
  • составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
  • знать, как из неравенства сделать равенство.
  • устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
  • решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
  • знать стихи, загадки, считалки, пословицы, в которых упоминаются числа и другие математические понятия (части суток, дни недели, времена года и др.).

2

Геометрические фигуры

  • знать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • уметь видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.
  • запомнить геометрическую фигуру — трапецию.
  • преобразовывать одни фигуры в другие (путем складывания, разрезания, выкладывания из палочек).
  • ознакомиться с тетрадью в клетку.
  • рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
  • рисовать в тетради в клетку символические изображения предметов из геометрических фигур.
  • выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, трапецию.
  • выкладывать символические изображения предметов из счетных палочек (домик, лодка, елочка).

3

Величина

  • научиться располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине, используя соответствующие определения («большой», «поменьше», «еще поменьше», «самый маленький»; «широкий»,

4

Ориентировка во времени

  • иметь временные представления о частях суток, временах года.
  • называть последовательно дни недели, определять, какой день недели был вчера, какой будет завтра.
  • узнавать названия месяцев.
  • ориентироваться в пространстве.
  • уметь ориентироваться на листе бумаги.
  • определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу.
  • уметь ориентироваться в тетради в клетку.

Общие требования к воспитанникам по окончании курса:

Ребенок активно стремится к познанию окружающей действительности, проявляет широкую любознательность. Он испытывает интерес ко всему новому, неизвестному, задает взрослым множество вопросов о самом себе, о прошлом и будущем, об устройствах мира. Ребенок строит догадки, рассуждают, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций, экспериментирует, радуется и удивляется собственным открытиям. Может следовать инструкции взрослого, действовать по заданному образцу, планировать свою деятельность. Обнаруживает способность достигать цели, концентрировать усилия на получении качественного результата, при необходимости устраняя ошибки и недоделки.

Виды контроля:

  • диагностика,
  • наблюдение,
  • рефлексия.

Объемы и сроки изучения курса.

Данная программа рассчитана на четырехгодичный курс развития.

    1 год: 20 занятий (1 раз в неделю)
  • 2 год: 36 занятий (в неделю 1-2 занятия)
  • 3 год: 36 занятий (1-2 раза в неделю)
  • 4 год: 70 занятий (3-4 раза в неделю)

См. продолжение Программы

Приложения


aid: 685460