Особенности учебной мотивации учащихся второй ступени национальной школы

26.02.2007

Мотивационная сфера человека достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики важно было подобрать такие методики диагностики, которые отражали бы наиболее существенные компоненты в мотивации. Поэтому нами были выбраны тесты “Исследование школьной мотивации” и “Методика, изучающая мотивации учения подростков”, беседы с учащимися и учителями, наблюдения, изучение показателей успеваемости. Всего было изучено 162 старших подростков, учеников 7-9 классов бурятской национальной школы. По итогам исследования получено:

Виды школьной мотивации % от всего числа учащихся
1. Мотив долга 42,2%
2. Мотив родительского одобрения 16,3%
3. Мотив учительского одобрения 11,5%
4. Мотив групповой ориентации 15,3%
5. Честолюбивый мотив 6,7%
6. Познавательный мотив 32,6%
7. Прагматический мотив 60,6%
8. Эмоциональный мотив 11,5%

Здесь мы видим преобладание у подростков-бурят прагматического мотива (прагматизм – это то, что дает практические, полезные советы) – 60,6%, т.е. здесь проявляются традиционные для бурят особенности, как конформность и практичность. У достаточно большого числа подростков-бурят имеется мотив долга, что также указывает на этнические особенности. Только третье место занимает познавательный мотив (32,6%), когда подростки, овладевая учебной деятельностью, раскрывают в ней все новые аспекты, способные удовлетворить их потребности. Что очень приятно, для данных подростков удовлетворение учебной деятельностью возрастает по мере усложнения предмета, увеличения в нем творческих компонентов, позволяющих подростку проявлять личную инициативу, реализовать багаж знаний и умений. Затем следуют мотивы родительского одобрения (16,3%) и групповой ориентации (15,3%). В первом случае мы видим значимость родителей и старших, традиционно характерной для бурят. Во втором случае необходимо отметить, что для подростков-бурят, также как и для подростков других народов, важно общение со сверстниками, их одобрение и принятие. У старших подростков (по сравнению с младшими) сильнее развита способность к взаимному пониманию. Не будет лишним подчеркнуть, что наименьшее значение получено по честолюбивому мотиву (честолюбие – чрезмерная жажда почестей, стремление к почетному положению – что никогда не одобряется бурятами) – 6,7%.

По следующей методике мотивация старших подростков выглядит следующим образом:

Виды мотиваций %
1. Самоопределение 18,2
2. Познавательные 15,4
3. Узко практические 4,3
4. Саморазвитие 18,7
5. Общение с учителем 8,3
6. Общение со сверстниками 14,8
7. Самоутверждение 16,9
8. Избегание неприятностей 3,4

Из таблицы видно, что для подростков-бурят важное значение имеют мотивации, стимулирующие стремление к дальнейшему развитию, такие как саморазвитие, самоопределение, самоутверждение.

Таким образом, мотивация старших подростков представляет собой “сплав” движущих сил поведения в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, ценностей. У подростков-бурят сохраняются традиционные ценности – ценности родства, ценности веры и уважения старшего поколения, но самое главное, ценности знания и образованности.

Общеизвестно, что для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного плана. Они понимаемы, как жажда знаний, стремление к расширению кругозора, систематизации знаний.

Дальнейшим нашим шагом явилось изучение успеваемости подростков, задействованных в исследовании. Из наблюдаемых старших подростков 29% учатся без троек. Когда мы рассмотрели мотивацию данных хорошистов: оказалось, что важными для них являются как познавательные мотивы и мотивы, стимулирующие дальнейшее развитие личности подростка, так и социальные мотивы (мотивы долга, одобрения окружающих). В ходе анкетирования было выявлено, что для большинства из них характерно стремление к знанию, получению образования. Также при беседе ученики отмечают, что обязательно хотят учиться дальше, и большинство из них уже имеют определенное профориентационное направление. Полученные выводы подтверждают и беседы с учителями и родителями, наблюдение за учебной деятельностью подростков.

Несомненно, успешность обучения старших подростков в школе зависит от характера учебной мотивации. Причем, для подростков-бурят социальные мотивы играют столь же важную роль, что и познавательные мотивы. Поэтому для каждого отдельного подростка необходим со стороны педагогов индивидуальный подход с учетом особенностей его мотивации. Выявить характер мотивации, смысла учения для старшего подростка – значить определить меры влияния на познавательный интерес и способы мотивирования познавательной активности учащихся в конце обучения на второй ступени школы.

Итак, при изучении особенностей учебной мотивации современных подростков-бурят, учащихся II ступени национальной бурятской школы, по различным методикам было выявлено, что для большинства из них характерно стремление к знанию, получению образования. Для них важны социальные, внешние мотивы, когда они действуют в силу долга, традиции, обязанностей, но вместе с тем характерны и познавательные мотивы и мотивы, стимулирующие дальнейшее развитие, особо необходимые в учебной деятельности. Вышеперечисленные особенности требуют от педагогического коллектива национальной бурятской школы определенной работы по развитию интеллектуально-познавательных мотивов у современных подростков – учащихся школы. Их активность может быть обусловлена самой учебной деятельностью, но и обновлением содержания обучения образовательных учреждений.

Таким образом, успешность обучения старших подростков в школе зависит от характера учебной мотивации. Причем, для подростков-бурят социальные и познавательные мотивы играют одинаковую роль в процессе учебы.


aid: 415741