Детско-взрослый проект "Организация социальных проб как условие актуализации коммуникативной компетенции воспитанника детского дома"
Актуальность
На сегодняшний день важным направлением работы детского дома является постинтернатное сопровождение. По результатам мониторинга выявлен низкий уровень коммуникативной компетенции у воспитанников-выпускников: нежелание идти на компромисс; дети не пытаются понять другого, встав в его позицию; не умеют конструктивно реагировать в проблемной ситуации, они обидчивы, перекладывают ответственность за происходящее на других, вместо желания самому проявить инициативу и справиться с возникшей проблемной ситуацией.
Эти проблемы взаимоотношений затем проецируются в семейной жизни воспитанников и при трудоустройстве.
Несмотря на активный интерес ученых к проблеме формирования коммуникативной компетенции, обнаруживается дефицит практик, технологий в развитии коммуникативной компетенции наших воспитанников.
Поэтому был разработан проект «Организация системы социальных проб как условие актуализации коммуникативной компетенции воспитанника детского дома».
Цель проекта: развитие коммуникативной компетенции воспитанников.
Задачи проекта:
- Развивать умение вступать в социальные контакты, действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, слушать и слышать собеседника;
- Развивать адекватные социальные эмоции на проблемные ситуации (снижение агрессивности, обидчивости).
Целевая группа: воспитанники и сотрудники детского дома.
Место проведения: Детский дом.
Ожидаемые результаты
Определены три умения коммуникативной компетенции на развитие которых направлена деятельность проекта:
- умение вступать в социальные контакты, регулировать ситуации взаимодействия, а также достигать преследуемые цели;
- действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия;
- снижение агрессивных поведенческих реакций, обидчивости в проблемной ситуации.
Команда проекта:
- педагог-психолог;
- инструктор по физической культуре;
- 2 воспитанника детского дома.
Мониторинг: 2 раза в год
Сроки реализации: долгосрочный
Риски: отказ детей и взрослых от участия в предложенных мероприятиях.
Ресурс:
- помещения для организации мероприятий;
- оргтехника (компьютер, принтер, фотоаппарат, магнитофон, проектор);
- творческие способности детей и педагогов детского дома.
Описание деятельности внутри проекта: кратковременное мероприятие (пятничная пятиминутка), проходящее один раз в неделю. Каждый воспитанник путем жеребьевки выбирает себе пару из числа сотрудников. Воспитанник не может поменять выбранного путем жеребьевки напарника. Если сотрудник по какой-либо причине (отсутствие желания, занятость и т.д.) отказывается проходить испытание, воспитанник должен попытаться договориться и убедить взрослого в необходимости выполнения задания или их пара автоматически проигрывает.
Задача образовавшейся пары состоит в том, чтобы совместно выполнить предложенное задание.
В плане предусмотрено чередование интеллектуальных и спортивных мероприятий (Приложение 1).
По окончанию мероприятия выбираются три пары наиболее успешно прошедшие испытание. Критерии оценивания каждого мероприятия могут меняться.
План
№ |
Подготовительный этап |
Создание инициативной группы |
|
Обсуждение проблемы с воспитанниками детского дома |
|
Анкетирование «Психологический климат в коллективе» |
|
Презентация проекта целевой группе |
|
Основной этап |
|
Пятничная пятиминутка (1 раз в неделю) |
|
Мониторинг (2 раза в год) |
|
Анкетирование «Психологический климат в коллективе» (3 раза в год) |
|
Отчетная презентация о состоявшихся мероприятиях проекта (1 раз в квартал) |
|