Формирование индивидуальной траектории обучения при изучении математики на уровне НОО
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) могут использоваться для достижения самых разных целей обучения: для изучения нового учебного материала и получения новых знаний; для отработки умений и навыков; для подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам; для проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля; для реализации дистанционного обучения и пр. Большое значение ЭОР в образовательном процессе школы неоднократно подчеркивается как требованиями ФГОС НОО, так и ПООП НОО.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
Хочу представить вам возможность применения на уроках математики онлайн-сервиса Matific (www.matific.ru) <Рисунок 1>.

На сайте можно найти огромное количество игр по математике, ориентированных на школьников 1-6 классов. Упражнения составлены в соответствии со школьной программой, можно подобрать задания для любого уровня. Учителя сами выбирают материалы и следят за успеваемостью своих детей. Уроки построены так, чтобы любая теоретическая проблема стала понятней на практике: почти в любой игре есть возможность менять параметры, крутить рычажки, экспериментировать.
Matific – это онлайн-сервис, содержащий огромное количество интерактивных, занимательных и простых в использовании заданий по математике, которые научат детей любить математику. Данный сервис позволяет учителю вести мониторинг успеваемости каждого ученика и всего класса в области математики, педагогики, информационных технологий с учетом ФГОС и привязаны к популярным учебникам по математике в России. Достаточно выбрать учебник, который используется в школе, главу учебника – и Matific предложит соответствующие задания <Рисунок 2>.

Matific разработан для того, чтобы сделать изучение математики увлекательным для детей и облегчить труд, позволяет автоматически проверять и оценивать знания. При регистрации в качестве учителя вся школа и все учителя получают бесплатный доступ ко всем заданиям и инструментам. Ученики получают бесплатный доступ в школе. В домашних условиях им по желанию дается бесплатная пробная версия с последующим специальным предложением, если они зарегистрируются через школу.
Учителю предлагается для отслеживания успеваемости несколько видов отчетов, как всего класса, так и для каждого ученика в отдельности, которые можно сохранить в формате электронных таблиц <Рисунок 3>.

Для учителей предоставлены многочисленные вспомогательные инструменты, такие как:
– управление доступностью заданий для учеников, возможность назначить выбранные задания для работы в классе или домашней работы и скрыть от учеников остальные задания;
– режим презентации, позволяет использовать их для объяснения нового материала на интерактивной доске.
– режим вещания заданий на экраны компьютеров всего класса, что может применяться как для объяснения нового материала, так и для совместной работы с классом над отдельными заданиями;
– списки воспроизведения (плей-листы), включающие заранее определенный набор заданий, которые ученик должен выполнить в определенной последовательности <Рисунок 4>;

– методические рекомендации по использованию заданий на уроках математики, которые содержат объяснение задания, варианты объяснения нового материала перед классом на интерактивной доске с использованием данного задания, примерную схему, а также активизировать самостоятельную учебно-поисковую деятельность учеников.
Matific включает сотни игровых упражнений, которые называются “эпизодами”. Детям нравится часами играть в эпизоды и в этом процессе самостоятельно изучать математику. Matific предлагает адаптивную поддержку на нужном уровне. Каждый эпизод длиться от 5 до 15 минут и посвящен одному точно определенному математическому понятию, навыку или идее <Рисунок 5>.

Так же в этой программе содержатся интерактивные тесты, разработанные для отработки набора соответствующих практических навыков, а также для контроля освоения учениками этих навыков. Как эпизоды, так и тесты являются адаптивными <Рисунок 6>.

Matific не преследует цели вобрать в себя полностью процесс обучения математике в школе, но главная его задача – повысить эффективность уроков математики и обеспечить учителей мощными образовательными инструментами. Как показывает практика, обычно учителя используют 2-3 эпизода Matific в течение урока, проводя его в смешанной форме и чередуя фронтальный метод преподавания с самостоятельной и учебно-поисковой деятельностью учеников.
Одна из самых любимых игр это "Не дай шару упасть"<Рисунок 7>.

Есть эпизоды на сложение и вычитание с использованием числовой прямой в качестве модели. Представлена балка с пронумерованными отверстиями. В распоряжении имеются пружины, от которых шар отскакивает влево или вправо на указанное на пружине число отверстий. Размести пружины на подходящие места так, чтобы шар попал в сетку.
Следующая занимательная игра это "Соедини трубы" <Рисунок 8>. Суть задания дойти от определенного числа до другого (не обязательно от нуля), и даны несколько труб. Иногда они могут в сумме не дать нужный результат, и приходится опять же "возвращаться", отнимать. У этой игре, вроде, нет большого уровня сложности, в ней максимум - счет до 20.

“Купи игрушку” это, наверное, любят все дети! Нужно выбрать игрушку в магазине и заплатить указанную цену, используя деньги достоинством 1, 10 и 100.
Следующая игра “Поедание вишни” <Рисунок 9>, арифметических действий разного уровня довольно много. Этот эпизод на вычитание в пределах от 0 до 10. Показана тарелка вишен. Сначала сосчитай, сколько вишен на тарелке. Затем чудик съедает определенное число вишен. Сосчитав оставшиеся вишни, требуется узнать, сколько вишен было съедено.

Была рада поделиться с вами своими знаниями, всего доброго. До встречи!
Список использованной литературы
- Шматков М. Н. Современный урок математики в начальной школе с использованием электронного образовательного ресурса: портал [Электронный ресурс] / М.Н. Шматков // Онлайн-сервис Matific. – 2013. – URL: : http://blogrussia.matific.com/2015/06/30/современный-урок-математики/. (15.03.2017)
- Тарасова Н.В. Электронные ресурсы в образовательном процессе: портал [Электронный ресурс]/Н.В. Тарасова. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2016/06/08/elektronnye-resursy-v-obrazovatelnom-protsesse/.(15.03.2017).
- Matific — интерактивная математика: портал [Электронный ресурс]//Математика легко. URL:https://matematikalegko.ru/online-obuchenie/matific-interaktivnaya-matematika.html/. (15.03.2017).
- Matific – сервис для изучения математики c 1 по 6 класс: портал [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://at5.ru/matific/. (15.03.2017).