Формирование экологической культуры старших дошкольников через исследовательскую проектную деятельность

27.02.2007

“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”

А.А. Плешаков

Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов, прогулок, я заметила, что у некоторых детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура.

Проанализировав ситуацию, решила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирование экологической культуры старших дошкольников.

В качестве примера хочу предложить экологические исследовательские проекты.

Эколого-оздоровительный проект

“Чистота – залог здоровья”

Цель: Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; о зависимости жизнедеятельности живых организмов от чистоты окружающей среды; потребность в поддержании чистоты окружающей среды; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе; эстетическом преобразовании действительности.

Проблема для детей: что и как нужно делать, чтобы природа и люди были здоровы.

Участники: воспитатель, дети, родители, эколог, руководитель ИЗО.

Время проведения проекта: в течение года.

Средства реализации проекта:

  • Обсуждение понятий “Чистота – залог здоровья”, “Чистота – половина здоровья”.
  • Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о здоровье, гигиене, бережном отношении к природе.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы.
  • Игры-драматизации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
  • Викторина “Чистюли” (уход за домом, одеждой, поведение на природе).
  • Домашнее задание (родители и дети) “Что ещё должно быть чистым?”.

Вывод: чем больше загрязняется природа – хуже здоровье человека, меньше животных, растений.

  • Наблюдение “какой мусор и сколько его остаётся после прогулок?”.
  • Акция “Чистота вокруг нас” (по сбору мусора на территории детского сада, с родителями: во дворе).
  • Акция “Чистое утро” (начиная с гигиенических процедур, наведение чистоты в группе, на участке, территории детского сада).
  • Рисование плакатов в защиту окружающей среды (ИЗО, с родителями).
  • Соревнование между группами детского сада “самый чистый участок”, “Самый зелёный участок”.
  • Оформление фотоальбома.
  • Выставка рисунков.

Предполагаемый результат: Осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды (территории детских садов, дворов).

Результативность проекта: у детей заложены навыки поддержания чистоты в различных местах: дома, в группе, на участке детского сада, во дворе, на природе.

Дети вместе с родителями приняли активное участие в выставке рисунков, в рисовании плакатов в защиту окружающей среды.

Привлечено внимание как детей, так и родителей к тому, что чистота окружающей среды важная часть составляющая здоровье человека и всего живого на Земле. Сформирована осознанная потребность детей и взрослых в практическом поддержании чистоты окружающей среды (территории детского сада, дворов), необходимости здорового образа жизни.

Исследовательский проект

“Мусор”

Начат: апрель 2006г.

Исследовательский этап: апрель-сентябрь 2006.

Обобщающий этап: октябрь 2006 г.

Актуальность темы: Привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение в практическую природоохранную деятельность.

Цель педагога: Сформировать у детей осознанную экологическую культуру, представление о чистоте окружающей среды, как о важной составляющей здоровья и всего живого на Земле; воспитание бережного отношения к природе. Развивать экологическое сознание детей, исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы.

Цель детей: В ходе исследовательских действий понаблюдать, что происходит с мусором различного происхождения через определенное время. Куда девается мусор? Может ли этот мусор навредить природе, её обитателям? В результате практических действий с бросовым материалом использовать как вторсырьё для изготовления поделок.

Проблема:

1. Что происходит с мусором природного и искусственного происхождения.

2. Что нужно сделать с мусором, чтобы он не загрязнял окружающую среду.

I. Подготовительный этап.

  1. Обратить внимание на мусор, который мы выбрасываем каждый день дома, в детском саду. Куда он девается? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берётся? Есть ли рядом мусорные баки, урны, куда можно выкидывать мусор, не загрязняя среду?
  2. Чтение и обсуждение литературы по проблеме. Стихотворение “Мусорная фантазия” А. Усачёва. Сказка “Серая шапочка и Красный волк” Н.А. Рыжовой.

II. Исследовательский этап.

  1. Прогулка по экологической тропинке с целью нахождения мусора.
  2. Наблюдение “Что происходит в природе со старыми листьями?”
  3. Беседа о дождевых червях, их поиск в природе.
  4. Сбор мусора на экологической тропинке.
  5. Сортировка собранного мусора:
    • металлический
    • пластиковый
    • бумажный и т.п.
  6. Рассматривание мусора, выявление путей попадания его в природу. Может ли этот мусор как-нибудь навредить природе, её обитателям?
  7. Беседа о том, куда девается этот мусор? Что с ним произойдёт через год?
  8. Запись предложений детей.
    Света Г.: “Я думаю, мусор сгниёт и исчезнет”.
    Максим С.: “Мусор так и останется, его лучше закапать”.

  9. Закапывание разного вида мусора:
  10. а) упаковочные материалы;
    б) пищевые продукты;
    в) опавшие листья; для дальнейшего наблюдения за ними.

  11. Периодическое откапывание мусора и наблюдение за тем, что с ним происходит.
  12. Занесение результатов исследований в специальную таблицу.

Вид мусора

Стекло зелёного цвета

Полиэтиленовый пакет

Пластиковая бутылка

Металлическая бутылка

Обёрточная бумага

Апельсиновая кожура

Яблочная кожура

Картофельные очистки

Время захоронения: апрель 2006г.

               
Июль 2006г.

без изменений

без изменений без изменений без изменений помялась и стала мягкой, мокрой легко рвётся исчезла исчезла небольшие кусочки нашли с трудом

сентябрь 2006г.

без изменений без изменений без изменений без изменений небольшие трудно определяемые остатки нет нет нет
  1. По окончанию работы по проекту, уборка оставшегося мусора в мусорные баки.

III. Обобщающий этап.

  1. Выяснение с детьми, куда могли пропасть листья?
  2. Что произошло с пищевыми отходами?
  3. Обсуждение результатов исследования.

Мы в апреле мусор взяли,
На участке закопали.
И чего там только нет!
Есть обёртки от конфет,
Есть кожурки от картошки,
Апельсиновых немножко,
Целофана есть немало,
Даже банка из металла,
И бутылка из пластмассы!
Мы узнать решили это!
Ну во что вся эта масса
Превращается за лето?!
Лето целое прождали,
В сентябре всё раскопали…

Дети делают свой вывод по исследуемому проекту.

Серёжа С.: “От апельсиновой кожуры. От картошки ничего не осталось, всё исчезло в земле”.

Юля М.: “ Банка заржавела, пакеты и стекло такие же и остались.”

Вывод: природные объекты перерабатываются естественным путём, искусственные – нет.

  1. Составление правил поведения в природе и природоохранных знаков, на основе собственных исследований и выводов.
  2. Знакомство родителей с результатами исследований.
  3. Семинар-практикум для родителей “Игрушки из отходов”
  4. Оформление эскиз схемы “Что происходит с мусором?”

Заключение: В результате исследовательской деятельности и наблюдений, мы пришли к выводу, что мусор искусственного происхождения засоряет окружающую среду, его нужно собирать в специально отведённые места (мусорные баки и т.п.) или использовать в качестве вторсырья для изготовления поделок из бросового материала.

Помните:

Бумага брошенная вами будет лежать более 2-х лет.

Консервная банка – более 30 лет.

Полиэтиленовый пакет – более 200 лет.

Стекло – 1000 лет.

Литература:

1. Грехова Л.И. “В союзе с природой”.

2. “Дошкольное образование” №16-2001г.

3. Мереньянова О.Р. “Формирование у детей основ экологической культуры”

4. “Начальная школа” №7-2001г.

5. Николаева С.Н. “Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве”.


a_id: 415833