Использование ЭОР на уроках истории

22.08.2019

Одной из важных задач реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения является работа по формированию универсальных учебных действий учащихся. «Программа развития универсальных учебных действий(программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на:

  • овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ». 

Бесспорно, одним из эффективных средств при формировании таких умений организации системно-деятельного подхода в образовательном процессе выступают электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе способствует интенсификации учебного процесса, его оптимизации, повышению интереса учащихся к изучению предмета, реализации идеи развивающего обучения, увеличению объёма самостоятельной работы. ЭОР можно использовать на любом этапе урока, как при объяснении нового материала, сопровождая урок анимированными рисунками и картами, так и при закреплении и повторении знаний, включая в урок тренажеры.

Существуют различные классификации электронных образовательных ресурсов:

  •  по типу среды распространения и использования: интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
  • по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
  • по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
  • по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.

Существует ряд сайтов, (www.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://katalog.iot.ru, http://ndce.edu.ru), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы. Существуют три типа электронных учебных модулей: модуль получения информации; модуль практических занятий; модуль контроля.

Курсы истории Древнего мира, Средневековья, Новой и Отечественной истории в электронных учебниках представлены в широком информативном спектре - энциклопедические сведения, документальный и источниковый аппарат, насыщенный глоссарий, контрольный блок. Обучающихся сначала опрашиваю по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала обучающиеся парами садятся у компьютера, начинают работать со структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. С помощью ЭУ выполняются практические задания, осуществляется поиск информации для ответа на проблемный вопрос. 

Например на уроке истории в 6 классе при изучении темы «Батыево нашествие на Русь» я применяла электронное приложение к учебнику «История. Россия с древнейших времен до конца XVI в.», изд. Просвещение, которое можно скачать также по ссылке http://catalog.prosv.ru/item/6593. Учащиеся работали с интерактивным атласом приложения, после чего полученные знания применили в печатных контурных картах, закрепляли и проверяли знания в тренажерах. Фактологический материал был закреплен при помощи онлайн-платформы Lecta (

При изучении темы «Зарождение демократии в Афинах» (5 кл.) на этапе актуализации знаний учащиеся выполняют практический модуль «Древнейшая Греция». Модуль позволяет закрепить осмысление темы «Древнейшая Греция». Работа подобного рода вызывает у учащихся особенный интерес, так как эти задания можно выполнять на интерактивной доске SmartBoard (сенсорный экран), самостоятельно «перетаскивая» объекты, в данном случае, на карте, при выполнении интерактивного тестирования можно видеть результаты своей работы. Электронные образовательные продукты не занимают большую часть урока, а наоборот, позволяют сэкономить время на различных этапах, например, во время устного опроса всегда можно проверить свой ответ запустив, сконструированную модель.

В условиях реализации ФГОС ученик сталкивается с большим объёмом информации, которую предлагает учитель или добывает сам ученик. Задача учителя состоит в выборе оптимальной формы представления данной информации. На своих занятиях я использую разные приемы визуализации, которые помогают:

  • поддержать познавательную деятельность;
  • увидеть ранее скрытый смысл;
  • изменить перспективу видения и найти новую точку зрения;
  • запомнить информацию.

В настоящее время задача учителя не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Литература

  1. Вольнова С., Медников Н. Творчество на экране// История. – 2008. - №5. С.36-39.
  2. Гукова В.В. и др. История. 5-11 классы: технология современного урока. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Суркова Н.Б., Яровая О.А. История. 5-8 классы: интерактивные методы преподавания. – Волгоград: Учитель, 2010.

aid: 675618