Оценка эффективности использования методов самоконтроля учащихся 12–13 лет на занятиях физической культурой
Современный всевозрастающий динамизм социокультурной ситуации, обусловливает непротиворечивое требование системе общего образования на воспроизводство социально адаптированной мобильной личности, обладающей совокупностью социально-значимых компетенций, детерминирующих жизнеспособность и жизнестойкость человека, успешность в реализации социальных функций (гражданин, семьянин, работник), непрерывное развитие.[6] Обучающиеся 12-13 лет представляет особую социальную группу с характерными специфическими условиями жизнедеятельности. В этот период жизни происходит изменение социального статуса и прежнего стереотипа поведения, мышления, организации учебной деятельности. Это требует интенсификации психологических, физиологических процессов и мобилизации физических резервов организма, что требует применения и использования врачебно – педагогических методов наблюдения за влиянием нагрузки на организм обучающегося. С этой задачей продуктивно справляется метод самоконтроля.[1] Самоконтроль позволяет учащимся нивелировать неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм.[2] Редукция научной литературы поспособствовало определить цели, задачи и методы исследования самоконтроля учащихся. В исследовании приняли участие ученики 6-7 классов в количестве 203 человек. С учащимися был проведён теоретический урок, на котором, до них была доведена информация о необходимости участия в исследовании. Соглашаясь с И.А. Зайцевым и Ю.Л. Кислициным [5] мы определили, что самоконтролем являются – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом. Цель самоконтроля – это самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за состоянием своего организма, физическим развитием, влияние на него физических упражнений и спорта. Исходя из цели самоконтроля, определились его задачи:
- Расширить знания учеников о физическом развитии.
- Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.
- Ознакомить учеников с простейшими доступными методиками самоконтроля.
- Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, для коррекции нагрузки при занятиях физической культурой и спортом.
Для самоконтроля учащимся рекомендуется использовать соматометрические показатели (масса тела, окружность талии, плеча, бедра, грудной клетки и т. д.), физиометрические показатели (ЧСС, ЖЕЛ, мышечная сила рук и т. д.), а так же целый ряд субъективных ощущений: самочувствие, сон, аппетит, усталость. [3] Низкая оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующейся дисфункции органа или организма в целом. Наряду с измерением показателей физического развития, физической подготовленности и уровня здоровья, целесообразно контролировать деятельность функциональных систем в процессе выполнения физических нагрузок.[4], [8]
Одним из самых доступных показателей для самоконтроля является измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). На занятиях, пульсометрия измеряется следующим образом:
- Указательным и большим пальцами на шее;
- Ладонью на груди в области сердца;
- Кончиками пальцев на виске;
- Тремя большими пальцами на запястье.
Последним способом, измерения проводят в состоянии покоя. После физической нагрузки пользуются другими способами.
При легкой нагрузке частота пульса у школьников доходит до 100 – 120 удар/мин., при средней 130 – 150 уд/мин., высокой – свыше 160 уд/мин. После нагрузки пульс успокаивается через 5 – 10 минут и достигает 70 – 80 уд/мин. Пульс подсчитывается за 10 секунд каждым учеником.
Самой содержательной и портативной в использовании является ортостатическая проба. Измеряется пульс в состоянии покоя в положении лежа на спине, затем учащийся встает и через 1 мин. повторяет измерение. Разница показателей не должна превышать 20 уд/мин. Тест выполняли учащиеся на уроках. Результаты тестирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
| Показатели ЧСС | ||
| Отклонение от нормы | Норма | |
| Кол-во человек | 21 | 182 |
| % | 10,4 | 89,6 |
Так же оценить нагрузку можно по изменению жизненной емкости легких, в норме у детей 12-13 лет она составляет 1750 – 1800 см3., если после занятий ЖЕЛ осталась без изменения или немного увеличилась, то нагрузка была легкая, если снизилась на 100 – 200 см3 – средняя, если на 300 – 500 см3 и более, то нагрузка высокая. ЖЕЛ учащихся измеряется с помощью спирометра. Сделав несколько глубоких вдохов и набрав максимальное количество воздуха, сделать плавный выдох в трубку прибора до отказа. Замеры проводят 3 раза подряд и фиксируют лучший результат. Результаты тестирования представлены в таблице 2
Таблица 2
| Показатели ЖЕЛ | |||
| Выше нормы | Норма | Ниже нормы | |
| Кол-во человек | 54 | 131 | 18 |
| % | 26,6 | 64,5 | 8,9 |
Следующим функциональным показателем является частота дыхания, которая в покое у школьников 12 -13 лет составляет 12 – 16 раз в минуту, после легкой нагрузки 20 – 25, средней 25 – 40, интенсивной более 40 дыханий в минуту. Частоту дыхания рекомендуется подсчитывать по колебаниям нижней части грудной клетки и верхней части живота за 30 сек. Для оценки состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем бала выбрана проба Штанге (задержка дыхания на вдохе) и проба Генчи (задержка дыхания на выдохе).
Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5-ти минутного отдыха в положении сидя нужно выполнить 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а после сделать глубокий вдох и задержать дыхание. Фиксируется время задержки дыхания. Отличным показателем считается время задержки дыхания от 60 с. и выше, высоким – 40-60 с., средним – 30-40 с. и низким – менее 30 с. Результаты тестирования представлены в таблице 3
Таблица 3
| Показатели пробы Штанге | ||||
| Отличный | Высокий | Средний | Низкий | |
| Кол-во человек | 38 | 60 | 76 | 29 |
| % | 18,8 | 29,5 | 37,5 | 14,2 |
Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе) выполняется идентично пробе Штанге, с единственной разницей задержка дыхания производится после полного выдоха. Здесь отличным показателем считается задержка дыхания более 40 с., высоким – 30-40 с., средним – 25-30 с. и низким – менее 25 с. Результаты учащихся приведены в таблице 4
Таблица 4
| Показатели пробы Генчи | ||||
| Отличный | Высокий | Средний | Низкий | |
| Кол-во человек | 32 | 54 | 93 | 24 |
| % | 15,7 | 26,6 | 45,8 | 11,8 |
Проверить состояние нервной системы, можно используя доступную каждому школьнику пробу – по кожно-сосудистой реакции. Реакция определяется следующим образом: по коже неострым предметом с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска кожно-сосудистая реакция в норме, белая возбудимость повышенная, багровая высокая. Результаты представлены в таблице 5
Таблица 5
| Кожно-сосудистая реакция | |||
| Норма | Повышенная возбудимость | Высокая возбудимость | |
| Кол-во человек | 157 | 35 | 11 |
| % | 77,4 | 17,2 | 5,4 |
После объяснения и апробирования данных тестов с учащимися 6 – 7 классов было проведено тестирование по уровню усвоения данной информации. В тестировании приняли участие 203 ученика. Для первого уровня усвоения информации (узнавание) учащимся было предложено распознать по картинкам функциональные показатели и сопоставить их в таблице, для второго уровня (запоминание) – описать тесты для определения функциональных показателей, для третьего уровня (понимание) было предложено описать каждый тест и оценить уровень понимания учеником его предназначения в роли самоконтроля, для четвертого уровня (применение) учителем фиксировалось способность каждого ребенка применить знания на уроке.[7] Результаты проведенного тестирования представлены в таблице 6.
Таблица 6
| Функциональные показатели | Уровни усвоения учебного материала (В.Н. Максимова) | |||
| Узнавание | Запоминание | Понимание | Применение | |
| ЧСС | 94% | 88% | 80% | 77% |
| ЧД | 90% | 66% | 58% | 60% |
| ЖЕЛ | 92% | 81% | 65% | 65% |
| Кожно-сосудистая реакция | 95% | 77% | 43% | 78% |
Подводя итоги, мы видим, что ученики могут самостоятельно регулировать степень нагрузки, используя различные методы самоконтроля. Оценивая методы самоконтроля, мы выяснили, что самым простым, понятным и доступным для использования учениками оказался метод измерения ЧСС, вторым измерение ЖЕЛ, третьим ЧД и четвертым Кожно – сосудистой реакции на нагрузку. Однако такая градация не является критичной и не может быть причиной не использовать тот или иной метод самоконтроля, так как для получения объективной картины общего функционального состояния необходимо использовать различные методы самоконтроля. Таким образом, можно говорить о том что, применяя простейшие методы самоконтроля на уроках физической культуры, учащиеся могут грамотно и самостоятельно контролировать свое функциональное состояние и физическую нагрузку, что минимизирует влияние таких отрицательных факторов как переутомляемость и претренированность.
Список литературы.
- Анисимов О.С. Профессионализм в управлении образовательным учреждением//Инновации в образовании. 2002. № 5. С. 27-44.
- Васильков А.А., Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков.- Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 381 с.: ил.- (Высшее образование).
- Евсеев Ю.И., Физическая культура: учебное пособие/ Ю.И. Евсеев. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 378,[1] c. : ил. – (Высшее образование)
- Железняков А.Г., Князев Н.А., Гонтаренко А.Н., Исследование комплексного подхода в развитии физических способностей подростков. / А.Г. Железняков // Физкультурное образование: научно-методический журнал №3/2011 С.15 – 17.
- Зайцев А.И. , Кислицин Ю.Л. Физическая культура студента: учебник / под ред. В.И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2007.- 448с.: ил.
- Козурман А.Н., Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Монография: Образование и эпоха / А.Н.Козурман, Е.М. Голикова.- Воронеж: Наука информ, 2014г. 600с.
- Максимова В.Н. Диагностика обученности // Педдиагностика. - 2004. - № 2. - С. 91.
- Приступа Е.Н., Теоретико – методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социально-педагогический аспект: монография/Е.Н. Приступа.-М.:Изд-во РГСУ, 2007. -258с.