Развитие мелкой моторики нетрадиционными техниками как одно из условий становления творческой личности

20.05.2014

Введение

I.1. Обоснование проблем педагогической деятельности. Обозначение предмета творческого отчета.

Современная жизнь требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Творчество – важнейший механизм приспособления, необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во всё более расширяющемся информационном поле.

Глубокие преобразования в социальной, экономической и социокультурной сферах жизнедеятельности нашего общества оказывают большое влияние на развитие педагогической науки, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.

Инновационные процессы в сфере образования побуждают к созданию условий, повышающих уровень развития творческой личности, её индивидуальности уже в дошкольном детстве.

Гуманизирующая роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребёнка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности.

Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребёнок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое (Л.А. Венгер).

Наметившаяся тенденция смены существовавшей парадигмы образования является следствием инновационных процессов, связанных с его гуманизацией, внедрением личностно-ориентированной дидактики.

В концепции дошкольного воспитания подчёркивается, что потребность быть субъектом, чувствовать себя активной личностью проявляется в двух основных тенденциях развития ребёнка: во-первых, быть непохожим на других, обнаружить уникальность, самостоятельность поведения, делать по-своему, и, во-вторых, быть значимым для других людей, эмоционально созвучным с ними, участвовать в их жизни, быть признанным ими.

Анализируя современное состояние проблемы развития художественного творчества, следует отметить, что особенно актуальным является нахождение путей раннего развития потребности в нём, формирования субъектного творческого опыта в рамках компетентности ребёнка дошкольного возраста.

В настоящее время психолого-педагогическая наука рассматривает проблемы гуманизации образования с позиций раскрытия духовного потенциала личности (А.Д. Алфёров, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, Е.В. Квятковский, Т.С. Комарова, И.Б. Котова, С.В. Кульневич, Б.М. Неменский, С.В. Петерина, В.А. Петровский, Р.М. Чумичева, Е.Н. Шиянов и др.), который в значительной мере реализуется в творческой деятельности путём представления свободы выбора её содержания и способов самореализации (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.С. Кузьмин, В.Т. Кудрявцева, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов и др.).

Этим обосновывается одна из актуальных проблем педагогической науки – обновление сложившейся системы дошкольного образования с позиции личностно-ориентированного подхода к развитию творчества детей в различных видах деятельности.

Игнорирование или формальный подход к проблеме творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. В последующие годы не складываются благоприятные условия для их развития. Большим потенциалом для раскрытия детского творчества является изобразительная деятельность дошкольников.

Дошкольное детство также сенситивно к усвоению речи: если определённый уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т.д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности дошкольника. Речь организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л.С. Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чём-либо». Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:

  • происходит обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, в процессе изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;
  • осуществляется становление и развитие речи как средства общения;
  • совершенствуется регулирующая функция речи.

Помимо этого занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объёма и чёткости.

Как отмечают исследователи детской речи (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и др.) движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследователи детского изобразительного творчества подчёркивают необходимость овладения техникой, основами изобразительной грамотности для создания рисунка, для развития способности к изображению. «В руке живописца, - отмечает А.Г. Ковалёв, - синтезированы, или сплавлены, высокоразвитые моторные функции с обобщёнными умениями, закреплёнными в системе движений».

В процессе изобразительного творчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка. Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Психологи утверждают, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определённых видах детской деятельности. Занятия рисованием способствуют развитию руки ребёнка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.

Но всему этому резко противопоставлена наблюдаемая сегодня картина. Поступающие в первый класс дети имеют резко ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты. По многочисленным исследованиям ряда регионов страны картина, характеризующая готовность детей к обучению в школе, выглядит драматически: низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 25% и более, и эта ситуация продолжает ухудшаться.

В итоге, как показывает проведённый психолого-педагогический мониторинг, индекс интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5-3,0 %.

I.2. Обоснование целесообразности и актуальности педагогической деятельности.

Дети с различными нарушениями развития, в том числе и речевыми нарушениями (ОНР, дизартрия, алалия, афазия, и т. д.), являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. У таких детей нарушения речи сочетаются с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности. С задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев, что отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Дети не могут правильно держать карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Наблюдается замедленное формирование пространственных представлений. Ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным представлением приводят к тому, что при рисовании тех или иных предметов опускаются значимые для их опознания детали (например, носик у чайника, гребешок у петуха и т.д.). Все это затрудняет полноценную изобразительную деятельность.

В целом, у детей с различными речевыми нарушениями, нарушениями моторики наблюдается несформированность техники рисования. Это приводит к однообразию способов изображения предметов, наличию «заученных» изображений (шаблонов), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. Отсюда, узость тематики рисунков, их схематизм. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально- волевой сферы (повышенная возбудимость нервной систем). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат.

Изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие познавательных процессов мелкой моторики, а, в конечном счете, интереса к самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием. Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться (Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и др.).

В связи с вышесказанным возникла проблема создания системы специальных мероприятий, направленных на оптимизацию процесса развития мелкой моторики рук ребенка, активизацию творческого потенциала личности путём овладения навыками и умениями самостоятельно работать в различных нетрадиционных техниках изображения.

Средством решения данной проблемы была выбрана личностно - ориентированная технология «Развитие мелкой моторики нетрадиционными техниками, как одно из условий становления творческой личности», которая и является предметом творческого отчёта.

Объектом данного изучения является влияние нетрадиционных техник изобразительной деятельности на развитие речи дошкольников и формирование мелкой моторики.

Таким образом, актуальность работы подтверждается следующими положениями:

  • Изобразительная деятельность является одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.
  • Развитие мелкой моторики при использовании различных видов изобразительной деятельности оказывает положительное влияние на состояние речи дошкольников.
  • Занятия изобразительной деятельностью развивают речь дошкольников в ряде направлений.
  • Применение нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствует активизации творческого потенциала личности.

Определена цель: использовать нетрадиционные техники изобразительной деятельности для коррекции речи и мелкой моторики, становления творческой личности.

Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:

  1. Выявить особенности применения различных видов изобразительной деятельности для развития речи и мелкой моторики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  2. Систематизировать приёмы и методы, направленные на коррекцию речи и развитие мелкой моторики у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
  3. Определить содержание изобразительной деятельности детей в условиях дополнительного образования, направленное на развитие творчества с использованием нетрадиционных техник.

Гипотеза состоит в следующем: учитывая уровень сформированности мелкой моторики рук и интерес к творчеству у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи можно предположить, что при правильной организации непосредственно образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник возможно:

  • развить тонкие движения кисти руки, координированность и точность движений,
  • обогатить словарь дошкольников терминами,
  • развить речь как средство общения, совершенствуя в целом речевую систему у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • активизировать творческий потенциал личности ребёнка.

Новизна данной работы заключается в понимании приоритетности коррекционной работы по развитию мелкой моторики рук нетрадиционными изобразительными техниками как эффективного средства развития творческой личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Полностью текст работы представлен в Приложении.

Материал сопровождается Презентацией.


aid: 645581