Урок математики в 1-м классе по теме: "Число и цифра 7. Состав числа 7" (программа "Школа 2000")

30.01.2007

Цели урока:

  • Познакомить с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7; упражнять в написании цифры 7.
  • Совершенствовать вычислительные навыки.
  • Воспитывать качества, необходимые детям для успешной учёбы.
  • Развивать общеучебные умения и навыки: речь, внимание, память, мышление; интерес к предмету.

Тип урока: урок введения нового знания.

Основной дидактический метод: деятельностный метод обучения.

Частные методы и приёмы:

  • создание проблемной ситуации (подводящий диалог),
  • поиск решения, наглядно – иллюстративный,
  • словесный,
  • репродуктивный.

Дидактические средства:

  • таблица “Число и цифра 7”,
  • карточка с рядом чисел,
  • числовой “домик”,
  • числовой луч,
  • таблички со словами, характеризующими качества ученика,
  • цветные полоски – части отрезка,
  • численник – календарь,
  • у учащихся – цифровой “веер”,
  • иллюстрация к произведению Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”.

ТСО:

  • магнитофон,
  • диск с записью голоса дяди Фёдора и мелодии из м/ф “Каникулы в Простоквашино”.

Методическая литература:

  • Л.Г.Петерсон. Учебник по математике для начальной школы. 1 класс (Часть II).
  • Л.Г.Петерсон, И. Г. Липатникова. Устные упражнения на уроках математики. 1 класс.
  • О.В.Тараканова. Решения, ответы, комментарии к учебнику Л. Г. Петерсон “Математика. 1 класс”.
  • Математика. Поурочные планы (по учебнику Л. Г. Петерсон для четырёхлетней начальной школы)/ Авт.-сост. Т. В. Бут.
  • В.Волина Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок (дети хором).

II. Постановка целей и задач урока

Учитель: Сегодня утром я получила звуковое письмо. Послушайте его.

Включает аудиозапись. На доске – картинка с изображением героев книги Э. Успенского.

Голос дяди Фёдора: Здравствуйте, ребята! Привет из Простоквашино! Это я – дядя Фёдор. Много времени прошло с момента нашей последней встречи. Вы, наверно, многому научились, многое умеете. Я тоже через год пойду в школу. Но прежде хочу знать, какие качества нужны человеку для успешной учёбы в школе? Вы, ребята, не подскажете мне их? Буду ждать ответа! До свидания!

Учитель: Ребята, давайте попробуем в ходе урока назвать качества, которые необходимы, чтобы хорошо учиться в школе. А потом напишем об этом дяде Фёдору. Ещё на уроке мы узнаем много нового, важного и интересного из области математики.

III. Актуализация опорных знаний

1. Счёт.

1). Счёт от 1 до 10, прямой и обратный (хором).
2). Счёт до 20, прямой (“цепочкой”).

2. Игра “Молчанка(показ ответов с помощью цифрового “веера”).

– Какое число стоит перед числом 4? (3)
– Какое число следует за числом 5? (6)
– Какое число стоит между числами 2 и 4? (3)
– Какие числа являются “соседями” числа 6? (5 и 7)

3. Математический диктант.

– Запишите в тетрадь ряд чисел (под диктовку): 6, 1, 3, 5, 4, 2
– Обведите синим карандашом число, которое предшествует при счёте числу 4.
– Обведите зелёным карандашом два числа, между которыми в натуральном ряду стоит число 3.
– Обведите жёлтым карандашом число, которое следует при счёте за числом 4.
– Сколько надо прибавить к 5, чтобы получилось 6? Обведите ответ красным карандашом.
– Посмотрите на доску (открыть разворот доски с образцом выполнения задания Приложение 1).
– Проверьте, так ли вы выполнили задание? Кто справился без ошибок, может нарисовать в тетради на полях солнышко.

IV. Постановка проблемы. “Открытие” нового знания

1. Число и цифра 7.

*– Отгадайте загадку:

В этой книге шесть листов простых,
А седьмой – золотой.

– О какой книге идёт речь? (Это календарь.)

Показ календаря-численника.

– Какие шесть листов простых, а седьмой золотой? (Дни недели.)
– Назовите эти дни по порядку.
– Какой по счёту день недели – воскресенье? (Седьмой.)
– Кто догадался, чему будет посвящён наш урок математики?

Повесить табличку с темой урока.

2. Образ цифры 7.

Демонстрация таблицы “Число и цифра 7”.

– На что похожа цифра 7?

Учащиеся читают стихи.

Вот семёрка – кочерга.
У неё одна нога.

С. Маршак

Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.

Г. Виеру

3. Написание цифры 7.

