Формирование основ этнической культуры школьников средствами географического краеведения
Скачать презентацию (3.77 МБ)
Скачать презентацию (5.18 МБ)
Скачать презентацию (3.13 МБ)
Скачать презентацию (9.06 МБ)
Скачать презентацию (1.77 МБ)
Язык отцов, обычаи и нравы
Мы в чистоте сквозь годы пронесем
И возвеличим честь твою и славу,
И красоту земную сбережем.
Климов В.В.
Земля – наш дом. В разнообразных квартирах этого дома хранится много ценностей, причем таких, которые можно и нужно передать по наследству потомкам. И, конечно, у нынешних хозяев дома по существу две заботы: первая – отыскать, сберечь и передать наследство, вторая – подготовить разумных наследников.
География и краеведение – направления взаимосвязаны. Географическое краеведение входит в учебную программу с VI класса, оно дает возможность формирования этнической культуры у школьников.
Работу по формированию этнической культуры школьников можно проводить в форме этнографического и этнического видов туризма. Под первым в туристике понимают организацию специфических (заочных, очных) путешествий на уроках краеведения, главная цель которых – сбор, изучение и анализ информации, связанной с культурой, традициями, бытом, обрядами, культурно-историческими ресурсами и другими атрибутами, присущими коми-пермяцкому народу. Цель второго – рекреация в процессе знакомства с материальной и духовной культурой.
В современных условиях информатизации общества и гигантского роста информационных потоков в системе образования ставится задача обеспечить условия для развития у учащихся умений и навыков работы с информацией, самостоятельного добывания знаний, моделирования. Для этого широко внедряются разнообразные технологии обучения, например учебно-проектная деятельность.
Учебно-проектная деятельность – один из эффективных методов организации заочного образовательного туризма на уроках географического краеведения. Внедрение учебно-проектной деятельности позволяет мне организовать освоение современных информационных технологий, формировать у учащихся необходимые навыки самостоятельной работы с современными справочно-информационными системами.
Методика проектирования учебной деятельности состоит из нескольких этапов, на каждом из которых происходит последовательное уточнение проекта:
1. Постановка задачи, для решения которой учащимся необходимо и желательно использовать информационные технологии;
2. Продумывание и обсуждение способов решения проблемы, отбор наиболее продуктивных идей;
3. Конкретизация идеи, планирование временных, пространственных рамок проекта, распределение ролей его участников;
4. Поиск источников информации по данному вопросу, знакомство с имеющейся информацией в различных источниках, подбор материала;
5. Выбор инструментов решения задачи, освоение новых приемов работы с информационными системами;
6. Планирование работы над ходом проекта;
7. Выполнение работы по проекту, детализация плана, структуризация проекта;
8. Анализ и корректировка результатов деятельности;
9. Представление отчета по проекту.
Опыт показывает, что правильно выбранная тема помогает успешно выполнить проект и увлекает детей. Меня всегда привлекала красота архитектурных памятников в городе, в селах нашего округа, и поэтому на этот раз детям было предложено составить проект “Культурно-исторические ресурсы Коми-Пермяцкого округа (далее КПО) и возможность их использования в школьном образовательном туризме”.
Проблемой нашего исследования стали: ограниченные возможности для полноценного развития и самореализации проблемных территорий КПО. Один из путей разрешения этой проблемы, я думаю, возможен на основе разработки проектов использования культурно-исторических ресурсов.
В сложившейся в России системе природопользования проблемные (особенно северные) территории, занимающие 2/3 площади страны, служат в основном источником минерального и углеводородного сырья. В то же время мировая практика показывает, что устойчивое развитие проблемных территорий возможно на пути поиска новых ресурсов. Альтернативой промышленному или агро- и лесохозяйственному освоению пространства может выступить рекреационное (от англ. recreation – “восстановление сил”, “освежение”, “отдых”). Рекреационные ресурсы подразделяются на две большие группы: природно-рекреационные и культурно-исторические.
С каждым годом возрастает интерес к объектам культурно-исторических ресурсов, а это объекты археологического, этнокультурного, историко-мемориального, архитектурно-градостроительного наследия округа.
Коми-Пермяцкий округ – территория богатая культурно-историческими ресурсами, которые могут стать, на мой взгляд, основой развития туристического бизнеса в округе. Кроме того, туризм, в свою очередь, поможет решать проблему “утечки” молодого поколения за пределы округа, ведь туризм – наиболее доступная и рациональная форма активного отдыха молодежи. Как правило, рекреационные ресурсы определяют формирование туристического бизнеса в том или ином регионе. Эти ресурсы имеют основные свойства: аттрактивность (привлекательность), доступность, степень изученности, экскурсионная значимость. [4]
Цель предложенного проекта: выявить аттрактивность (привлекательность) культурно-исторических ресурсов Пармы.
