Развитие проектной культуры обучающихся на занятиях образовательной области "Технология" (опыт изготовления сложных сувениров из древесины из древесины)

16.05.2020

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня национальный проект «Образование» особое внимание уделяет формированию проектной культуры обучающегося, т.к. современный уровень развития страны, ориентир на занятие лидирующих позиций во всех сферах жизнедеятельности, предъявляет новые требования, к вступающим в жизнь молодым людям (готовность и способность к саморазвитию, проявление высокой социальной и профессиональной мобильности и инициативности, умение самостоятельно решать встающие перед ними задачи), делают необходимым включение проектной культуры в число наиболее важных результатов образовательного процесса.

В этом контексте проектную культуру определяют как "социально- значимую, творческую деятельность субъектов образовательного процесса во всех доступных им сферах " (В.А.Ченобытов), а также как "пространство для творчества, активизирующее формирование познавательных способностей учащихся, эмоционально-ценностного отношения к миру и к себе, проявляющихся в социокультурных и образовательных практиках" (О.А.Ческидова).

Проектная культура, с позиций педагогики включает 4 компонента:

  • Ценностно-мотивационный;
  • Когнитивный;
  • Деятельностный
  • Коммуникативный.

Все указанные компоненты нашли отражение в требованиях к результатам образования, закрепленных в ФГОС ООО.

Таблица 1. Требование к результатам освоения ООП ООО образовательной области «Технология»

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности, как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. Сформированность научного мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды приобретения опыта научно-
направленной деятельности1.

Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать, все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Формирование технологической культуры труда, овладение методами решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих образовательной области «Технология».

____________________

1 Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт Основного Общего Образования приказ Минобрнауки от 26.07.2017.

Федеральный государственный образовательный стандарт основан на системно-деятельностном подходе и открывает широкие перспективы для развития практико-ориентированного обучения, то есть такого вида обучения, целью которого является формирование у учащихся умений, востребованных сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной деятельности, и понимания того, где, как и для чего полученные умения употребляются на практике.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов содержания; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска учащихся.

Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни.

Идеи практико-ориентированного обучения в полном объеме реализуются в процессе изучения образовательной области «Технология», в которой особая роль отводится проектному методу обучения, ориентированному на творческую самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной и объективной новизной, имеющих практическую и теоретическую значимость. Суть метода в том, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить проектное задание.

В образовательной области «Технология», использование метода проекта способствует формированию у обучающихся основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации. Вырабатывает у обучающихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, такие как:

  • креативность;
  • критическое мышление;
  • коллаборация;
  • коммуникация.

При изучении школьного курса технологии, начиная с 5 класса, ученики знакомятся с различными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления изделий, в том числе и с древесиной, еѐ свойствами, технологией обработки.

Дерево – один из самых универсальных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. Древесину можно резать, строгать, расщеплять, гнуть, прессовать, окрашивать, морить, травить и обжигать. И, конечно, мастера всегда привлекала легкость и прочность материала, своеобразная красота текстуры отдельных пород деревьев2. Любое изделие из древесины всегда изготовляли с учетом ее физико-механических свойств. Порой даже в самом простом изделии встречалось несколько пород дерева. Изготовление сувениров из древесины не только развивает мелкую моторику, но и воображение, образное и проектное мышление.

____________________

2 Федотов Г.Я.В. Волшебный мир дерева. - М.,1987.

Художественная обработка древесины относится к декоративно-прикладному искусству, которое играет особую роль в жизни людей, так как наиболее полно связано с жизнью и бытом человека.

Декоративно-прикладное искусство участвует в формировании материальной и духовной среды, отображает мировоззрение людей, их религии, эстетические идеалы. Особой формой существования декоративно- прикладного искусства являются народно-художественные промыслы. Значительное место в художественных промыслах России занимает производство сувениров3. Возникновение его связано с изготовлением изделий для собственных нужд и на продажу.

____________________

3 Барадулин Василий Алексеевич Художественная обработка дерева. Декоративно-прикладное творчество/ Барадулин В.А. Москва: Леспромбытиздат, 1986.

Разработка конструкции и реализации идеи сувенира, технологии его изготовления, наладка оборудования, инструментов и приспособлений, а также каждый параметр качества деталей являются в процессе изготовления задачами анализа, планирования и контроля. Для того чтобы учащийся мог их решить, учитель знакомит его с основными параметрами качества, а также с методами и условиями их достижения. Наряду с практическими умениями обучающиеся изучают сюжеты и мотивы, символику, национальные традиции. Обучающиеся видят свой конечный результат – сувенир, который они сделали своими руками, вложили в него душу. Создание прекрасного своими руками повышает самооценку, воспитывают нравственно.

В результате работы с древесиной на занятиях технологии создаются условия для развития мотивационно-смысловой сферы, укрепления ценностного стержня ученика. Обучающиеся осваивают новые знания и виды деятельности, участвуют в вертикальной (учитель-ученик) и горизонтальной (ученик-ученик) коммуникации. Таким образом, практико-ориентированное обучение, на занятиях технологии, активизирует процесс формирования проектной культуры.

См. продолжение статьи


aid: 680499