Программа внеурочной деятельности "Театр на английском"
Иностранному языку принадлежит важное место в системе
образования и воспитания современного школьника в условиях
поликультурного и многоязычного мира. Предмет «Иностранный язык»
формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его
общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его
чувств и эмоций. Наряду с этим владение иностранными языками в наши
дни стало одним из важнейших средств социализации, успешности в
профессиональной деятельности человека. Без владения иностранным
языком как средством межкультурного общения активная жизнь и
успешная карьера личности в современных условиях становится
невозможной.
Поэтому основная функция школьного иноязычного образования сегодня
- это систематическое обучение и воспитание, направленные на
овладение иностранным языком: как средством опосредованного и
непосредственного общения с носителями языка, средством
познания чужой и своей национальных культур; как
инструментом, позволяющим успешно ориентироваться в современном
мультилингвальном мире. Другими словами, сегодня мы говорим о
функциональном использовании иностранного языка - язык надо не
просто знать, а уметь им пользоваться. Язык в наше время –
это прикладное средство для определённых достижений в жизни.
ФГОС второго поколения делают упор именно на
практикоориентированное обучение.
Необходимость создания данной программы была
вызвана тем фактом, что не все дети коммуникабельны от природы и
поэтому не всем и не всегда удаётся достичь желаемого уровня
владения устной речью на уроке. А театр на английском даёт детям
дополнительный импульс не только к изучению языка, познанию
литературы, культуры и истории англоязычных стран, но и к раскрытию
творческого потенциала своей личности и самореализации. Театр - это
продолжение детских ролевых игр, только на английском языке.
Театральные постановки способствуют применению знаний на практике,
развивают эрудицию, память, умение выразительно читать стихи,
произносить монологи и диалоги, учат рационально подходить к
процессу познания. Кроме того, неотъемлемым компонентом
театральной деятельности является эмоциональный настрой,
позволяющий учащимся раскрепоститься и проявить себя. Знания,
умения, навыки работы в коллективе, необходимые сегодня ученику для
участия в постановке спектакля, в будущем помогут ему в реальных
жизненных ситуациях.
Программа «Театр на английском» -
художественно-эстетического направления. Она
является продолжением и дополнением урочной деятельности.
Основная цель программы – максимальное
вовлечение всех заинтересованных учащихся, выявление «дремлющих»
способностей, повышение мотивации к изучению языка, а главное –
повышение уровня практических навыков говорения обучающихся.
Эта цель подразумевает развитие коммуникативных умений учащихся в
говорении, чтении, понимании на слух и письме на английском языке,
сформированных на уроках; развитие и образование учащихся
средствами английского языка, а именно, осознание ими явлений
действительности, происходящих в разных странах, через знания о
культуре, истории и традициях стран изучаемого языка; осознание
роли родного языка и культуры в сравнении с культурой других
народов; понимание важности изучения иностранного языка как
средства достижения взаимопонимания между людьми.
Задачи:
- Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки учащихся.
- Формировать готовность к общению на английском языке путём создания условий, способствующих раскрепощению обучающихся, снятию психологических барьеров.
- Прививать навыки самостоятельной работы по овладению иностранным языком.
- Развивать творческий потенциал учащихся через участие в постановке и представлении театрального действия.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный, деятельностный подходы.
Основными принципами реализации программы являются научность, доступность, добровольность, партнёрство, творчество и успех.
В реализации данной программы участвуют учащиеся 5 – 6 классов
(10-13 лет)
Срок реализации программы – 2 года.
Занятия по программе «Театр на английском» проводятся в форме
кружковых занятий 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический
час.
На учебный год отводится 34 часа.
Ожидаемые результаты.
Вклад программы «Театр на английском» в достижение
личностных результатов в процессе обучения может
выразиться в следующем:
- в формировании представлений об английском языке как средстве
установления взаимопонимания с представителями других народов, в
познании нового, как средстве адаптации в иноязычном окружении;
- в формировании уважительного отношения к иному мнению, к культуре
других народов;
- в формировании дружелюбного отношения и толерантности к носителям
другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в
англоязычных странах, с детским фольклором и доступными образцами
детской художественной литературы;
- в развитии самостоятельности, целеустремлённости,
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимании чувств других
людей, соблюдении норм речевого и неречевого этикета, что
проявляется в соответствующем поведении, в моделируемых ситуациях
общения через обширный ролевой репертуар, включенный в
программу;
- в развитии навыков сотрудничества с учителем, другими взрослыми и
сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной
деятельности.