Задачи:
1. По собранным литературно-картографическим материалам раскрыть специфику культурно-исторических ресурсов КПО;
2. Разработать маршруты путешествий “По дорогам Пармы”.
Работа над проектом была завершена деловой игрой в форме проведения рекламной компании фирм. “Менеджеры туристических агентств” сопровождали свои выступления эффективными демонстрациями слайд-шоу, раздачей красочных рекламных проспектов, например:
Дамы и господа! Мы предлагаем вам увлекательную поездку по историческим местам родного округа, где вы узнаете больше об истории округа и поселениях исторической важности.
Экскурсия начнется в столице Коми-Пермяцкого округа – г. Кудымкаре [5] (от Свято-Никольской церкви и Окружного управления Строгановых), пройдет через Юсьвинский район: село Юсьва, поселок Майкор и закончится в поселке Пожва. [4]
Юсьвинский район, расположенный близ р. Камы, имеющий хорошее транспортное сообщение с соседними регионами, получил наибольшее развитие как в промышленном, так и в историко-культурном отношении. Объекты культурного наследия, обладающие ценностью не только местного значения, но и регионального, встречаются в основном в крупных населенных пунктах – селах Юсьва, Архангельское, поселках Майкор, Пожва (в 1990 г. отнесен к категории исторических населенных мест России). [6]
Поездка рассчитана на 3 дня. Первый день: экскурсия по г. Кудымкару с остановкой в гостинице, в ходе которой вы ознакомитесь с памятными местами города. Второй день: посещение села Юсьва и поселка Майкор. Третий день: посещение поселка Пожва с остановкой в доме заводовладельца. [7]
... Века прошлого постройка –
Раньше князь здесь проживал.
А сейчас здесь санаторий –
Приезжай, кто не бывал.
Несомненно, полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.
Подводя итоги, необходимо отметить то, что поставленная в работе над проектом цель учащимися была достигнута. Выбранные методы исследования позволили группам сделать следующие выводы:
- Богатые культурно-исторические ресурсы родной Пармы свидетельствуют о жизни коми-пермяцкого народа, развитии национальной культуры, художественных вкусах, строительном искусстве; [2]
- Исследования доказали, что время сохранило для будущих поколений районов Пармы немало памятников деревянного зодчества и каменной архитектуры, построенных в основном в стиле классицизма; [7]
- Среди памятников архитектуры и градостроительства на территории округа выделяются памятники гражданской, жилой, культурной, торгово-промышленной архитектуры и памятники науки и техники. По сохранившимся памятникам можно судить не только о материальной, но и о духовной жизни коми-пермяков; [4]
- И все же мы думаем, что работу по выявлению и обследованию культурно-исторических ресурсов округа не следует считать завершенной. Требуется проведение дополнительных изысканий, касающихся как традиционной культуры, архитектурного наследия, так и истории края, в том числе новейшей;
- Проблема сохранности, восстановления памятников является актуальной в наши кризисные дни. Развитие туристического бизнеса в округе в какой-то степени поможет решать эту проблему; [3]
- Учащимся стало известно, что наш город живет в разных исторических эпохах, ощущая связь времен. Не случайно город Кудымкар в 2010 году стал единственным муниципалитетом Прикамья, который второй раз (первый – в 2007 г.) становиться победителем краевого конкурса и завоевывает звание центра культуры Пермского края. Проекты, которые будут реализовываться, позволят привлечь дополнительные средства, что даст возможность развивать познавательный туризм и формировать основы этнической культуры жителей нашего округа. [1]
Литература.
1. Зубов Ю.П. Кудымкар: от истоков до наших дней. – Пермь: Горт. 1998. С. 5-22.
2. Ратегова Л.П. Гордость Пармы. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2008. С. 132-147.
3. Ратегова Л.П. Даты, события, люди... – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2001. С. 95-159.
4. Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Справочное издание. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2000. С. 271-273.
5. Кудымкар – город Кудым-Оша. – Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2007. С. 11-15.
6. Наш край. Выпуск 9. – Пермь: Алекс-Пресс. 2005. С. 83-89.
7. Наш край. Выпуск 10. – С-П.: Маматов. 2009. С. 23-24.