Формирование личностных универсальных учебных действий кадет во внеурочной деятельности

22.04.2020

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на современном этапе развития важнейшей задачей системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться» [2], способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные) стали показателями гармоничного развития личности, обеспечивающими широкие возможности для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Также в Федеральном государственном образовательном стандарте внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание. Она организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, социальное.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения обучающихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Основные задачи организации внеурочной деятельности:

  • выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
  • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса ОКВК. Часы, отводимые на нее, используются по желанию кадет и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Внеурочная деятельность в Омском кадетском военном корпусе проходит только через совместную деятельность педагогов, воспитателей и кадет, воспитанников друг с другом, в которой идет присвоение, а не просто узнавание кадетами ценностей. При этом процесс охватывает и пронизывает собой все виды и учебной и внеурочной деятельности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности обучающихся позволяет создать единое образовательно-развивающее пространство, которое способствует возникновению благоприятных условий для развития личности воспитанников.

Одной из важнейших задач построения внеурочной деятельности в Омском кадетском военном корпусе является формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся. К ним относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья; осознание своих трудностей и стремление к их преодолению; освоение новых видов деятельности; участие в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Условием эффективного формирования личностных УУД является умение воспитателя увидеть в кадете различные стороны его личности – не только лишь недостатки, но прежде всего его положительные качества и способности, суметь максимально раскрыть их и помочь сформировать уверенность в своих силах. Также искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей воспитания, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время в конкретном коллективе для конкретного кадета принесут наибольший успех.

С целью решения поставленной задачи (формирование личностных универсальных учебных действий обучающихся) педагоги включают кадет в разнообразные виды внеурочной деятельности.

Так, кадеты 7-8 классов принимают активное участие в процессе планирования и реализации деятельности самоуправления: наряды, дежурство, изучение мнений кадет по различной тематике, участие в общественной жизни.

Целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знаний осуществляется в процессе проектно-исследовательской деятельности в течение учебного года, а также в период Летней школы по профилям: физико-математический, информационно-математический, социально-гуманитарный, оборонно-спортивный, духовно-нравственный, общекультурный.

Развитие устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания является главным результатом участия в различных олимпиадах и конкурсах, соревнованиях. Также здесь идет закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия, развитие ключевых компетентностей кадет.

Формированию готовности к выбору профильного образования содействует участие кадет в деятельности научного общества «Поиск» (секции: математика и информатика, иностранные языки, история и филология, естественные науки, музыкальное и изобразительное искусство).

Умение строить жизненные планы, готовность к выбору будущей профессии развиваются у кадет в дополнительном образовании по направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, научно-техническое, эколого-биологическое, физико-математическое.

Ориентация на ценность здоровья, позитивную моральную самооценку, общественно полезную деятельность происходит в рамках участия в различных проектах, например, в мероприятиях месячника, посвященного ЗОЖ.

Формированию экологического сознания, признанию высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, ориентации в системе моральных норм и ценностей способствует включение кадет в социальную акцию «Реки впадают в моря».

Формирование основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями, также развитие творческих способностей происходит в процессе работы кадет над материалами журнала «КАДЕТка», газеты «Будни кадета».

Развитие потребности в самовыражении и самореализации, участия в общественной жизни, социальном признании осуществляется через включение кадет в деятельность по подготовке и проведению различных общественных мероприятий в ОКВК, например, вечер, посвященный 137-летию со дня рождения Д.М. Карбышева, празднование 205 годовщины со дня образования ОКВК, торжественное мероприятие «Последний звонок» для кадет выпускного курса, театрализованное представление «С наступающим Новым 2018 годом!» и т.д.

Большую ценность во внеурочной деятельности представляют конкретные мероприятия воспитательной работы, например, игры или викторины. Игра - очень эмоциональная деятельность, ей принадлежит большая роль в формировании личностных УУД. Во время игры кадеты действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение участников и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем, необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств - выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Воспитанники усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Кадеты учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. То есть, игра является «одним из способов освоения обучающимся мира и отношений в нем, способом самоутверждения» [1] кадета, способом формирования личностных УУД. Она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности.

Таким образом, многообразие складывающихся в образовательно-развивающем пространстве межличностных отношений дает возможность для приобщения кадет к социальному опыту, опыту эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, овладению опытом творческой деятельности, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.

Список литературы

  1. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД// Справочник заместителя директора школы. – 2012.– №3.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897.

a_id: 681263