Педагогический проект "Пропедевтика ранней профориентации дошкольников посредством современных образовательных технологий"

11.12.2017

Краткая аннотация проекта

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

В авторском проекте представлен системный подход к организации профориентационной работы с дошкольниками. Проект рассчитан на 4 года. Разработано перспективное планирование по теме. Отобран материал для работы с родителями воспитанников. Разработаны игры с применением современных образовательных технологий.

Пояснительная записка

Актуальность проекта

Обновление содержания дошкольного образования в начале XXI века связывается, прежде всего, с повышением качества процесса обучения на основе актуализации личностного потенциала ребенка. Гуманистическая парадигма актуализирует интерес к детской личности, что обеспечивается использованием личностно-ориентированных технологий обучения. Инновационные образовательные технологии перспективны, поскольку преимущества технологий личностно-ориентированной направленности заключаются в их нацеленности на развитие творческого потенциала личности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, повышении роли самостоятельной деятельности обучающихся.

В 2014 году в Челябинской области разработан и запущен образовательный проект «ТЕМП», который схематично выглядит как «Технологии +Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В нем были выделены четыре организационно-управленческих блока: 

  • Т - требования времени; 
  • Е – единство целей и задач; 
  • М – мотивация и стимулирование; 
  • П – пути решения и приоритеты деятельности.

Реализуя данный проект в дошкольных учреждениях, особое внимание обращается на раннюю профориентацию дошкольников.

Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: «Для родителей» или «Чтобы получать пятерки» и практически невозможно услышать ответ «Для себя». А ведь дети уже с младшего дошкольного возраста могут понимать, что учатся для себя и своего будущего. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал, для чего учится в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом. К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней профориентации детей:

  • Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
  • Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
  • Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
  • Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Цель и задачи проекта

Цель проекта:

  • Обеспечить преемственность в профориентационной работе между детским садом и школой для дальнейшей реализации регионального образовательного проекта ТЕМП.

Задачи проекта:

  • Изучение психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольника о профессиях
  • Создание условий для осуществления профориентационной работы с дошкольниками
  • Формирование различных знаний о мире профессий, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности
  • Способствование переходу родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Ожидаемые результаты работы:

  • Сформированность у детей обобщенного представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • активизация познавательной деятельности дошкольников, повышение интереса к профессиям взрослых;
  • развитие чувства уважения к людям разных профессий;
  • развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
  • повышение уровня мотивации у родителей к участию в образовательном процессе ДОУ.
  • пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности
  • разработка пособий по ранней профориентации дошкольников на основе современных образовательных технологий

Тип проекта:

  • По доминирующему методу: практико-ориентированный.
  • По продолжительности: долгосрочный
  • По характеру контактов: внутригрупповой во взаимодействии с семьей и социумом
  • По количеству участников: фронтальный.

Презентация проекта.

Презентация к проекту.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Методическое:

  1. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2004. – 207 с.
  2. Воспитание, образование и развитие детей 4-5 лет в детском саду: Метод. руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
  3. Гризик Т.И.. Познавательное развитие детей 2 – 7 лет: метод. пособие для воспитателей / Т.И. Гризик. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
  4. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста: методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / под ред. М.Л. Семёновой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 76 с.
  5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие.; Под ред. М.Б. Ивановой. – Балашов: изд. Николаев, 2004. – 47 с.
  6. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Програм.-метод. Пособие. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 144 с.
  7. Планирование работы в детском саду с детьми 5-6 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [Т.И. Гризик, И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2012. – 207 с.
  8. Планирование работы в детском саду с детьми 6-7 лет: метод. рекомендации для воспитателей / [И.Г. Галянт, Г.В. Глушкова Т.И., Гризик и др.; науч. ред. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.
  9. Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие – Самара : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.
  10. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьева]. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.b17.ru/article/profeccionalnaya_orientaziya_doshkolniko/
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2012/12/07/rannyaya-proforientatsiya-doshkolnikov
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/12/15/konsultatsiya-dlya-roditeley-tema-proforientatsiya
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/08/metodicheskoe-soprovozhdenie-raboty-po-ranney-proforientatsii
  5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/01/19/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chtenie-literatury-kak
  6. http://rutube.ru/video/fbcb18ab22201b957e3d27d6e64c1837/
  7. https://urok.1sept.ru/articles/501160/
  8. http://dohcolonoc.ru/cons/3585-iz-opyta-raboty-detskogo-sada-po-organizatsii-proforientatsii-i-oznakomleniya-doshkolnikov-s-zheleznodorozhnym-transportom.html
  9. http://www.moi-detsad.ru/konsultac125.htm
  10. http://ndou82.narod.ru/prof.htm

Материально-техническое:

  1. Аудиотека «Песни о профессиях».
  2. Мультимедийное обеспечение: презентации, видеофильмы, мультфильмы.
  3. Картотека стихов и загадок о профессиях.
  4. Диагностико-дидактическое:
  5. Обучающие карточки «Профессии».
  6. Д/и «Узнай профессию».
  7. Лото в картинках «Семья и профессии».
  8. Д/и «Кому что нужно?».

Планирование проектной деятельности

№ этапа

Содержание

Сроки реализации

I

Подготовительный: Изучение психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях»

Психологические аспекты формирования ранних представлений ребенка о профессиях.

Периодизация возрастного развития человека Е.А. Климова

Современные образовательные технологии

Сентябрь-октябрь 2014 года

II

Практический: Реализация проектной деятельности

Модуль «Знакомство с профессиями детского сада»

2014-2015 учебный год

Модуль «Кем работают родители?»

2015-2016 учебный год

Модуль «Знакомство с профессиями родного села»

2016-2017 учебный год

Модуль «Знакомство с современными профессиями Уральского региона»

2017-2018 учебный год

III

 

Заключительный

Промежуточный итог реализации проекта

Корректировка развития проектной деятельности

Сентябрь 2016 года

Общий итог реализации проекта

Определение перспектив проектной деятельности

Апрель–май 2018 года

Продолжение описания проекта


aid: 667591