Обучение английскому языку по программе «Театр на английском»
способствует достижению следующих метапредметных
умений:
- решать задачи коммуникативной деятельности, в том числе
творческого характера, осуществлять поиск средств решения задачи,
например, подбирать адекватные языковые средства в процессе общения
на английском языке;
- планировать, выполнять и оценивать свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации, что свидетельствует
об освоении начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
- понимать причины неуспеха учебной деятельности и действовать с
опорой на изученное правило с целью достижения успеха, например,
при достижении взаимопонимания в процессе диалогического
общения;
- использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей изучаемых объектов, например в
процессе грамматического моделирования;
- использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий (в частности компьютерных программ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска информации (например, в
словаре и других справочных материалах) в соответствии с решаемой
коммуникативной / познавательной задачей;
- анализировать, сравнивать, обобщать. Классифицировать,
группировать по отдельным признакам языковую информацию ;
- владеть базовыми грамматическими понятиями, отражающими
существенные связи и отношения (время, число, лицо, принадлежность
и др.);
- опираться на языковую догадку в процессе чтения/ восприятия на
слух текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые
комбинации знакомых слов;
- владеть умениями смыслового чтения текстов разных стилей и жанров
в соответствии с целями и коммуникативными задачами (с пониманием
основного содержания, с полным пониманием);
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации в устной и письменной форме;
- слушать и слышать собеседника, вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;
- договариваться о распределении ролей в процессе совместной
деятельности, например, проектной;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
К предметным результатам прежде всего относятся коммуникативные умения. Предполагается, что в процессе прохождения программы дети смогут научиться решать следующие задачи в области:
Говорения:
- поприветствовать(попрощаться), поздравить собеседника, используя
речевые клише и другие языковые средства, адекватные целям и
ситуации общения, возрасту и социальному статусу собеседника;
- представиться самому (представить кого-либо), назвав имя,
возраст, место и дату рождения, основное занятие;
- попросить о помощи или предложить свою помощь;
- запросить необходимую информацию о ком-либо или о чём-либо,
используя разные типы вопросов и соблюдая этикет;
- пригласить к совместной деятельности (например, к написанию
заметки в газете), используя при этом адекватные языковые
средства;
- делать комплименты и реагировать на комплименты;
- рассказать о ком-то (например, о великом или известном человеке
своей страны или страны изучаемого языка);
- обменяться мнениями об услышанном, прочитанном или увиденном,
аргументируя свою точку зрения;
- дать характеристику героям прочитанного или прослушанного
текста;
- выразить своё согласие (несогласие) по определённому вопросу,
вежливо согласиться (не согласиться), используя краткий ответ;
- принять участие в коллективном обсуждении личностно или
общественно важного вопроса.
Аудирования:
- воспринимать и понимать на слух тексты с разными целями: с
проникновением в их содержание, с пониманием основного смысла, с
извлечением выборочной информации;
- использовать в процессе слушания компенсаторные стратегии, такие
как:
а) умение догадываться о значении некоторых слов по контексту;
б) умение догадываться о значении слов по словообразовательным
элементам или по сходству звучания со словами родного языка;
в) умение «обходить» незнакомые слова, не мешающие пониманию
основного содержания текста.
Чтения:
-читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного
содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные
факты, опуская второстепенные; устанавливать логическую
последовательность основных фактов текста);
-читать несложные аутентичные тексты, оценивать полученную
информацию.
Письма:
-писать личные письма, заполнять анкету, письменно излагать
сведения о себе;
- написать небольшую рекламу по теме.
Языковые средства и навыки оперирования
ими:
Фонетическая сторона речи
Ученик научится:
- адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая
нормы произношения звуков;
- соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
- различать коммуникативные типы предложений по интонации:
повествовательные (утвердительные и отрицательные), вопросительные,
восклицательные, побудительные;
- корректно произносить предложения с точки зрения их
ритмико-интонационных особенностей.
Ученик получит возможность научиться:
- распознавать случаи использования связующего “r” и соблюдать их в
речи;
- соблюдать интонацию перечисления;
- соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах;
Лексическая сторона речи
Ученик научится:
- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические
единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики.
- оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с
коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
-узнавать простые словообразовательные элементы;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования
(интернациональные слова, сложные слова).
Грамматическая сторона речи
Ученик научится
- распознавать и употреблять в речи основные
коммуникативные типы предложений;
-распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым
признакам (существительные, глаголы, прилагательные).
Социокультурная осведомлённость учащихся формируется в процессе чтения и прослушивания текстов (в том числе сказок и других произведений детского фольклора на английском языке), проигрывания ситуаций, типичных для англоговорящих стран; ознакомления с изображениями (иллюстрации, фото, коллажи), отражающими явления культуры страны изучаемого языка.
Результативность изучения программы определяется на основе участия ребёнка в конкурсных мероприятиях, выполнения им творческих работ, участия ребёнка в постановках.
Формами подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности «Театр на английском» являются мини- проекты, конкурсы, мультимедийные презентации, спектакли.
Учебно–тематический план
Первый год обучения(34часа)
|
№ |
Раздел, тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
|
1. |
Наш театр |
2 |
1 |
1 |
|
2. |
Британские праздники и традиции |
18 |
8 |
10 |
|
2.1. |
День Святого Патрика |
2 |
1 |
1 |
|
2.2. |
Ночь Гая Фокса |
1 |
1 |
|
|
2.3. |
Хэллоуин |
4 |
2 |
2 |
|
2.4. |
Рождество |
7 |
2 |
5 |
|
2.5 |
Пасха |
4 |
2 |
2 |
|
3. |
Постановка спектакля «Рождество в Великобритании» |
14 |
1 |
13 |
|
|
Итого |
34 |
10 |
24 |
Учебно-тематический план
Второй год обучения(34 часа)
№ п/п |
Тема раздела |
кол-во |
теория |
практика |
|
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
|
2. |
Детская литература Великобритании |
19 |
12 |
7 |
|
2.1 |
Льюис Кэрролл. |
3 |
2 |
1 |
|
2.2 |
Джеймс Барри. |
3 |
2 |
1 |
|
2.3 |
Редьярд Киплинг. |
3 |
2 |
1 |
|
2.4 |
Джон Толкин. |
4 |
2 |
2 |
|
2.5 |
Роберт Льюис Стивенсон. |
3 |
2 |
1 |
|
2.6 |
Памела Линдон Трэверс. |
3 |
2 |
1 |
|
3. |
Работа над спектаклем |
13 |
1 |
12 |
|
|
Итого |
34 |
14 |
20 |
Приложение:
Содержание программы;
Примерное календарно-тематическое планирование;
Методические рекомендации по работе над театральной постановкой на
английском языке,
Этапы работы над спектаклем.
Список литературы
Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке. М.:
Просвещение,1988.
Родкина К.А., Соловьева Т.А. Стихи и пьесы для детей: Сборник на
английском языке для учащихся 7-9 кл. сред. Шк. М.: Просвещение,
1989.
Т.О.Трубникова, Ю.С.Шеварихина. Сценарии тематических вечеров и
предметной недели английского языка в 5,6,7 классах. –
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
Г.Н.Федорова. Тематические вечера на английском языке. Пособие для
учителей средний общеобразовательных и специализированных школ. –
Москва – Ростов-на-Дону, «Март», 2005.
М.А. Сухоросова, А.А. Сухоросова, И.Н. Павленко,
Н.Н.Федотова “Сценарии школьных праздников на английском
языке” “Астрель” Москва 2003.
Е.Б. Спасская “Уроки английского языка” “Каро”
Санкт-Петербург 2000.
Гордиенко Е. “Сценарии постановок на английском языке для школьного
театра”. – М.: “Чистые пруды”, 2006 (Библиотечка “Первого
сентября”, серия “Английский язык”. Вып. 4(10))
Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения. – М.,1977. –
С.3-5.
Болотова В. Г. “Традиции празднования Рождества и нового года в
англоязычных странах” - С-П “Книжный мир” 2001, 32 с.
Гордиенко Е. “Сценарии постановок на английском языке для школьного
театра”. – М.: “Чистые пруды”, 2006 (Библиотечка “Первого
сентября”, серия “Английский язык”. Вып. 4(10))
http://fun4child.ru/1851-christmas-poems.-stikhi-pro-rozhdestvo-na.html
: http://pesochnizza.ru/english/poems-on-christmas
www. iyazyki.ru
http://prosv.ru/umk/starlight/info