Оргдеятельностная игра как средство социализации школьника

24.01.2007

“Такая точная дисциплина,
как экономика, не должна
быть ни скучной, ни трудной.”
(П. Самуэльсон)

Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является социализация личности средствами оргдеятельностной игры, т. е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.

Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности - требование наших дней.

Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков.

Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

С помощью игр можно узнать важные характеристики поведения ребенка, его отношение к власти, деньгам, чувство страха, степень возможности идти на риск и другие черты характера личности учащегося, необходимые ему в жизни, в различных видах деятельности. Очень четко проявляются организаторские способности каждого. Свойственный деловой игре азарт, возможности идти на риск без опасений реального ущерба позволяют участникам раскрепоститься, полнее проявить себя. Проводя в 10 классе игру-аукцион: “Мир рыночной экономики” была удивлена тем как раскрылся ребенок, который по складу своего характера замкнут, немногословен, тихоня. А здесь он проявился как личность, которая обладает организаторскими способностями, азартен, способен идти на риск, но в то же время предприимчив и обладает здравомыслием и расчетом.

У учебной игры такая же структура, как и в учебной деятельности, т. е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат.

Например: деловая игра “Рыночная цена”.

Цель игры: ознакомиться с механизмом формирования свободных рыночных цен на примере купли-продажи нескольких видов разных товаров; сформировать коммуникативные навыки, умение ориентироваться в быстро меняющейся рыночной конъюнктуре.

Средства - дидактический материал.

Сам процесс игры - содержание.

Результат - используя количественные данные, полученные в игре, растолковать, как действовал в игре механизм рыночного ценообразования, почему сложились именно такие цены.

Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения.

Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов психики школьника, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимом для учащегося, во время игры легко усваивается.

Во время прохождения темы: “Рынок ценных бумаг” очень трудно воспринимался материал о биржевых сделках. При проведении деловой игры: “Фондовая биржа” как закрепление темы стало понятно, что учащиеся лучше разобрались с процессом функционирования фондовой биржи, со спецификой сделок купли-продажи ценных бумаг (акций), с особенностями посреднической деятельности брокеров. Когда каждый из учащихся побыл в роли покупателя, дилера. Ребята получили удовольствие от самого процесса, от исполняемых ими ролей. Интерес и удовольствия, я считаю, важные психологические эффекты игры.

Участие в игре, даже самой простой, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, чувство удовлетворения от преодоления препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

К организации игр для учащихся нужно предъявлять определенные требования:

  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление разнообразным.
  3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность.
  4. В играх обязателен момент соревнования. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся и, главное, к активизации познавательной деятельности учащихся.

В таких играх завоевание победы, выигрыш очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям.

Например: игра “Остров Робинзона Крузо”, как закрепление темы: “Типы экономических систем”, дается проблемная ситуация. Составляется план по выживанию на острове. И в итоге вопрос: “Какой тип экономической системы был у вас на острове?”. Проблемные ситуации вовлекает ученика в активный мыслительный процесс. Организация совместного поиска учитель и ученик - выступают в роли партнеров, соучастниками общего дела.

В этом случае принципиально меняется роль ученика на уроке, он становится активным участником познания, развивается как личность. Деловые игры ведут к установлению творческого сотрудничества учителя с учащимися. Творческое отношение к игре переносится затем учащимися на другие сферы деятельности.

Применение оргдеятельностной игры на уроках экономики формирует у выпускников четкое представление о содержании основных социально-экономических ролей в обществе и механизмах развития тех экономических процессов, которые затрагивают каждого гражданина. Все это призвано помочь молодым людям осознанно, с учетом особенностей характера принять решение о выборе жизненного пути. И большую роль в том, что выпускники выбирают специальности, связанные с экономикой, играют деловые, ролевые и другие игры.

Данные за 5 лет показывают, что профессию экономиста и бухгалтера выбрали 20 выпускников школы, о чем свидетельствует диаграмма:

- количество выпускников, поступившие на экономические факультеты и отделения

- общее количество выпускников

Закончить хочу словами В. Ф. Шаталова: “А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков учащихся, их находчивости, изобретательности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок”.

Занятие кружка “Экономика в сказке”.

