Применение ИКТ на уроках обучения изложению в образовательной системе "Школа 2100"

30.01.2016

Опыт работы по программе “Школа 2100” дает возможность оценить эффективность применения ИКТ на уроках обучения изложению.

Рассмотрим несколько примеров использования ИКТ на уроках русского языка при подготовительной работе и собственно обучению изложениям.

Во втором классе ведётся целенаправленная подготовительная работа к написанию обучающего подробного изложения. К такой работе можно отнести составление из слов предложений, корректирование текста, свободные диктанты.

Примеры таких заданий с использованием ИКТ для них приведены в таблице № 1 (см. Приложение 1).

В конце четвёртой четверти начинается собственно обучение изложениям. В разделах “Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова” и “Повторение” выделяется 2 часа на знакомство и написание двух обучающих изложений “Прогулка по зимнему парку” и “Жаркий день”.

“Прогулка по зимнему парку” - это первое обучающее подробное изложение, с которым встречаются второклассники. Технологическая карта данного урока представлена в приложении (см. Приложение 2). (Презентация 1)

Именно на материале подробных изложений дети знакомятся с новым для них видом работы и получают представление об изложении как о письменном пересказе текста. Подробные изложения проводятся во всех классах. В третьем классе учащиеся пишут одно обучающее изложение текста-повествования с элементами описания по коллективно составленному плану “Мурлыка” (технологическую карту урока см. Приложение 3. Презентация 2) и контрольное изложение “Перелётные птицы” - изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану. В четвёртом классе на написание изложений отводится 7 часов (6 часов – обучающие подробные изложения и 1 час – контрольное изложение).

Целью таких упражнений является формирование у учащихся следующих умений: строить текст по логическим частям (по плану), полно и точно передавать содержание, раскрывать тему, выделять главное, соблюдать последовательность и связность мыслей, использовать разнообразные синтаксические конструкции, правильно пользоваться способами связи предложений, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм литературного языка. Подробные изложения пишутся:

- по вопросам;

- по готовому плану, данному учителем;

- по коллективно составленному плану;

- по самостоятельно составленному плану.

Методика работы над изложением предполагает ряд последовательных этапов. На каждом этапе возможно применение ИКТ. Соотнесение этапов работы над изложением и возможности применения ИКТ представлены в таблице № 2 (см. Приложение 1).

Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов позволяет успешнее решать различные дидактические задачи, повышать учебную мотивацию учащихся и включать их в активную познавательную деятельность. Еще Я.А. Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”. Возможность использовать ИКТ в процессе обучения изложению помогает педагогу научить каждого ребенка письменно пересказывать услышанный или прочитанный текст, при этом расширяются возможности для дифференцированного и индивидуального обучения, учитывается разный уровень обучаемости, свойства памяти, мышления и внимания каждого ребенка.

Систематическое проведение уроков русского языка с использованием ИКТ способствует развитию и творческих способностей учащихся. Дети охотно включаются в деятельность, сопровождаемую техническими средствами. При использовании ИКТ обычный урок развития речи становится более эффектным, динамичным, открывается возможность видео действия, возможность быстрого получения и проверки информации. Обучение изложению с помощью ИКТ существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия по развитию речи одни и те же. Любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать поставленных целей и запланированных результатов. Методические знания учителя в сочетании с владением интерактивными технологиями – это хорошая основа для совместного детско-взрослого творчества. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.


aid: 658970