Использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности
«Для педагога особенно важно знать своеобразие пути,
по которому он должен повести ребенка.
Именно для того, чтобы дефективный ребенок
мог достичь того же, что и нормальный,
следует применять совершенно особые средства.»
Л.С.Выготский (2 слайд)
(Слайд 3) Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов и форм обучения, контроль знаний учащихся в настоящее время актуальна и для специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
В 2017-2018 учебном году я начала работать учителем биологии в коррекционной школе. Наблюдая за обучающимися в первый год работы, (после простоя были набраны новые классные коллективы, со всего района) я заметила, что дети на уроках проявляют пассивность. Внимание и работоспособность у них снижены. Основная масса детей в работу включались, но очень медленно, а некоторые дети вообще проявляли полное безразличие к предмету. На уроках дети отвлекались, могли разговаривать на отвлеченные темы или просто рисовали на листочках. И тогда у меня возник вопрос, что делать? Как заинтересовать детей? Я начала штудировать литературу искать нетрадиционные методы и приемы, которые смогли бы помочь активизировать познавательную деятельность школьников.
(Слайд4) По мнению многих авторов (Т.М.Лифановой, М.П.Мирочника, В.Г.Печерского, Н.Ф.Талызиной), одним из наиболее действенных факторов, способствующих повышению активности и самостоятельности учебной деятельности, является программированное обучение, а точнее его элементы.
В работах Мирочника М.П приводятся данные об эффективности использования программированных заданий на уроках биологии. На основании своих исследований Мирочник М.П. сделал следующие выводы: что использовать следует отдельные элементы; применять можно на всех этапах урока; необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся и оказывать дифференцированную помощь; при необходимости наглядности для выполнения задания, оснастить урок должным образом.
(Слайд 5) Программированные задания при обучении детей с нарушением интеллекта должны, по словам В.Г.Печерского, соответствовать некоторым требованиям:
- Включать в себя вполне конкретную учебную задачу.
- Содержать достаточно полную конкретную или обобщенную – для разных групп обучающихся ориентированную основу умственных действий.
- Содержательно и методически соответствовать уровню подготовленности обучающихся, особенностям их познавательной деятельности, т.е находиться в зоне ближайшего развития.
- Иметь в своем содержании оперативные приемы, обеспечивающие обратную связь.
(Слайд 6) Почитав литературу выше представленных авторов, я решила применить данный метод в своей работе.
Элементы программированного обучения я использовала в течение двух лет в разных классах (6,7,8,9) и по разным темам.
Изначально, с целью выявления уровня сформированности познавательной деятельности я провела наблюдение с детьми 7 класса в начале 2018-2019 учебного года по методике Домишкевича С.А.
По результатам наблюдения было выделено 3 уровня сформированности учебно – познавательного компонента.
Таблица 1.1
Распределение умственно отсталых обучающихся 7 класса по уровням сформированности учебно-познавательного процесса, %
Испытуемые |
Уровни познавательной деятельности |
||
низкий |
недостаточный |
достаточный |
|
Умственно отсталые школьники (n=7) |
28 |
44 |
28 |
Обучающиеся низкого уровня познавательной деятельности плохо понимали смысл программированных заданий.
Обучающиеся недостаточного уровня выполняли задания под контролем взрослого, нуждались в организующей помощи. Усвоение нового действия требовало многократного показа. Продуктивная учебная деятельность повышается, ребенок старается добиться необходимого результата.
Обучающиеся достаточного уровня проявляли учебную мотивацию (или ее элементы). Самостоятельно выполняют задания и могут самостоятельно найти ошибки. Справляются с усложненными заданиями.
На первых этапах применения элементов программированного задания я сталкивалась с некоторыми трудностями: низкий уровень техники чтения, не понимание инструкции (по вертикали, горизонтали, поставить «+» на месте пересечения и т.д). Сначала я применяла задания одного типа (например, перфокарты), затем вводила уже другие виды программированных заданий.
В результате применения элементов программированного обучения, я сделала выводы, что:
- Использование элементов программирования на этапе первичного закрепления или при проверке знаний позволяет экономить время урока, за несколько минут можно выяснить, как усвоили дети материал урока.
- При использовании программированных заданий я реализую принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности и доступности обучения.
- Заполнение перфокарт, выполнение цифровых и буквенных заданий способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти и моторики учащихся.
- Однако надо всегда помнить о необходимости сочетания использования программированных заданий с традиционными методами обучения школьников с нарушениями развития.
- На начальных этапах обучения целесообразно пользоваться одним видом программирования. Это сэкономит время на инструкции о технике выполнения задания.
- Наиболее эффективными для проверки знаний являются использование: перфокарт; перфоконвертов; буквенных и цифровых заданий; тестов.
- Наиболее эффективно применение программирования на этапах закрепления и проверки знаний.
- В течение урока на выполнение программных заданий отводить не более 5–10 минут учебного материала.
- Наиболее оптимальным является наличие в задании не более 8 вопросов, а для слабых – не более 4–5.
Далее я предлагаю посмотреть некоторые примеры программированных заданий, которые я использую при работе с детьми 8 класса по теме «Млекопитающие».
(Слайд 7) Тема: «Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих»
Этап: первичное закрепление.
Вид: программированное задание «пометь крестиком».
Задание (на карточке): Пометьте крестиком (х) характерные черты млекопитающих:
- наличие волосяного покрова;
- ноги расположены по бокам;
- наличие слуховых отверстий;
- наличие век с ресницами;
- ноги расположены под туловищем;
- наличие наружных ушных раковин.