  • Пальчиковая гимнастика (растирание ладоней и пальцев рук).
  • Письмо цифры 7 в учебнике – тетради (с. 3):
    • обведение образца большой цифры три раза;
    • показ образца написания учителем на доске с комментарием;
    • письмо в воздухе;
    • письмо в строке.

4. Место цифры 7 в числовом ряду.

Работа с рядом чисел и числовым отрезком в учебнике – тетради (с. 3):

– За каким числом следует при счёте число 7?
– Как получить из 6 число 7?
– Вам подсказывает числовой отрезок (Нужно сделать один “шаг” вправо из точки 6.)
– На сколько 7 больше 6?
–  На сколько 6 меньше 7?

5. Состав числа 7.

Работа с игральными костями домино в учебнике (с. 3) и одновременная демонстрация числового “домика” (Приложение 1).

– Из каких двух “частей” можно получить “целое” 7?
– Какие это будут слагаемые?

Рассмотреть все варианты.

V. Первичное закрепление

1. Отработка состава числа 7.

Работа по учебнику – тетради.

№ 1, с. 2.

– Что изображено сверху над каждым столбиком примеров? (Большой отрезок, который состоит из маленьких отрезков белого и красного цвета.)
– Рассмотрим первый отрезок. Какой цифрой обозначено “целое”? А какими цифрами – “части”?
– Объясните равенства к этому отрезку. (Если сложить “части” 6 и 1, то получим “целое” 7. И наоборот. Если из всего отрезка, “целого” 7 взять “часть” 6, то останется другая “часть” 1 и т.д.)
– Пользуясь числовыми отрезками, заполните “окошки” в оставшихся равенствах.

Работа в парах.

2. Последовательность числового ряда от 1 до 7.

№ 6, с. 3.

– Рассмотрите задание. Гномы предлагают выполнить его вместе. Используйте карандаш для рисования стрелок. Путешествовать по пенькам будут учащиеся I варианта, а развешивать фонарики – учащиеся II варианта. Начать работу одновременно.
– Кто быстрее?

Выполнившие задание дети встают на ноги.

– Проверьте выполнение задания друг у друга.

3. Решение примеров в два действия с помощью числового отрезка.

№ 2, с. 2.

– Прочитайте числовое выражение слева (хором). Пользуясь числовым отрезком, выполните вычисления.

Один учащийся работает у доски: комментирует и демонстрирует, остальные учащиеся – на местах.

– Откуда начинаем движение? (Из точки 4.)
– В каком направлении? Почему? (Вправо, т. к. выполняем сложение.)
– На сколько “шагов”? (На 3, проводим одну длинную стрелку.)
– В какой точке остановились? (В точке 7. Напишем цифру семь над знаком “+” в выражении.)
– Как будем действовать дальше? (Из точки 7 сделаем два “шага” влево, т. к. вычитаем 2.)
– Какой результат получили? (5) Запишите его в “окошко”.

Одновременно с коллективной работой со вторым выражением из этого номера самостоятельно работает один учащийся у доски.

VI. Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
(Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(Дети садятся за парты.)

VII. Самостоятельная работа

№ 3, с. 2.

– Рассмотрите задание. Что требуется сделать? (Сравнить два числа с помощью фигур в “мешочках”; поставить знаки: >, <, =.)
– Кому не понятно задание?

Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя.

Дополнительно: №7*, с. 3.

VIII. Итог урока. Расширение нового знания

– Какому числу был посвящён урок?
– Что нового узнали? Чему научились?
– Ваши одноклассники познакомят с интересными фактами, связанными с числом 7.

Выступают 3 учащихся:

I. Семёрка в древности была окружена особенно большим почётом. Почитание этого числа сохранилось в пословицах и поговорках: “Семь бед – один ответ”, “На седьмом небе”, “Лук от семи недуг”, “Семеро одного не ждут”.

II. Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым относили тогда и Солнце и Луну. По ним стали считать и время. Так родилась семидневная неделя.

III. Семь стало священным числом. Его считали магическим. Это волшебное число семь использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например: семь богов, семь чудес света в Древней Греции, Одиссей семь лет был в плену, Великий пост у христиан длится семь недель. А у индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников.

Подведём итог, какие же качества необходимы детям для успешной учёбы в школе?

Чтение хором слов с табличек.

Примечание: после завершения каждого этапа урока учитель вывешивает на доске таблички со словами, характеризующими качества ученика.

III. “Внимательность”
IV. “Любознательность”, “наблюдательность”, “находчивость”, “смекалка”
V. “Аккуратность”, “отзывчивость”
VII. “Самостоятельность”
VIII. “Трудолюбие”, “прилежание”


aid: 412878