(5-6 классы)

Тема: “Путешествие в страну “Капиталия”

Цель и задачи занятия:

  1. Формирование у учащихся первоначального представления об окружающей их социально-экономической среде.
  2. Развитие экономического мышления.
  3. Воспитывать нравственно-эстетические ценности человека в условиях рыночной экономики.

Ход занятия

На доске написать надпись “Путешествие в страну...”

Ведущая: Ребята, а вы хотели бы узнать, в какую сказочную страну мы сегодня с вами отправимся в путешествие? (Дети выражают согласие).

Хорошо. Для этого мы немного поиграем. На доске вы видите набор букв, сотрите все буквы, которые встречаются три раза.

K М О С Ш У
Ф А Х В М Р
П У Ш Ц Ч Е
С И Е Х Д Б
У М Т Ю О Ц
Ш Ц Р А Ф Х
Д В Б Ч Л Ч
Е Д С И Ф Ю
О В Б Ю Р Я

(Последний ученик, который угадал название страны, записывает его на доске).

Ведущая: Ребята, сегодня мы на нашем занятии кружка совершим увлекательное путешествие в сказочную страну “Капиталия”. Это у нас первое путешествие в эту страну. И “Капиталией” тоже правит. Кто? Правильно. Царица Экономика со своими верными помощниками: гномом Экономом и Волшебным Компьютером. Они сегодня будут помогать нам в нашем путешествии. Разрешите мне их представить. (Представляет детей, называя их имена и фамилии).

Царица Экономика: Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску и ответьте, от какого слова происходит название моей страны? Верно, от слова “капитал”. А что такое капитал? Кто нам может подсказать? Ну, конечно же, Волшебный Компьютер.

Волшебный Компьютер: Ка-пи-тал - это день-ги, ко-то-рые ис-поль-зу-ют-ся для ка-ко-го-то де-ла, для то-го что-бы по-лу-чить но-вые день-ги.

Ведущая: Запомнили, ребята? А вы хотите получить деньги, заработать капитал для открытия своего дела? (Называет ребят и говорит: “Лена, например, откроет свою швейную мастерскую” и т.д.).

На сегодняшнем занятии у вас будет такая возможность. Мы с вами и наши гости могут заработать деньги.

Правильные ответы будут оцениваться в “Степах”. Что это за деньги? Мы сейчас узнаем у нашего Компьютера.

Волшебный Компьютер: Степ - это де-неж-ная еди- ни-ца Степ-нов-ской сред-ней шко-лы.

Ведущая: А сейчас гном Эконом познакомит вас с ними.

Гном Эконом: “Один Степ” - это “черепаха” и т.д.

Ведущая: Царица Экономика будет оценивать ответы ребят и наших уважаемых гостей, а гном Эконом будет выплачивать. Видите, какой у него кошель с деньгами. А так как страна “Капиталия” это мир денег, то мы совершим путешествие в мир денег. Узнаем, какими были первые деньги, как они выглядели?

Царица Экономика: Самыми первыми били товарные деньги. Это то же самое, что и бартер. Что такое бартер? (Если ребята не отвечают, говорит Волшебный Компьютер).

Волшебный Компьютер: Бар-тер - это об-мен од-но-го то-ва-ра на дру-гой без де-нег.

Ведущая: То есть, меняем один товар на другой. А что такое товар? (Если нет ответа, помогает Волшебный Компьютер).

Волшебный Компьютер: То-вар - это то, что из-го-тов-ля-ет-ся и пред-наз-на-ча-ет-ся для про-да-жи.

Царица Экономика: А сейчас мы с вами поиграем в игру и узнаем, удобен ли был такой обмен или нет? (На столах приготовлены листочки бумаги и фломастеры).

На листочке бумаги напишите название любого товары, который вы продаете и поднимите листочки вверх, чтобы всем было видно. (Ребята пишут на листочке бумаги название товара и поднимают вверх, показывая всем).

Ведущая: Молодцы! Все с заданием справились.

Ребята, сегодня на наше занятие приехали к нам иноземные гости со своим товаром. Давайте попробуем поменяться? (Вызывает одного или двух человек из ребят, приглашает кого-нибудь из гостей и предлагает поменяться товаром друг с другом).

Ведущая: Ну, и как, получается? Нет. Не удобно, правда? Вот и люди поняли - гораздо удобнее при обмене сравнивать товары не друг с другом, а с каким-то одним товаром. В роли такого товара выступали соль, ракушки, медные браслеты, лошади, ткань и даже черепа.