(Слайд 8) Тема: «Внутренние органы млекопитающих»
Этап: первичное закрепление.
Вид: программированное задание (перфоконверт).
Задание: прочитайте вопрос, выберите правильный ответ из числа предложенных и при пересечении вопроса и ответа поставьте условный знак (+).
Внутренние органы млекопитающих
| Вопросы | Питательные вещества |
Ротовая полость |
Почки |
Легкие |
Сердце |
Где происходит измельчение пищи? |
|
|
|
|
|
Что переносит кровь от пищеварительных органов к другим органам? |
|
|
|
|
|
Куда поступает кровь, богатая кислородом из легких? |
|
|
|
|
|
Куда поступает воздух при дыхании? |
|
|
|
|
|
Что относится к органам выделения? |
|
|
|
|
|
(слайд 9) Тема: «Хищные звери»
Этап: первичное закрепление.
Вид: программированное задание «Найди пару».
Задание: к каждому из названий зубов хищника из первого столбика найдите пару-функцию, которую они выполняют, из второго столбика. Каждую пару соедините стрелкой.
| Резцы | Перекусывают прочные сухожилия, кости |
Клыки |
Соскабливают мясо с костей |
Хищные зубы, коренные зубы |
Умерщвляют добычу |
(Слайд 10) Тема: «Дикие пушные хищные звери»
Этап: проверка знаний.
Вид: программированное задание с использованием учебной книги.
Задание: используя текст учебника и рисунки к нему, укажите пушных хищных зверей из перечисленных ниже животных. Ответ запишите цифрами.
Пушные хищные звери:
- Волк
- Лиса
- Соболь
- Заяц
- Норка
- Медведь
- Рысь
- Лесная куница
(Слайд 11) Тема: «Парнокопытные»
Этап: закрепление.
Вид: программированное задание с использованием учебной книги.
Задание: используя текст учебника, заполните перфокарту «Парнокопытные».
| Группы животных Характерные черты |
Парнокопытные |
|
жвачные |
нежвачные |
|
Наличие массивного туловища и высоких ног |
|
|
Пищу проглатывают, не пережевывая |
|
|
Пищу пережевывают коренными зубами |
|
|
Желудок состоит из нескольких отделов |
|
|
Желудок однокамерный |
|
|
Наличие крупных клыков |
|
|
(Слайд 12) На обобщающих уроках биологии я часто использую тестовый контроль. Это могут быть тесты с открытыми и закрытыми ответами, онлайн тесты.
Умелая организация выполнения программированных заданий (дозировка, дифференцированный подход) увеличивает значение коррекционной работы, позволяет систематически контролировать знания школьников на уроке и формировать у них установку на неизбежность проверки, что дисциплинирует и приучает их постоянно готовиться к уроку.
(Слайд 13) Проработав 1,5 года, систематически используя элементы программированного обучения, я снова провела диагностику с обучающимися уже 8 класса, результаты стали следующими:
Таблица 1.1
Распределение умственно отсталых обучающихся 7 класса по уровням сформированности учебно-познавательного процесса, %
Испытуемые |
Уровни познавательной деятельности |
||
низкий |
недостаточный |
достаточный |
|
Умственно отсталые школьники (n=8) |
14 |
28 |
58 |
(Слайд 14) Сравнительные результаты я вынесла на график.

Рис.1.1. Уровни сформированности учебно-познавательной деятельности у школьников с интеллектуальными нарушениями (%)
И в заключение хочу сказать, что, глядя на график видно, что применение элементов программированного обучения положительно сказывается на познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Мы видим, что распределение умственно отсталых школьников уровням сформированности учебно-познавательной деятельности изменилось, прослеживается динамика. Количество обучающихся имеющих низкий уровень учебно -познавательной деятельности уменьшилось, а количество детей, имеющих достаточный уровень учебно-познавательной деятельности увеличилось. Дети стали более успешны, уверенны в себе, они перестали испытывать страх при проверке знаний, стали более самостоятельны.
(слайд 15) Но самое главное у детей появился интерес к предмету. Дети начали принимать в областных олимпиадах для коррекционных школ, показывая неплохие результаты.
Но, как говорится, всего должно быть в меру. Чрезмерно увлекаться использованием программированных заданий на уроках коррекционной школы нельзя, поскольку не всякий материал по биологии можно запрограммировать, также он ограничивает речевое общение между учителем и обучающимися, а это снижает коррекционное значение речи как средства развития мышления и его регулирующей функции в процессе обучения.
К тому же длительная самостоятельная работа очень быстро утомляет умственно отсталых учащихся.
Спасибо за внимание!
Список литературы
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М., 2000.
- Гритченко Р.С. Активизация познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках естествознания // Дефектология. – 1990. - №3
- Мирончик М.П. Элементы программированного обучения по естествознанию во вспомогательной школе // Дефектология. – 1986. - №6.
- Худенко Е.Д. Наглядно-практические и другие методы обучения на уроке естествознания во вспомогательной школе // Дефектология. – 1990.
- Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе // Ступени. – 2000. – №1.
- Шелкунова О.В. Элементы программированного обучения как способ формирования биологических знаний и умений у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Трудности развития у детей: диагностика и коррекция: Материалы межрегиональной конференции факультета специальной педагогики и психологии. – Иркутск, 2006.
- Шелкунова О.В. Методические основы преподавания биологии в специальной (коррекционной) школе. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2017.