Первый ученик: Например, в Исландии вместо денег была сушеная рыба. Если бы это было сейчас, то мы увидели бы вот такую витрину:

За ручку – 1 рыбина, за книгу – 3 рыбины, за портфель – 5 рыбин.

Ведущая: Интересно, правда? А вот в Древнюю Русь само слова “деньги” пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Второй ученик: Куны - высоко ценились, это шкурки куницы. Ногаты - (мелкая единица), часть шкурки животного, лапка. Белки - шкурки белки.

Резаны - обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.

Ведущая: На смену мехам пришли заграничные монеты (золотые дилары, серебряные диргемы и медные фельсы). Почему заграничные? А потому что на Руси в древности собственной добычи металлов не было. А прородительницей собственных русских денег можно считать гривну.

Царица Экономика: Так назывались длинные полоски серебра, которые носили на шее. Надо что-то купить - снял с шеи - и расплатился. А если подешевле товар попался - не беда, - тут же топором гривну пополам. Такая половина называлась рубль.

Гном Эконом: Я раздам сейчас на парту монету - копейку. Посмотрите внимательно и ответьте: почему копейку назвали копейкой? (Выслушивает ответы и называет свой).

При Иване Третьем в 13 веке на новгородских монетах появилось изображение всадника с копьем - и стали они называться копейками.

Ведущая: Вот, оказывается, откуда пришло к нам название рубль и копейка - из глубокой древности. Мы с вами совершили экскурсию в историю денег. А все так и, что такое деньги?

Волшебный Компьютер: День-ги - это сред-ство об-ме-на.

Ведущая: Запомнили? Сегодня деньги существуют у нас в двух видах: бумажные деньги и металлические монеты. Все вы знаете российские деньги. Назовите. (Ребята называют).

Волшебный Компьютер: Мо-лод-цы!

Ведущая: Так же, как и Россия, каждая страна имеет свои деньги - т.е. свою денежную единицу.

Давайте посмотрим с вами парад денежных единиц. (Происходит парад денежных единиц, т.е. ученик выходит в перед и говорит: “Я - денежная единица США и зовут меня “доллар” и т.д. Царица Экономика показывает монеты разных стран).

Гном Эконом: Я думаю, что вы хорошо запомнили названия денежных единиц разных стран? Сейчас узнаем: на доске написаны - на одной стороне - название денежной единицы, а на другой - страна. Вы должны стрелочкой показать, к какой стране относится денежная единица.

Доллар Киргизия
“Степ” Россия
Зайчики Казахстан
Рубль Белоруссия
Тенге Америка
Сом Степновская средняя школа

Царица Экономика: Ребята и уважаемые гости! Я предлагаю на листке бумаги нарисовать свою денежную единицу. Можно работать одному или группой. (Все работают, затем сдают работы ведущей.).

Гном Эконом: Вы еще не решали мои задачи? Слушайте и считайте!

Помнишь стихотворение “Муха-Цокотуха”? Муха нашла 5 копеек. Самовар стоит 3 копейки. Сколько копеек сдачи должна получить Муха? Какими монетами ей могут сдать
сдачу?

Пакетик заварки (для одной чашки чая) стоит 3 копейки. Муха ожидает в гости: 3 букашки, 2 таракана, 2 жука. Сколько денег ей нужно потратить на заварку, если каждый гость и сама
Муха выпьют по одной чашке чая?

(Пока ребята решают задачи гнома Эконома, ведущая оформляет выставку денежных единиц).

Царица Экономика: Послушайте вопрос: как называется денежная единица России? (Отвечают хором, чем громче, тем лучше).

Ведущая: Я вижу, что вы, ребята, и наши иноземные гости узнали что-то новое на нашем занятии. Значит, все заработали еще и “Степы”, а так как нашим гостям еще и ехать домой, то мы дадим их им на дорогу. Счастливого пути! Приезжайте еще! (Вручают кошельки со “Степами” Царица Экономика и гном Эконом).

Ведущая: Большое спасибо за работу. На следующем занятии мы совершим путешествие в хранилище денег — банк. Узнаем, что такое доход банка, процент, кредит, ссуда.


aid: 412648